статья

Масскульт как носитель высокого
Масскульт как носитель высокого

Массовую культуру у нас мало кто связывает с высоким искусством. Мол, так, баловство. Там, дескать, даже на обложках не живопись, а либо мазня, либо банальная витрина фотоателье. И все ж не зря предки говорили о многозначности каждой вещи, вот и мы попробуем разглядеть что-то достойное и даже великое... на обложках белорусских альбомов поп-музыки.

В 2004 году БМАgroup повторным тиражом издала альбом «Вэсначуха» знаменитого рок-бэнда UR’IA, обложку которого украшают репродукции картин великого белорусского хуложника-космогониста Язэпа Дроздовича (1888-1954). И не случайно. Дело в том, что и музыканты группы UR’IA исследуют в своих произведениях космос белорусской этнической культуры, хоть и работают в области, казалось бы, чужого нам психоделик-рока. Первое издание с шикарным, богато иллюстрироаваным буклетом издавала в 2000 году немецкая фирма Aria Records F.A., а новый выпуск был хоть и попроще, но все картины Язэпа Дроздовича включались отдельным файлом в мультимедийный трек диска. Интересно, что позже, издавая второй и третий альбомы «Калі чакра» (2006), «Рай коню» (2007), UR’IA снова взяла на обложки средством визуализации своих музыкальных образов картины того самого Язэпа Дроздовича, изящный памятник которому стоит перед юго-западным входом в минское Троицкое предместье.

Еще более богатую сокровищницу изобразительного искусства (но уже современного) предлагает в себе альбом «Вам слова, Джон Ячмень!» ритм-энд- блюзовой группы P.L.A.N. (2003). Во-первых, лидер коллектива Андрей Плесанов сам небанальный художник, о котором немало рассказывали белорусские журналы («Беларусь», «PROдизайн», «Крыніца»), голландские и чилийские каталоги, а поляки даже кино сняли, поэтому на приложенном к музыке мультимедийном треке вас ожидает путешествие по выставке его работ в живописи, графике и боди-арте. К тому же Андрей – еще и известный коллекционер авангардной живописи, и из его коллекции прямо на обложку этого пивного (с подачи Роберта Бернса) альбома попали картины белорусских художников соответствующей пенной тематики – Андруся Меренкова (титул) и Дмитрия Суриновича (задник).

А в уже подготовленном Плесановым к выпуску пятом альбоме группы P.L.A.N. («Шлях да каханай», 2007) тему любви помогли ему раскрыть в 20- страничном буклете и другие образцы его богатой коллекции (литовец Стас Суринт, тот же наш Суринович, сам Плесанов и другие). Получилась целая книжка-каталог, сама по себе ставшая художественной ценностью (я даже подумал, что неплохо было бы издать колоритный художественный альбом- фолиант из тех уникальных картин). Да и P.L.A.N.’овский диск с ними слушается резвее: музыка играет, а ты веселые картинки рассматриваешь – любота!

Стоит заметить, что сама живопись Андрея Плесанова украшает не только его собственные музыкальные альбомы. Например, в 2006 году минский лейбл VolaMusic выпустил в свет к 20-летию ядерной катастрофы в украинском городе Славутич концептуальный рок-сборник «Чарнобыльскі вецер», куда на обложку попало пророческое живописное полотно А. Плесанова «Саркафаг» (1971). Прикольно, что детишки, балующиеся в Интернете журнализмом, нарекли его рисунком. А это реальная высокая живопись, написанная (а не нарисованная) классным мастером, родоначльником целого направления в живописи – немецкий искусствовед Томас Штраусс назвал это синтезом переосмысления лучших традиций русского авангарда 20-30-х годов ХХ века с идеями супрематизма Малевича и Филонова, с добавлением элементов кубизма Кандинского. И от картин Плесанова действительно шизеешь не меньше, чем от его чарующих мелодий.

На плечах шоу-бизнеса одинаково интенсивно пробиваются в свет не только знаменитые художники, но и менее удачливые. Порой воскресают даже потерявшиеся во времени имена. Например, Михасю Черноусу в эпоху тоталитарного прессинга 70-х так и не удалось донести до публики свой пессимистический взгляд на жизнь и, окончив Минское художественное училище, он так и остался известным разве что дирекции одного из столичных гастрономов, где рисовал наглядную агитацию. Но в 2002 году группа PARTYZONE, выпуская свой альбом «Трэба рабіць» (БМАgroup/Prynamsi Records), взяла его сюрреалистическое полотно 1977 года на обложку и... создала раритетный прецедент: в музыкальных магазинах среди однообразных цветных фоток улыбчивых пареньков и девчат этот диск отчетливо привлек внимание своей нестандартностью и, естественно, был быстро распродан. Благо и музыка не подкачала.

