статья

Музыкальные инструменты
«Эффектная» тема

Процессоры эффектов – категория устройств, выбор в которой сопряжен с определенными сложностями. Чему отдавать предпочтение – громкой марке, количеству эффектов, цене прибора? Цель сегодняшнего обзора – сформировать базовое представление о том, что скрывается в коробке высотой один юнит (1U), за что, собственно, вы намерены платить, и что сможете получить за уплаченные деньги.

Вначале – немного выкладок по сути описываемой темы. Процессор эффектов – устройство, позволяющее имитировать различные виды пространств (помещений), существующих, и не существующих в реальности (реверберация), эффект задержки (эхо), эффекты, продуцируемые фазовой обработкой сигнала – фейзер, фленджер, хорус.

Первый алгоритм – реверберация – наиболее критичный и важный качественный параметр в выборе данной категории устройств, так как хороший процессор эффектов в основе своей – это качественно звучащий ревербератор, имитатор пространства. На разработки модели имитации отражений звуковых волн в пространствах (помещениях) производителями тратятся колоссальные интеллектуальные силы, вплоть до разработки специальных процессоров для таких устройств. Как правило, несмотря на множество названий, число основных алгоритмов реверберации в каждом процессоре относительно невелико, и даже в самых дорогих моделях обычно не превышает трех-пяти. Число же созданных на их основе пресетов (пользовательских и фабричных программ) может быть просто огромным! И отличаются все они только вариациями параметров исходных алгоритмов. Это, кстати, объясняет, почему в недорогих ревербераторах присутствует огромное количество программ с весьма "эффектными" названиями, звучащих совершенно одинаково... Все без исключения рабочие программы создаются исключительно путем варьирования множества параметров, входящих в эти алгоритмы, а также сочетания нескольких одновременно работающих алгоритмов для получения сложных, составных комбинированных звуков.

Архиважный критерий при выборе процессора эффектов – количество «машин» обработки, встроенных в процессор эффектов. В идеале, для стереофонического устройства (а на сегодняшний день звук «моно» – это архаизм) каждый из двух каналов должна считать отдельная «машина». Именно в сегменте недорогих процессоров можно натолкнуться на однопроцессорные изделия, уходящие корнями в далекие 90-е годы прошлого столетия. На практике псевдостереофонические процессоры с одной «машиной» звучат плоско, прямолинейно. Нет в них завораживающего и интригующего объема в звучании, как у двухпроцессорных устройств. И возможности комбинации различных алгоритмов – например, популярные реверберация + дилэй, реверберация + хорус – ограничены как технически, так и качественно. Среди представленных ниже устройств «одномашинных» нет, но такую деталь нелишне держать в голове, если вы решите поискать решение своих «эффектных» проблем за рамками изделий данного обзора.

В сегодняшней статье будут представлены устройства наиболее популярной у нас в стране ценовой категории – 250-350 условных единиц. Это M350 от датской компании t.с. electronic и американец Lexicon MX200, оцениваемые в 690 тысяч рублей каждый, и немец Behringer REV 2496 V-VERB PRO с ценой около 635 тысяч рублей. Единственная оговорка: увидев на тыльной стороне прибора «made in...», не стоит пугаться происхождения приборов. На сегодняшний день оно – сплошь южноазиатское, но головные офисы, а значит – интеллектуальные силы разработчиков – расположены в вышеупомянутых странах, и господа из этих офисов неукоснительно следят за соблюдением всех стадий производства, если речь идет о брэндах мирового значения. Репутация компании-производителя в таком бизнесе создается многими годами и стоит очень дорого!

Behringer REV 2496 V-VERB PRO

Очередная попытка прорыва популярной компании нижнего ценового диапазона – максимум возможностей за минимум средств. Аналоги от именитых собратьев, функционально нашпигованные подобно V-VERB PRO, стоят, при сопоставимых характеристиках, в 3-4 раза дороже. Спецификация прибора убеждает в намерении производителя все обставить «по-взрослому»: двухмашинный ревербератор содержит 14 алгоритмов эффектов: восемь вариантов реверберации, модуляционные эффекты (хорус/фленджер, фейзер, тремоло), дилеи, компрессор. Есть 400 пресетных и пользовательских пэтчей (по 100 «одномашинных» и по 100 комбинированных). Возможны десять вариантов конфигурации, в том числе четырехканальная обработка – для гибкого назначения аналоговых и цифровых сигналов на оба стерео-процессора. Есть жидкокристаллический дисплей (128 x 64) с подсветкой и регулировкой контраста, четыре вращаемых регулятора с возможностью нажатия, колесо выбора пэтча, кнопка ввода времени задержки. Возможно непосредственное редактирование четырех параметров эффекта, есть режим доступа к остальным параметрам (до 30).

