статья

Музыкальные инструменты
Roland Fantom X

В одном из первых сравнительных обзоров я уже обращался к модели Giga Workstation от Roland – Fantom X. C тех пор утекло немало воды: состоялось знакомство с презентованным на франкфуртской выставке KORG M3, благодаря инструменту, выставленному на витрине одного из минских музыкальных салонов, Fantom X наконец-то удалось пощупать «вживую».

Напомню – серию рабочих станций Roland Fantom X составляют три модели – 61-клавишная Fantom X6, 76-клавишная Fantom X7 и 88-клавишная с молоточковой клавиатурой Fantom X8. Функционально инструменты идентичны. Отличия состоят только в размере клавиатуры, различных габаритах и весе. Впрочем, есть еще и рэковый модуль Fantom XR, который содержит тот же тонгенератор, но не имеет секвенсора и аудиорекордера.

Рабочие станции Fantom X получили название Giga-Workstation, так как в полностью расширенном состоянии они предоставляют в распоряжение музыканта 1 ГБ волновой памяти при полифонии 128 голосов. Новые волны секции тонгенератора включают, в частности, стерефонические сэмплы рояля, где на каждую ноту приходится четыре разложенных по динамике стереосэмпла. В рабочие станции серии Fantom X можно вставить четыре карты расширения серии SRX, а сэмплер может быть расширен до объема памяти 544 МБ (RAM). Кроме этого, станции Fantom X оснащены цветным ЖК-дисплеем. Помимо записи MIDI-треков, станция дает возможность записывать восемь стереофонических аудиотреков, каждый из которых, наряду с MIDI-дорожками, можно обрабатывать встроенным процессором эффектов.

Серия рабочих станций Fantom X основана на процессоре нового поколения, разработанном инженерами Roland Corp. Это наиболее мощный чип, созданный за всю историю Roland! Он не только позволяет играть четырехслойные патчи с полифонией 128 голосов, но также способен работать с волновой памятью объемом до 1ГБ – именно такую память имеет полностью расширенный Fantom X.

Более того, постоянная память ROM рабочих станций Fantom X, содержащая новые формы волны, удвоена. Полученное качество звука удовлетворит даже самого взыскательного и пресыщенного багажом знаний музыканта.

Оперативная память RAM может быть расширена до 544 МБ с помощью стандартного модуля DIMM. Такая большая оперативная память позволяет работать с огромным потоком аудиоданных в режиме как сэмплера, так и цифрового рекордера. Это означает, что можно использовать сэмплы для воспроизведения с клавиатуры либо записывать в секвенсор целые партии аудио.

Сэмплы могут быть изменены по темпу путем привязки к темпу секвенсора, а также отредактированы с помощью мощных встроенных средств, таких как Wave Edit или Chop. Пользователи имеют возможность загружать или, наоборот, сохранять сэмплы в формате WAV или AIFF на картах памяти PC Card емкостью до 1ГБ (собственно карт памяти PCMCIA на рынке нет, но с помощью недорогого переходника можно использовать любые карты памяти, широко распространенные в области цифровой фототехники, такие как SD или Compact Flash).

Когда инженеры Roland разрабатывали серию рабочих станций Fantom X, стояла задача максимально использовать потенциал нового чипа. Именно поэтому все сэмплы в 128-мегабайтной памяти ROM были созданы заново. При работе над ними основной упор был сделан на качество. Это слышно на примере звуков новой струнной секции, выразительных и мощно звучащих барабанов, богатых гитар с нейлоновыми струнами и т.д. Но особенно компания- производитель гордится звучанием 88-нотного акустического фортепиано, которое использует индивидуальные стереофонические мультисэмплы для каждой клавиши и для каждой стадии громкости. В одном патче используется более 700 сэмплов! Многие инструменты были записаны в студиях мирового класса с использованием лучших ламповых микрофонов, предусилителей и конвертеров высокого класса и сведены одним из самых уважаемых звукоинженеров и продюсеров Дэном Блессингером.

Функция непрерывного сэмплирования Skip Back Sampling, впервые введенная в предыдущей рабочей станции Fantom S, быстро стала популярной среди музыкантов благодаря способности моментально восстановить и превратить в сэмпл только что сыгранную фразу. Благодаря этой функции не будет потеряно ни одной идеи, спонтанно вырвавшейся из под пальцев: сэмплер непрерывно записывает каждую ноту, сыгранную на клавиатуре, динамических кнопках Dynamic Pad Bank или на другом инструменте, подключенном к аудиовходу Fantom X.

