статья

Музыкальные инструменты
Эра Leo Fender

«Фендер» – это такая же неотъемлемая часть бытия для гитариста, как соска для младенца. Идут годы, меняется мода, а овеянные легендами и осененные прикосновениями величайших музыкантов современности инструменты по-прежнему будоражат целые поколения поклонников электрогитары… Если спросить талантливых гитаристов, звук какой гитары они в настоящее время считают самым лучшим, ответы могут быть самыми разными. Если спросить, какой инструмент они считают «гитарой всех времен и народов», готов поспорить, что вы четко и ясно услышите – Fender. Что же особенного в этих инструментах? Что делает их лучше других по звуку и ощущениям? Почему современные конкуренты не могут добиться таких же возможностей? Полагаю, что ответ просто в том, что сегодняшние гитары Fender делаются исходя из тех же базовых принципов, которые установил основатель, Лео Фендер, в славный начальный период истории его компании.

Fender (Fender Musical Instruments Corporation) сегодня – это передовой, всемирно известный производитель гитар, басов, усилителей и другого музыкального оборудования. Обладая славной историей, с момента ее начала в 1946 году, Fender стал неотъемлемой частью мировой музыкальной индустрии, изменив музыкальную культуру на планете во всех ее жанрах. Jazz, rock-n-roll, country, blues и rock – везде присутствует дыхание Fender. А легендарные "фендеровские" инструменты Telecaster, Stratocaster, а также Precision и Jazz Bass провозглашены эталонами гитарного звучания!

В 1940-х годах южно-калифорнийский изобретатель Лео Фендер осознал, что он мог значительно улучшить процесс усиления акустических, полых инструментов, заменив их на цельнокорпусные (т.н. solid-body) инструменты. И уже затем он понял, что мог еще и упростить процесс их построения. Таким образом, в 1951-м Лео представил первый инструмент опытного образца, который будут в конечном итоге называть Telecaster. Телек, как в народе окрестили гитару, стал первым в истории гитаростроения цельнокорпусным инструментом испанского стиля и первой электрической гитарой, которая выпускается серийно. В том же году Лео Фендер выводит на орбиту новое революционное изобретение – бас-гитару. Играть на ней стало возможно так же, как и на гитаре – у нее были лады. Это придавало игре "точность" (рrecision), в отличие от безладовых акустических инструментов, которые в ансамбле были еще и плохо слышимы. Перед электрической бас-гитарой открылись бескрайние горизонты звукоусиления. Эти два исторических инструмента заложили фундамент для нового вида групп и создали революцию в популярной музыке. Теперь, в противоположность "биг-бэндам", электрические инструменты Fender позволяли меньшим группам музыкантов собираться, играть и быть услышанными многочисленной публикой в больших залах.

В 1954-м появился Stratocaster. Он объединил массу новшеств, основанных на отзывах профессиональных музыкантов, специалистов Fender и самого Лео. Тройка звукоснимателей предлагала больше тональных возможностей, гладкие очертания корпуса нового Stratocaster’а сделали игру более комфортной, а двойной вырез обеспечивал легкий доступ к верхним регистрам. Однако самым важным было дополнение Stratocaster’а новым типом механики вибрато (тремоло) – новшество, первоначально созданное для получения при игре звука гавайской гитары, столь популярного тогда в музыке кантри. Никто, возможно, тогда и не предвидел, что Stratocaster сможет настолько изменить популярную музыку. Оставшись неизменным с момента своего дебюта в 1954-м, Stratocaster сегодня – самая популярная и влиятельная электрическая гитара из всех, когда-либо существовавших на планете. Гитаристы всего мира вот уже более 50 лет полагаются на звук, удобство и универсальность Stratocaster’а.

Лео Фендер благодаря своей огромной творческой силе продолжал создавать революционные инструменты, которые со временем вошли и на десятилетия остались в разряде классических. Fender Jazz Bass, Jaguar, Jazzmaster и незабвенный Twin Reverb – все это живет и сейчас, благодаря Лео. …Из-за плохого здоровья Лео Фендер продает свое дело компании CBS в 1965 году. Компания Fender Musical Instruments существенно выросла за последующие 20 лет, но некомпетентность и нехватка реального понимания музыки и музыкантов руководством CBS постепенно стала очевидной. И чтобы вывести Fender на новый уровень, CBS в 1981-м меняет управление компанией. Билл Шульц становится президентом компании, поддерживаемый партнером Биллом Менделло. Их 5-летний бизнес-план был основан на увеличении рынка Fender с резким увеличением качества производимого оборудования, а также большой долей научных исследований.

