обзор

Канализация
Маргинал

Маргинал
(c) & (p) 2005 Отстойник Records
10tks/29mins

Предоставлен группой.
Так часто бывает, что ты живешь с человеком в одном доме и даже не подозреваешь, что он -- талантливый актер или преуспевающий бизнесмен. А когда ты видишь этого человека на телевидении или в модном глянцевом журнале, думаешь: «Э, да это же мой сосед!» По-моему, именно с такой ситуацией можно сравнить положение альтернативной музыки в Беларуси на сегодняшний день. Многие из нас готовы отдавать десятки тысяч рублей за редкие альбомы, информацию о своих зарубежных кумирах, совершенно не подозревая, что у нас в стране столько талантливых и перспективных групп и исполнителей. Но когда ты слышишь какую-нибудь действительно достойную отечественную команду, с недоверием переспрашиваешь: «Неужели так могут делать и у нас?!» Одна моя знакомая, например, долго не могла поверить в то, что VICIOUS CRUSADE -- группа из Беларуси. Наверное, что-то подобное произошло и со мной в этом году.
Нет, вы только не подумайте, что ранее мне не приходилось слышать записи белорусских музыкантов. VICIOUS CRUSADE, N.R.M., KRIWI, HAPPY FACE, ULIS, KAMELOT, Александр Помидоров… Все это, в какой-то степени, уже можно назвать пройденным этапом. Но в начале 2007 года ко мне в руки попала коллекция альбомов минской группы КАНАЛИЗАЦИЯ. В том числе и ее последний альбом «Маргинал».
Но для начала немного истории. Группа КАНАЛИЗАЦИЯ существует уже около десяти лет. В ранних записях группы (как в музыке, так и в текстах) ощущается влияние СЕКТОРА ГАЗА. Стоит отметить и тот факт, что голос лидера КАНАЛИЗАЦИИ Юрия «Клоуна» очень уж похож на голос Ю. Клинских. Разве что у Хоя вокал был более грубым, чем у Клоуна. Альбом «Маргинал», по словам лидера КАНАЛИЗАЦИИ, является переломным этапом в творчестве группы. И с этим утверждением очень тяжело поспорить. На этой пластинке КАНАЛИЗАЦИЯ полностью меняет стилистическую окраску песен, их тематику и общее настроение. В музыке появляются оттенки панккора и агрессив-панка, и все меньше остается от ранней «секторовской» КАНАЛИЗАЦИИ. Одной из особенностей данного альбома является более широкое использование клавишных. Скажу даже больше: в некоторых композициях («Бесы», «Хоронили меня») только клавишные и присутствуют. Лишь в отдельных местах добавлены гитарные пассажи. Но в определённых песнях («Мне тошно смотреть») эти самые клавишные совершенно неуместны.
Что касается настроения текстов песен, то стоит отметить, что они стали более депрессивными, мрачными и агрессивными (или же просто очень реальными и жизненными?!). Тематика всех композиций полностью соответствует названию альбома. Поэтому в данном случае новый диск коллектива мы можем расценивать именно как настоящий альбом, где все песни связаны общей тематикой, а не просто как собрание новых композиций группы. И вот какое открытие можно сделать: на весь альбом нет ни одной веселой и оптимистичной композиции. И даже более-менее динамичные вещи («Канализация-4», «Бесы») оставляют после себя неприятный осадок.
Кроме произведений вокально-инструментального жанра на диске присутствует чтение стихов («Пародия на…», «Кем быть», «Река»), которые сродни сочинениям Егора Летова («Глобальность», «Деревья»), т.е. -- и в первых, и во вторых есть смысл, но зарыт он настолько глубоко, что откопать его дано не всем.
Что ж, подведем черту под всем вышесказанным. Конечно, для тех людей, которые слушают КАНАЛИЗАЦИЮ с самого основания коллектива, будет очень тяжело привыкнуть к совершенно новому звучанию группы. И, на первый взгляд, на этом диске уже нет таких хитов (именно хитов, а не просто хороших песен), как McDonalds, «Экскурсия», «Автомат», «Снег», «В детстве». Но если вы будете слушать эту пластинку при надлежащих условиях, а именно -- дождь за окном, ветер и плохое настроение, -- то ощутите всю ее прелесть. А по-другому никак. Ведь как я уже сказал, на этом альбоме нет песен, которые можно загрузить в MP3-плеер и прослушать по дороге на работу или на учебу. Эта пластинка требует внимательного прослушивания. Здесь нужно вдуматься в каждый трек.
Лучшее на диске -- «Бытовуха», «Хоронили меня», «Черный передел».



Д. Петровский

© 2007 Музыкальная газета