Связь с другим цифровым оборудованием обеспечивает полноценный цифровой интерфейс – симметричные аналоговые входы и выходы (джеки и XLR), электрический цифровой интерфейс формата AES/EBU (XLR, также поддерживает формат SPDIF), оптический цифровой интерфейс формата SPDIF (Toslink, также поддерживает формат AES/EBU), вход Wordclock (BNC), три MIDI-разъема. Преобразователи – 24-разрядные, поддерживаются частоты дискретизации 44,1, 48 и 96 кГц. Возможна модернизация операционной системы по MIDI.

Насколько получилось прыгнуть выше головы – судить сложно. С одной стороны – интерфейс прибора действительно впечатляет. Возможности обработки незаурядны – как в многотысячедолларовых аппаратах. Но главный момент – ЧТО обрабатываем и ЧЕМ располагаем – собственно звучание алгоритмов не удивляет ничем и лишь подтверждает правило – был бы найден достойный алгоритм (читайте, разработана собственная модель имитации пространственных отражений), а уж как его снабдить интерфейсами и облечь в крутую пачку дисплеев-входов и выходов – дело второе…
Короче – включил, послушал, покрутил, выключил и пожал плечами…

Lexicon MX200

Являясь стандартом «де-факто» в разработке «топовых» серий ревербераторов, Lexicon постоянно спотыкается в создании бюджетных серий приборов. Музыканты и звукорежиссеры помнят маловыразительные Alex и Reflex, затем приборы серии MPX: вначале индексы 100 и 200, которые оперативно заменились потомками со схожими индексами – MPX110 и MPX220.

C одной стороны – покупателей бюджетных Lexicon буквально гипнотизировала возможность купить недорогой, но уже Lexicon. С другой – попользовавшись прибором, вдруг отчетливо понималось, что на роль «младшего» брата, унаследовавшего родовитость предков, эти приборы не тянут. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одна из последних разработок компании в бюджетном сегменте – процессор эффектов MX200. Содержит два отдельных стереофонических процессора, которые можно коммутировать четырьмя способами: параллельным моно, параллельным моно-стерео, последовательным стерео, параллельным стерео. Каждый процессор имеет кнопки выбора алгоритма эффекта, ввода темпа и обхода, а также три регулятора основных параметров со светодиодными индикаторами изменения значений. Кроме того, есть регулятор и два четырехсегментных светодиодных индикатора входного уровня, регулятор баланса уровней прямого/обработанного сигналов для каждого процессора, кнопка выбора варианта коммутации процессоров (со светодиодным индикатором выбранной), светодиодная матрица задействованных в каждом процессоре алгоритмов, колесо выбора пэтча (с возможностью нажатия), двухсимвольный светодиодный дисплей номера пэтча или значения параметра, кнопка сохранения пэтча, кнопка предварительного прослушивания (есть пять встроенных сэмплов). Процессор содержит 32 алгоритма эффектов: 16 ревербераторов (залы, листовые, комната, камера, гейтированный, реверсированный, пружинный и др.), 6 дилеев, 2 динамической обработки dbx (деэссер, компрессор), 8 модуляционных эффектов (хорус, фленджер, фейзер, тремоло, вибрато, имитация вращения динамиков, смещение высоты тона, расстройка). Всего есть 99 пресетных и 99 пользовательских пэтчей.

На задней панели находятся два симметричных/несимметричных аудиовхода (+4 дБ, аналого-цифровые преобразователи 24-разрядные, частота дискретизации 48 кГц) и два выхода на джеках, электрический цифровой интерфейс формата SPDIF (поддерживает разрядность 24 бита, входные частоты дискретизации 44,1 и 48 кГц). Аналоговые и цифровые входы – взаимоисключающие, выходы работают одновременно. Внутренняя обработка – 24- разрядная.

