обзор

Чырвоным Па Белым
Крывавы сакавік

Крывавы сакавік
(c) 2006-2007 ЧЫРВОНЫМ ПА БЕЛЫМ
(r) 2007 Ambasada Music Group
20tks/59mins

Как было сказано в пресс-релизе, «вышел новый альбом группы ЧЫРВОНЫМ ПА БЕЛЫМ, эффект годовой студийной работы коллектива; это новый уровень не только в нашем хип-хопе, но и во всей белорусской поп-музыке; диск содержит инструменталы с большим количеством скрэтчей одного из лучших рэп-композиторов Польши DJ Spox’а, тексты на разные актуальные темы и... увеличенный состав: теперь ЧПБ -- это четыре MC (Krou, Realize, Zeman, Jaycop), у которых в гостях еще и знаменитые коллеги по рэп-цеху ТАРТАК (Украина), Струч из UMBRIACO (Россия), DUZE PE (Польша)».
Основателем и лидером группы в конце 2004 года стал так называемый Кроў, превративший CPB в единственный профессионально раскрученный, а посему и самый известный белорусскоязычный рэп-проект. Кстати, именно через Интернет коллектив достиг своего звездного статуса, ибо первый его промышленный CD профессиональные продюсеры выпустили лишь в 2006-м, открыв дорогу в мюзик-шопы сети «Мистерия Звука» и в международные Интернет-магазины.
Переходя к анализу концептуального альбома CPB, должен признаться: тяжела все ж доля рецензента, желающего прослыть объективным и вдумчивым аналитиком. Как бы тебе ни нравился определенный стиль, но как не заметить, что большинство людей слушает уже иную музыку. И хоть рэп, эту музыку чернокожих, я не очень люблю, но ведь из белорусских групп не мой любимый PARTYZONE или P.L.A.N., а именно рэповый CPB тотально проник в массовое сознание: то из телефонного рингтона в автобусе вдруг услышишь: «Два-нуль-нуль-шэсць, гэта Кроў, СPB...», то на вокзале встретишь группку молодежи вокруг владельца mp3-плеера, слушающую легендарный уже хит «Не жадаю быць героем Беларусі». CPB везде: в Интернете, в газетных рецензиях и спорах... И белмова не мешает.
Полноформатный альбом «Крывавы сакавік» начинается с признания, что в этих песнях музыканты будут «ездзіць слухачу па вушах», и неслучайно на диске стоит спецремарка: «Увага! Ненарматыўная лексіка».
Против кого направлена энергия этого словесного поноса, говорят уже сами названия: «Памідор/Off» (о знаменитом рок-певце Александре Помидорове), «Бел-шоў-біз» (тут уж всем досталось -- Вячеславу Кореню из группы ULIS, поп-певице Полине Смоловой, фестивалю «Басовішча», да и коллегам по рэп-цеху вроде Сереги и группы PLEASE, MR. STAHL). Можно бы и обидеться на молодых несдержанных мегазвезд, ведь проехались и по моему тексту «Пасадзіў дзед рэпку», написанному для того самого PLEASE, MR. STAHL, но лидер названного проекта Андрей Плесанов в своем недавнем интервью резонно поблагодарил юношей за хорошую рекламу. А особенно за то, что песню виртуозно процитировали, хоть и сказали: «PLEASE, MR. STAHL, не рабі такой х...ні больш, гэта не твой стайл».
Кстати, это именно те dissы в beefах, о нехватке которых на белорусском рынке говорилось в статье «МГ» (N 24 за 28 июня с.г.) «Beefштекс с картошкой». И мы процитировали самое нормативное, а сколько еще более влиятельных лиц затронуты в резвых песнях ЧПБ. Но... Ругань для ребят не самоцель. Ведь не случайно они сохранили и свое пристрастие к высокой поэзии. В этом альбоме зазвучал в рэпе даже великий Анатоль Сыс, стих которого «У гэтай краіне» сделал песней бард Андрей Мельников, а CPB развили в рэпе.
О рэперах часто говорят, что петь они вообще не умеют, а только ритмично читать горазды, но на одной из недавних пресс-конференций кто-то из журналистов как раз и упрекнул в этом CPB, на что тут же в зале легко откликнулся песней сперва Кроў, а после и Земан подхватил свои хиты, а затем и классические белорусские мелодии. Жаль, они не предложили журналистам подхватить какую-либо родную песню, чтобы еще ярче прояснить: «А судьи кто?»



В. Мартыненка

© 2007 Музыкальная газета