Когда CBS сворачивает все направления бизнеса, не связанные с радиотрансляцией в 1980-х, группа служащих и инвесторов во главе с Биллом Шульцем выкупает Fender у CBS. Сделка, осуществленная в 1985 году, вновь вверила имя Fender в руки небольшой группы преданных людей, посвятивших свою жизнь созданию лучших гитар и усилителей в мире!

Новая компания Fender (Fender Musical Instruments Corporation) должна была начаться, что называется, из воздуха. В сделку не были включены ни здания, ни станки. FMIC владела только именем "Fender", патентами, бумагами и некоторыми запасами комплектующих.

Поддерживаемые группой наиболее преданных делу служащих, дилеров и поставщиков (многие из них были вместе с компанией со времен Лео Фендера), Билл Шульц и его коллеги намереваются восстановить "американскую легенду". Новый Fender импортировал гитары от достаточно надежных оффшорных производителей. Это продолжалось недолго, и на это были свои причины. Дело в том, что в городе Corona, штат Калифорния, строился огромный завод Fender. В 1985 году завод в Corona начал свою работу, где и по сей день, выпускаются инструменты с надписью "made in U.S.A.".

Вторым шагом команды Шульца было открытие в 1987 году завода в Ensenada в Мексике. Это дало возможность гитаристам всего мира получить более доступные инструменты Fender.

Еще одним шагом навстречу гитаристам стало открытие в 1987 году Fender Custom Shop в Corona. Это подразделение фабрики создавало уникальные инструменты Fender – мечту для профессиональных гитаристов и энтузиастов гитары. Руководство Fender всегда признавало важность политики открытых дверей для профессиональных музыкантов, воплощая их идеи в инструменты, полностью удовлетворяющие их индивидуальные требования.

С тех пор Fender Custom Shop известен в музыкальной индустрии как вершина гитаростроения и образец инструментального искусства.

Начиная с основания FMIC, популярность Fender возросла во много десятков раз. Сегодня Fender обеспечивает миллионы музыкантов всего мира не просто качественными, а легендарными инструментами. Гитары и усилители Fender имеют эпохальное значение, благодаря которым в мировой музыкальной культуре появились такие явления, как "гитарный квартет", "rock", "grunge" и другие. По характерному звучанию Fender мы узнаем наших кумиров с первых аккордов и можем воссоздать их звучание на своих гитарах.

В поисках новизны, чутко реагируя на потребности музыкантов, Fender продолжает выпускать инструменты, становящиеся новой классикой и имеющие коллекционную ценность: American Stratocaster и Telecaster, American Deluxe Stratocaster S-1, American Deluxe P-Bass и Jazz-Bass, гитары серий Anniversary и Custom Shop Masterbuilt.

Взяв под свое крыло выдающиеся торговые марки, среди которых Charvel, Gretsch, Guild, SWR, компания Fender дала им вторую жизнь.

Fender Stratocaster

Stratocaster родился в начале 1950-х в Южной Калифорнии, в расположенном неподалеку от Лос-Анджелеса Фуллертоне, родине Fender Musical Instrument Co. Весной 1954-го, когда Stratocaster был представлен взбудораженному, готовящемуся войти в эпоху рок-н-ролла музыкальному миру, он демонстрировал несколько новаторских, если не революционных характеристик. Самым радикальными для того времени нововведениями были система Synchronized Tremolo (именно с легкой руки Leo Fender слово "тремоло" стало использоваться для обозначения конструкции, осуществляющей вибрацию струн) и эргономичный дизайн корпуса Comfort Contour Body. Новая модель также имела еще целый ряд новшеств от Fender, таких как полностью регулируемый бридж с шестью независимыми седлами, три звукоснимателя с профилем сердечников и гнездо на верхней деке. Несмотря на большую сложность конструкции по сравнению с Telecaster, Stratocaster в той же мере следует философии Leo Fender о том, что инструмент предназначен для работы музыканта. Stratocaster унаследовал основные параметры предыдущих моделей электрогитар Fender, такие как корпус из ясеня, съемный цельный гриф из клена (без отдельной накладки), асимметричная голова грифа и простой колковый механизм. Весь комплект звукоснимателей устанавливался на одну пластину, крепящуюся поверх фрезерованного корпуса, так что каждый компонент мог легко быть снят и заменен при необходимости. Fender всегда обеспечивал практичность и функциональность своих продуктов. Он никогда не полагался на голую теорию или модные технологии. Только метод проб и ошибок и накопление опыта для производства все лучших гитар.

