статья

Сам себе продюсер
Сам себе продюсер

Многие исполнители из тех, кто еще не выпустил ни одной пластинки, мечтают это сделать, но в силу разных причин не получается. Не важно, рок или техно, поп-музыка или jazz. Что же делать, если желание есть, но злые дядьки в рекорд-компаниях вас не слушают и не хотят выпускать ваш диск? Быть может, выпустить его самому? Почему бы и нет. Как и везде, тут тоже есть свои минусы и плюсы.

Плюсы: полная независимость, никаких сторонних трат, все под контролем, руки развязаны – можно все. И правда, вы можете делать все, что угодно, никто не будет вами командовать, говорить, что записывать, как оформлять и т.д. Вы можете воплотить в жизнь все свои мечты.

Минусы: большой объем работы, нет сети дистрибьюции, рискуете деньгами. Основной минус – это риск. Т.к. вы не можете быть уверены в успехе диска на 100%, а значит и та сумма, которую вы потратите на изготовление диска, может быть выброшена коту под хвост. Но от этого не застрахованы и самые именитые артисты.

Предположим, что вы все-таки решились и готовы рискнуть (жанр не имеет значения). Тогда поехали.

Первое, что вам необходимо – записать материал, само собой. Т.к. студий звукозаписи уже довольно много, то и проблем с этим быть не должно. Другой вопрос – что записывать. Если вы действительно талантливый человек, то и проблем с текстами у вас не возникнет. А если же возникла такая проблема, то вам на помощь придут объявления. Если вы посмотрите на последнюю страницу этой газеты, вы увидите там объявления о продаже уже готовых текстов или же написании их под заказ. Стоимость тут зависит только от автора. Можно купить отличный текст за 10 тысяч белорусских рублей, а есть люди, которые продают «кошмарный ужас» за 50$. Цена возрастает по мере детализации ваших желаний. Если вы скажете, что текст должен быть о несчастной любви физика-ядерщика к доярке седьмого разряда с планеты Плутон и текст должен быть сдобрен цитатами из Маркса и ссылками на книги Мураками и при всем этом не длиннее двух минут, то цена может достать до потолка. Но легче попросить у друзей, знакомых, но вот только не стоит брать известные стихи и стихи людей, которых вы не знаете лично и тем более без их согласия. Можете и проскочить, а могут и засудить. Сядьте сами, напрягите мозг, может, что-нибудь и напишете.

Также вам нужна музыка, если вы, конечно, сами ее не пишете. Если вы не поете, а именно пишете музыку, то для вас это вообще не проблема. Если вы играете на каком-нибудь инструменте (хорошо играете (!)), то не стесняйтесь использовать этот инструмент в аранжировках. Но, допустим, что музыку вы не пишете, а значит, ее также необходимо купить. Если бюджет ограничен, то обращаться следует к людям менее раскрученным. В Интернете их много, и цены у них могут быть от 10 до 50 долларов. Как правило, битмейкеры от хип-хопа могут делать и потрясающие поп-аранжировки, стоит только их расшевелить. Объявлений в газетах и Интернете хватает. Если вы не доверяете нашим ребятам, то обратитесь к зарубежным аранжировщикам. Благо, цены в странах бывшего соцлагеря не сильно выше наших. Из зарубежных лично могу посоветовать Slide Beats (Польша), Kvazar Music (Россия), Sceptic Beats (Польша), SinDrom (Россия). Есть два варианта заказа аранжировки. Либо вы говорите: «Любовная лирика, романтика, добрая, счастливый конец» – вам пишут музыку, и потом вы кладете на эту музыку вокал. Второй вариант – вы приносите аранжировщику текст, и уже вместе с ним придумываете мелодию и работаете над деталями.