Также на задней панели расположены MIDI-вход и выход/сквозной (возможна синхронизация с MIDI Clock) вход для опционального двухкнопочного педального переключателя (управляет обходом), вход для прилагаемого адаптера питания и порт USB (используется для MIDI).

Прилагается программа редактирования MX-Edit под Windows XP (для связи с процессором можно использовать USB или отдельный MIDI-интерфейс) и под MacOS X (только USB). Также прилагается плагин формата VST и Audio Units, с помощью которого, как пишет производитель, можно использовать процессор в качестве "аппаратного плагина". Однако необходимо отметить, что аудиоданные по USB не передаются (во всяком случае, на данный момент), плагин предназначен только для управления параметрами процессора (в том числе, с возможностью автоматизации и сохранения настроек). Насколько удалось закончить поиск оптимального решения для недорогих серий приборов, судить несложно. Звучит лучше программных средств обработки, но в качестве головного устройства даже в малобюджетных спецификация я бы его не поставил. И виноват в этом прежде всего прибор, который мы рассмотрим далее…

t.c. electronic M350

Датская компания t.c. electronic, разрабатывающая приборы обработки, значительно моложе вышеупомянутого Lexicon, но в сравнительно короткое время по праву отгрызла ровно половину престижа американцев. И теперь в любом мало-мальски значительном проекте прибор от датчан обязательно делит обязанности с прибором от Lexicon.

И именно датчанам удалось сохранить благородство «взрослых» приборов в бюджетной серии. Пострадали возможности «руления», интерфейс – за удобство предлагается доплатить! Но не пострадало качество и природа звучания легендарных алгоритмов от ТС!

M350 имеет два отдельных процессора. Очень понятная и продуманная передняя панель с «переключалками» и «крутилками» кажется немного архаичной в век дисплеев и сенсоров. Но рулится этот процессор удобно и отменно! А звучит…! Много хороших слов снискал его предшественник, t.с. electronic M300. M350 построен на той же базе, что и «трехсотый». Основное отличие – USB-порт и возможность конфигурации в компьютерных приложениях в качестве аппаратного «plug-in». Звучит 350-й так же хорошо, как и предшественник. На мой взгляд – так не звучит ни один его конкурент в данной ценовой группе. Если бы предложили охарактеризовать этот прибор одним словом, я бы назвал его – интеллигентный!

На передней панели есть регуляторы входного уровня, баланса уровней прямого и обработанного сигналов, баланса уровней первого и второго эффектов, кнопки включения цифрового входа и заглушения/обхода (зависит от конфигурации), селектор алгоритма эффекта (15 вариантов, в том числе дилеи, фейзеры, хорусы, фленджер, компрессоры, деэссер, тремоло), два регулятора параметров и кнопка ввода темпа, селектор алгоритма ревербератора (15 вариантов, в том числе залы, комнаты, листовые, пружинный), регуляторы предварительной задержки, времени затухания и окраски, двухсимвольный светодиодный дисплей с четырьмя кнопками управления. Есть 256 пресетных и 99 пользовательских пэтчей. На задней панели находятся два аналоговых входа (автоматическое переключение в моно-режим) и два выхода (джеки), цифровой интерфейс формата SPDIF (RCA, поддерживает разрядность 24 бита и частоту дискретизации 44,1, по входу еще и 48 кГц), переключатель конфигурации (последовательная или параллельная, во втором случае сигнал с каждого аналогового входа поступает на отдельный эффект), MIDI-вход и выход (поддерживается синхронизация с темпом MIDI Clock), вход для педали (джек, возможен ввод темпа), гнездо кабеля питания. Преобразователи – 24-разрядные со 128-кратной передискретизацией. На сайте производителя есть программа редактирования Vyzor, которую можно использовать автономно или как плагин формата VST (Windows и Mac). В качестве обязательного резюме. В этой категории устройств я не буду скромничать с собственной оценкой. Тем паче, она опирается на многочисленные мнения коллег, пробовавших вышеупомянутые приборы и проголосовавших за свой выбор собственными средствами.

M350, на сегодняшний день, – безальтернативный вариант по критериям «цена-качество-удобство»! И ничего к этому не добавить, и ничего от этого не отнять…



Игорь КАРПИК igor@tvoyzvuk.com

© 2007 Музыкальная газета