16 кнопок банка динамических падов Dynamic Pad Bank чувствительны как к скорости нажатия, так и к послекасанию; их обновленная конструкция обеспечивает комфортное ощущение нажатия. А удвоенная полифония инструмента позволяет более естественно программировать партию барабанов и переключать сэмплы. Единственное «но» – элемент адаптации к игре на «пэдах». Мне было удобнее изначально набивать барабанную партию на клавиатуре, но не прошло и двух дней… В общем – однозначный зачет такому решению!

Запись MIDI-дорожки, переключение сэмплов с помощью кнопок Dynamic Pad Bank и запись аудио происходит в одной среде, имеющей удобный и понятный интерфейс. Это позволяет легко решать такие задачи, как создание комбинированной партии барабанов, состоящей как из индивидуальных звуков барабанов, так и из аудиопетель, синхронизированных по темпу с секвенсором с помощью технологии растяжения аудио. После этого можно добавить MIDI-партии клавишных инструментов и закончить композицию, записав аудиосигнал гитары и вокала. Секвенсор с высоким разрешением может сохранить до 400 тыс. нот; причем поддерживается импорт и экспорт файлов в формате SMF (стандартные MIDI-файлы).

Fantom X – это первые клавишные рабочие станции с цветным ЖК-дисплеем. Возможно, на первый взгляд это не так важно. Однако при работе с компьютером мало кто вспоминает монохромные мониторы. Действительно, цветная картинка дает более ясный визуальный образ. Все меню и экраны ясно читаемы в цвете, так что сама по себе навигация по меню Fantom X доставляет удовольствие.

Встроенные эффекты содержат процессоры реверберации и хоруса, три процессора мультиэффектов, включая алгоритмы, специально предназначенные для креативной обработки сэмплов. Также представлены фирменные алгоритмы COSM-моделирования, обработка Lo-Fi (то есть симуляция низкокачественного звучания), синхронизованная с темпом задержка, слайсер, изолятор и т.д. Мультиэффекты можно включать в разрыв любой партии, а также коммутировать их в самые разные цепочки. Так, все три мультиэффекта могут быть подключены параллельно либо последовательно, один за другим, в любой комбинации. Когда готов общий микс, можно включить специальный процессор мастеринга с многополосным компрессором для получения плотного, «пробивного» звучания.

Встроенный порт USB выполняет две функции. Во-первых, он служит в качестве интерфейса USB-MIDI, исключая необходимость во внешнем MIDI- интерфейсе. Во-вторых, он может быть использован для импорта и экспорта аудио в формате WAV или AIFF. Теперь стало возможным легко перенести сэмплы с компьютера и использовать их в секвенции или, наоборот, смикшировать композицию, записать ее в стереофайл и переместить его на компьютер для записи CD.

Серия рабочих станций Fantom хороша далеко не только для студийных музыкантов, но и для концертов. С помощью технологии Roland V-LINK музыканты могут управлять видеопотоком, используя дополнительное оборудование – такое, как аппаратный видеоредактор Edirol DV-7PR. В результате, появилась возможность переключать видеоклипы динамическими кнопками Dynamic Pad Bank или создавать переходы и видеоэффекты с помощью ручки высоты тона и модуляции прямо во время концерта. Это дает исполнителю совершенно новое измерение для творчества – музыкант на сцене может стать и художником. Fantom X8 оборудована 88-нотной клавиатурой с прогрессивным молоточковым механизмом, которая специально создана для удобства пианистов. Игра звуком рояля создает иллюзию звучания настоящего инструмента. Звук фортепьяно, основанный на отдельных сэмплах для каждой клавиши и для каждой силы нажатия, вызывается нажатием специальной кнопки Piano. Для удобства работы во время концерта эта кнопка может быть перепрограммирована таким образом, что можно будет вызывать любой другой патч или перфоманс в произвольном порядке. Таким образом, одна эта кнопка представляет собой дополнительный банк любимых патчей.

Итого, при цене около 6600000 белорусских рублей Fantom на сегодняшний день – практически безальтернативный вариант по соотношению цена – качество – возможности на нашем рынке. А возможности апгрейда инструмента делают его актуальным на много лет вперед.



Игорь КАРПИК igor@tvoyzvuk.com

© 2007 Музыкальная газета