Многим уже понятно, почему не стоит идти к известным аранжировщикам. Да, это престижно, и если вы скажете «А мне музыку писал такой-то» – это, конечно, произведет впечатление, и вы и правда получите качественный продукт, но! Но дело в том, что минские аранжировщики с выходом закона об обязательной доле присутствия белорусов на радио потеряли ощущение реальности и за очень простую музыку просят чуть ли не тысячу (а часто больше) долларов. При этом точно такую же аранжировку (а может и лучше) вам сделает и 19-тилетний паренек, но за сумму в десять раз меньше. Итак, со стихами разобрались, музыку заказали, записали все это на студии. Теперь нужно это все свести и смастерить. За это также придется платить. Как правило, платят не за каждый трек, а за сведение и мастеринг всего альбома. Так удобнее и дешевле в итоге. Точных цен не скажу, но ориентируйтесь где-то на 300-500 долларов за весь альбом.

Не стоит забывать и о гостях. Слушателю может стать скучно после десятой песни, где один и тот же голос. Поэтому разбавляйте себя гостями. Не 1:1 конечно, это уже сборник дуэтов получится. Делайте умнее. Если вы поп-исполнитель, то отдайте один куплет в песне рэперу, еще одну песню спойте вместе с другим исполнителем, попробуйте поиграть с жанрами, пригласите людей, которые работают в другом жанре. Если будут зарубежные гости, то это лишь на пользу. Особо эстетствующим личностям можно посоветовать камео. Это интересно и интригует. Если у вас нет знакомых, которые могли бы вас разбавить, то Интернет вам в руки. MySpace творит чудеса.

Если же вы инструменталист и выпускаете инструментальный альбом, то также не стоит записывать одну только музыку. Вокал, пусть и в минимальным дозах, но должен присутствовать. Пусть он будет сильно изменен фильтрами, пусть его будет мало, и только в паре треков, но пусть будет. Когда альбом закончен на 70-80%, время начинать «рекламную компанию». Важнейшее правило рекламной компании независимого артиста – роль Интернета и друзей не нужно недооценивать! Вы себе не представляете, чего можно добиться, если подключить своих друзей к какому-то делу. На музыкальных сайтах оставьте сообщение о скором выходе вашего альбома, не забывайте и о бумажной прессе, разошлите по локальным газетам пресс-релиз (составить его можно и самому, это несложно), может быть, кто-то откликнется, предложат интервью и так далее. Текст не следует делать чересчур эмоциональным, напишите, кто, когда, какой жанр, сколько песен, кто в гостях, чем интересен этот альбом и почему на него стоит обратить внимание, присоедините к сообщению обложку.

Кстати, об обложке. Если вы сами рисуете, то это уже хорошо, а если рисуете и у вас есть вкус, то вообще замечательно, т.к. вы можете создать такую обложку, какую «видите». Если же нет, то придется обратиться к художникам/дизайнерам. Цены божеские, от 20 долларов и выше. Из, опять же, личного опыта могу рекомендовать leFreim_lab (Беларусь) и Malice Design (Россия). Две отличные мастерские, где вам сделают именно то, что нужно. При этом первая более ориентированна на коллажи, а вторая на прорисовку. Нарисовать обложку – одно, ее еще нужно и распечатать. Тут цены также варьируются по всей стране. Цена зависит от толщины бумаги, матовая или глянец, двусторонняя или нет. Но ориентировочно одна обложка обойдется вам в 20 центов.

Но обложкой оформление не заканчивается. Вам ведь нужен хороший продукт. Теперь нужно и о других частях оформления позаботиться. Нужны коробки. Если вы собираетесь делать стандартную упаковку, то вам нужны jewel-коробки. Это стандартные коробки, в которых продают все диски. Оби бывают с черным гнездом (та часть, где размещается сам диск) и прозрачным. Цена на коробку с черным гнездом – 20 центов, с прозрачным – 21. Просто коробка выглядит несолидно, так что еще желательно бы купить полипропиленовых конвертов (это те же пакетики, в которых в магазинах лежат диски). Стоят они по 4 цента за штуку. Итак, если вы выпускаете диск тиражом в 500 экземпляров, то за коробки и пакетики вы отдадите
0,21*500+0,04*500=125 долларов.