Эрик Клэптон: «Все, кто начинает играть на гитаре, делают это по разным причинам. Для кого-то самовыражение и реализация природного дара является абсолютной необходимостью. Кем-то движет желание быть похожим на своих кумиров. Лично у меня это было и до сих пор остается комбинацией обоих вариантов. Стремясь к этой, иногда недоступной цели, я перепробовал почти все гитары, какие только есть, и всегда безошибочно возвращался к Stratocaster. Это как возвращаться к себе домой. Stratocaster жесткий, но удобный, резкий, но чистый. Он настолько близок к идеалу, насколько это вообще возможно. Послушайтесь моего совета, возьмите Stratocaster в руки и поиграйте, я думаю, вы поймете, что я имел в виду».

Один из флагманов этой серии – ‘70 Stratocaster – это необычная модель. Настоящий отпечаток "того времени" – она сделана для гурманов, людей, которые пытаются выжать максимальное удовольствие. Эта модель – сладкое воспоминание о навсегда ушедших 70-х годах, о золотой эре рок-музыки, когда музыку творили великие: LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, PINK FLOYD… Именно на таких гитарах 70-х играет великий и ужасный Ritchie Blackmore. Чисто внешне '70 Stratocaster выглядит почти так же, как и все остальные его братья по Fender. Разве что большая голова грифа – в ней есть нечто серьезное и мужское. Ныне у Fender очень мало моделей с такой головой, и эта редко встречающаяся деталь делает эти гитары еще более модными. Обратите внимание на анкерный стержень – его регулировочная часть имеет пулевидную (bullet) форму и добавляет некоторой агрессивности в классический имидж. Изюминка '70 Stratocaster – в сочетании самой "звонкой" древесины. Ничто не даст вам более бескомпромиссного "фендеровского" саунда, чем ясеневый корпус плюс кленовый гриф и особое "на трех болтах" вместо современного "на четырех болтах" крепление грифа к корпусу. Такое крепление обеспечивает более сильную атаку и добавляет в звучание еще больше "того самого стекла", доводя его до максимума.

Для того чтобы вы почувствовали "старый тон" в полной мере, на эту модель Fender ставит особенные датчики, они копируют старые оригинальные звукосниматели 70-х годов с магнитами из сплава "алнико", позволяя добиться полной идентичности в звучании. Они звучат чуть мощнее и острее датчиков 50-х и 60-х годов. В датчиках 70-х больше "грубости" и больше блюза и рока в саунде. Они менее "сладкие" и "прилизанные". Это настоящая мужская гитара для сильных духом людей. Еще один привет из далекого прошлого – это тремоло-бридж. Его металлическое тело "отпечатано" на тех же самых станках, что использовал Fender с середины 60-х. Попробуйте ощутить в руках нечто подобное тому, что чувствовали J. Hendrix или R. Blackmore.

В современной прессе старое "фендеровское" тремоло не пользуется особой популярностью, но послушайте, как виртуозно, естественно и музыкально использует его Yngwie Malmsteen.

В отличие от современных гитар, гриф '70 Stratocaster имеет в профиль форму, близкую к "U". Это "потолще" нежели модерновые "С"-формы, и поначалу вы можете ощутить легкий дискомфорт в левой руке. Однако вы быстро привыкнете к такому грифу и поймете его преимущества, за которые его так любят звезды гитарной музыки по всему миру. Все дело в том, что на таком грифе намного удобнее играть стоя. Ваша левая рука будет чувствовать больше свободы и иметь более стабильную точку опоры на грифе. В процессе игры рука будет меньше уставать и, как следствие, вы сможете больше энергии уделять музыкальной составляющей. Ибо в конечном итоге цель этой гитары одна – музыка, настоящая "фендеровская" музыка в самых ее культовых проявлениях, и '70 Stratocaster – это инструмент для музыкантов, не для учеников и начинающих, а именно для тех, кому есть что сказать в музыке и сказать достаточно веско. Как это сделали в свое время великие мастера гитары, мастера «Стратокастера». Хранители духа Fender.

Продолжение следует



Игорь КАРПИК

© 2007 Музыкальная газета