статья

Пиратская альтернатива
Подискутируем?

О пиратстве написано множество статей. Чуть ли не трактатов. Но сегодня я хочу поговорить конкретно о музыкальном пиратстве. Так же я попытаюсь помочь вам взглянуть на пиратство под другим углом.

Пиратство всегда ассоциируется с негативом. В принципе, все правильно, ведь пираты зарабатывают деньги на таланте других. Гады, да и только. Но! Это же элементарная экономика – есть две стороны, у одной цена 10 т., а у другой – 6. К кому пойдут покупатели? Правильно, к тем, у кого 6 т. Вот и получается, что на каждый вложенный пиратский доллар приходится 2 доллара прибыли. Схема простая и работает она «на ура». И что только не делали большие боссы в звукозаписывающих компаниях, к каким только ухищрениям не прибегали – ничто не остановит пиратов. Мысль «зачем мне покупать диск за 10 тысяч, если я могу купить этот же альбом, но за 6? Не буду я переплачивать этим жмотам» приходит людям в головы исправно. Со всех сторон раздаются крики: «Вы воруете мои деньги, покупая пиратские диски»! К таким людям я вообще отношусь как-то не совсем хорошо, сперва они говорят, что музыка для них все, и они ее делают для души, а затем орут, что деньги у них крадут. К белорусским исполнителям это относится в меньшей степени, т.к. их пиратят неохотно и далеко не всех. Можно даже сказать, что пиратят избранных. И это правильно, т.к. из того продукта, что представлен у нас в музыкальных магазинах, практически ничего нельзя продать просто потому, что на этот товар нет спроса. А те, на кого спрос есть, вообще должны, как мне кажется, быть благодарны пиратам за то, что у них есть фанаты. Ведь если бы не пиратские диски по низкой цене, то многие люди так бы и не решились купить тот или иной альбом. И вот тут мы подошли к очень важному вопросу: «А были бы вы вообще так популярны, если бы не пираты»? Заработки у людей в нашей стране не так уж и велики, чтобы покупать диски за 10-15 тысяч. Существует разграничение (это не абсолютная истина, но все же): пиратки – для среднего класса и ниже, а лицензия – для людей более состоятельных. Допустим, вы – начинающий исполнитель, и баснословные гонорары вам пока только снятся. Вы выпустили пластинку, и что вам сейчас нужно больше всего? Конечно! Вам нужно найти своего слушателя и завоевать аудиторию. И тут вам на помощь придут пираты – они растиражируют ваш диск, и о вас узнает намного больше людей, чем количество лицензионных дисков. Ничего плохого тут нет. Правда, есть одно немаловажное условие – ваша аудитория. Например, у рэпа в нашей стране аудитория – подростки. И как факт стоит принять то, что им куда проще взять диск у друга, скачать из Сети (!), купить пиратскую болванку. А, например, аудитория того же рока совсем другая, и там людям уже «по статусу» и возрасту положено иметь лицензионный диск своей любимой группы, ибо пиратки – несолидно.

Следующее, о чем я просто обязан сказать – качество. Исполнители часто говорят, что качество пиратских дисков настолько плохое, что от него чуть ли не страдает мозг. По моему скромному мнению – это маразм какой-то. Пираты не такие уж и глупые люди. Содрать диск с битрейтом 320 не составит труда даже для детсадовца. А ведь этот битрейт гарантирует CD-качество, т.к. там обработка идет лишь математическая. А затем содранные треки преспокойно записываются на болванки. И где же потеря качества? Конечно, исполнитель, привыкший слышать себя только на студии, из дорогущих колонок по 4 тысячи долларов, почувствует разницу, но вот обычному слушателю это все не нужно. Домашняя аудиосистема, автомагнитола, наушники – потери в качестве по сравнению с лицензией он не услышит. А исключения, когда пираты и правда косячат, настолько редки, что только подтверждают правило. Так что миф о резком отличии качества развеян.

Еще одно утверждение, которое нужно рассмотреть – качество упаковки. Технологии развиваются, и то, что раньше стоило кучу денег, сейчас можно купить за копейки. Так что заявление о том, что качество упаковки у пиратов просто кошмарное не совсем правдиво. Безусловно, одна из главных задач пирата – сэкономить на всем, чем только можно, и получить максимальную прибыль. Но в последние пару лет стали появляться люди, которые вкладывают в пиратку чуть больше, чем остальные, и в итоге их диски просто приято держать в руках. Хорошая полиграфия, не одинарный вкладыш- обложка с «левым» изображением, а целая мини-книжка с фирменным оформлением, качественные цвета на самом диске – все хорошо, и отличить такой диск от лицензии трудновато. Практически 1 в 1 лицензия. И это – проблема. Т.к. человек может быть абсолютно уверен, что покупает лицензию. Ведь продавец сам не признается, что торгует пиратскими дисками.

Еще один пункт – mp3. В наше время, когда доступ в Интернет становится все дешевле и дешевле, mp3-плееры практически вытеснили с рынка CD- плееры, а «Internet EP» уже никого не удивишь, пираты стали подзабывать о CD-аудиодисках. Прилавки на том же «Поле чудес» завалены MP3-CD, а обычных альбомов – кот наплакал. Когда DVD-диски набрали обороты в нашей стране, стали появляться и MP3-DVD, и в скором будущем они будут занимать солидную часть рынка. К чему все это ведет? К тому, что слушатель лучше купит «все сразу», чем будет покупать каждый альбом отдельно. Пираты это знают. Они вообще ребята сообразительные. MP3-CD – это, как правило, собрание всех альбомов одного исполнителя или же сборка песен одного жанра, и т.д. И если вас угораздило приглянуться пиратам и вы попали на такую сборку, то соседствовать вы можете с кем угодно, можете и с вашим личным кумиром, а может быть, и с Мэрилином Мэнсоном (хотя для многих он и есть кумир).

На начальном этапе карьеры пиратская помощь может очень сильно подсобить, но вот в дальнейшем от нее только головная боль и финансовые потери для дистрибьюторов. Но тот, кому ваше творчество действительно нравится и кто действительно может заплатить за ваш диск (!), в конце концов созреет до похода в магазин и покупки лицензии.

Стоит понимать, что пиратский рынок очень быстро реагирует на людские нужды. Если артист востребован, то его дисками будут завалены палатки, а если спроса нет, то и пираток вы не найдете. Пиратский рынок – почти что самый главный индикатор состояния музыкальной индустрии.

Кстати, еще один способ сэкономить на приобретении лицензионного диска. Я часто бываю на распродажах старых дисков. Люблю это дело. Там можно найти множество старых лицензий. Например, несколько дней назад я купил диск EVERLAST – Eat At Whitey’s. Отличный альбом 2000 года и при этом – лицензия. Я отдал за него… 1500 рублей.



NightCat liquid.heaven@gmail.com

© 2007 Музыкальная газета