После того (а может и до), как вы купили «детали» и получили стопку обложек, время печатать сам диск. Делать это можно самому дома, либо обратиться в специализированные фирмы. Если вы хотите сэкономить, то вынужден вас огорчить – много сэкономить вряд ли получится (хотя можете попробовать). Итак, что вам нужно: пустой диск, нанести изображение на этот пустой диск (покрасить), записать информацию на этот диск. Тиражирование сотни дисков вам обойдется ориентировочно в 90 долларов, чем больше тираж, тем больше скидки. Так, за 500 дисков вы заплатите уже не 450 долларов, а примерно 400. Во время тиражирования дисков на заводе вы можете заказать упаковку, т.е. на том же заводе ваш диск вложат в вашу коробку. Само собой, сначала придется в коробку вложить обложку (заднюю). А вот раскладывать диски по пакетикам и вкладывать переднюю обложку придется самому. Кстати, стоит операция вложения 3-4 цента за диск.

Как раз на стадии тиражирования и сборки дисков нужно приступать к другому этапу промо-кампании. Попытайтесь связаться с администрацией музыкальных сайтов и организовать Интернет-премьеру сингла. Конечно же, сингл должен быть ударным. Чем сильнее зацепит слушателей песня, тем больше вероятность, что диск будет успешным. Но не нужно зацикливаться на Интернете. Идите на радио. Белорусским исполнителям на радио будут рады (мы полагаем, что диск качественный). Отказали на одной радиостанции, идите на другую. Станций достаточно. Если вас не взяли на столичные, не беда, ведь в областях тоже есть жизнь, и радиостанции там более лояльны к исполнителям. И вот ваш трек взяли, ура! Если поставят ваш трек в 4 часа утра, не расстраивайтесь. Вот когда будете знамениты, тогда будете ставить условия. А пока и так неплохо. Если зацепит слушателей, то они «потребуют» поставить трек в активную ротацию.

Диск готов, он у вас в руках, ваш трек все-таки пробился на радио, но этого мало. Разошлите свой диск в звукозаписывающие компании Беларуси и ближнего зарубежья. Конечно, шансов не так много, но они есть. Далее идут клубы, отсылайте туда, если хорошая вещь, то немало вероятно, что вас пригласят выступить (особенно это касается ди-джеев). Если вы уверены в хорошем качестве (какой же исполнитель не уверен), то отдайте диск на растерзание газетным критикам. Пусть напишут рецензию. Рискованно, но может и сработать.

Все сделали, разослали, раздали и сидите дома с 450-ю дисками из 500. Поздравляю, вы столкнулись с главной проблемой. Нет дистрибьюции, вы не можете продавать свой диск через магазины, т.к. у вас нет акцизных марок. И это беда. Можете отдать свой диск пиратам, они могут рискнуть и сделать для себя еще копий 50-100 (для вас это, конечно, бесплатно). Единственное, что вам остается – продавать диск с рук. Это тяжело и медленно, но другого выхода нет. Подключите друзей, знакомых, «сарафанное радио» работает отменно.

Но самое важное, что вы должны сделать для того, чтобы о вас узнали – устроить презентацию диска. Стоить это будет много, но это действенно. Вообще, о проведении презентации нужно писать отдельную статью. Скажу лишь, что снять «Реактор» на 5 часов (с 17 до 22) стоит 500 долларов, «Граффити» на 4 часа – что-то около 250.

Ну вот, теперь у вас есть собственный альбом, который вы выпустили сами, ни от кого не завися и никому не подчиняясь. Давайте подсчитаем, во сколько это вам обошлось (берем средние цены). Тексты вы нашли бесплатно + (музыка, ~14 аранжировок * 70$= ~1000$) + (400$ мастеринг и сведение) + 40$ обложка + (коробки, пакетики, обложки, тиражирование 125+125+400= 650$) = ~2100$. Примерно столько же стоит одна аранжировка какого-нибудь среднего московского композитора. Как видите, довольно дорого, но это если ориентироваться на поп-музыку. Если же вы представитель другого жанра, то и затраты у вас будут другими. Может быть дешевле на половину, а может и дороже. Но если вы в себе уверены, то пробуйте. Будни независимого артиста, конечно, тяжелы, но все реально, нужно только постараться, и все получится.



НочнойКот Liquid.heaven@gmail.com

© 2007 Музыкальная газета