Поскольку из изобразительного искусства никак не выбросишь и монументализм, так назовем и несколько имен скульпторов или хоть их работы, заарканенные шоу-бизнесом. Смотреть будем опять же сквозь призму белорусского рок-н-ролла. Например, вспомним альбом короля отечественного indie- rock Александра Помидорова «Свята пакрадзенае» (2002, PRLtd). Здесь на обложку вынесен разрушенный временем былой символ могущества из камня, красовавшийся лет еще с десяток назад перед Минским дворцом водного спорта, – теперь раскрошенные дождем и ветром мышцы титана символизируют разве что безнадегу человеческой суеты.

А вот рэперам, выпустившим полноформатный сборник белорусских (и белмовных) хип-хоп-читанок «Пасадзіў DEAD RAPку/Rap Not Dead» (2004, БМАgroup), дизайнер А. Плесанов (тот самый) символом непокорности выбрал памятник Марату Казею в минском сквере Янки Купалы (скульптор С. Селиханов): смотришь на этого юношу с автоматом в одной руке да гранатой наотмашь в другой и... невольно веришь, что «rap not dead». Мол, рэперы не сдаются, сержант Васюченя, подай гранату.

Не впервые попадает в поле зрения белорусского шоу-бизнеса и наш знаменитый как раз своей архитектурой театр оперы и балета (архитектор И. Лангбард). В 50-х годах его силуэт был даже узнаваемой эмблемой минского завода грампластинок... аж до времени его закрытия (теперь там, возле гостиницы «Турист», зеркальная фабрика). Через сорок лет силуэт театра сыграл свою роль в альбоме «Дом культуры» нашей культовой группы N.R.M. (2002, West Records).

Естественно, во всех этих примерах отчетливо прослеживается переосмысление содержания произведений, избранных дизайнерами шоу-бизнеса. И это тем более подчеркивает их узнаваемость.

А вот художнику Алесю Пушкину именно шоу-бизнес создал эту узнаваемость, поскольку многие посетители его художественных выставок ощутили неожиданность лицезрения среди картин... обложки популярного музыкального альбома «Я нарадзіўся тут» в шикарном багете. Да, на обложке там – живая картина. А ведь альбом тот создали музыканты действительно культовых групп N.R.M., KRIWI, известные барды и певцы С. Соколов-Воюш, А. Помидоров. Пластинка переиздавалась уже трижды (2000, 2002, 2004), разнося на своих буклетах кроме прочего имя и работу художника Алеся Пушкина. Но вернемся к классике. С 2001 года издается лейблом БМАgroup и продюсером Арынай Вячоркай серия музыкальных дисков «Легенды Вялікага Княства», где современные исполнители (группы СТАРЫ ОЛЬСА, КАМЭЛОТ, CONTREDANCE и др.) исполняют музыкальные памятники белорусского Средневековья. На обложку второго выпуска серии («Старажытная зямля», 2004) дизайнер Змитер Герасимович поместил живописное изображение Мирского замка с литографий по акварельным русункам Наполеона Орды. В буклете издания есть и другие репродукции работ знаменитого белорусского художника ХІХ века. Правда, это касается только первого тиража названного издания.

Что касается упомянутого здесь ранее барда Сержука Соколова-Воюша, то в 2007 году у него вышел и собственный полноформатный альбом «Песьні лісоўчыкаў», на обложку которого попала даже картина Хармеса ван Рейн Рембрандта с портретом... лисовчика – вольного белорусского вояра ХVІІ века, коих знали тогда по всей Европе. Здесь уже наш масскульт, не растерявший исторических контекстов, объединяется с мировым изобразительным искусством.

Рембрандт, Наполеон Орда, Язэп Дроздович, Алесь Пушкин, Андрей Плесанов, Андрусь Меренков, Змитер Суринович, Михась Черноус... – это имена вовсе не звезд белорусского шоу-бизнеса (разве что кроме Плесанова), но поклонникам национального масскульта они уже явно не чужие.

Витаут МАРТЫНЕНКА
vmartynenka@gmail.com




© 2007 Музыкальная газета