статья

«Дударскі фэст»
вновь радует открытиями

Окрыленные успехом прошлогоднего “Дударскага фэсту”, организаторы этого мероприятия поставили для себя новую, казалось бы, невыполнимую задачу – развить фест, чтобы показать историю и сегодняшний день такого необычного для среднестатистического белоруса инструмента – белорусской дуды. Для достижения цели организаторы даже пошли на компромисс: в рекламной компании использовали неверное, но более привычное для уха слушателя сочетание – белорусская волынка…

Собственно, “Дударскі фэст” задумывался организаторами с целью показать европейские корни этого белорусского инструмента. Для этого продюсеру фестиваля и лидеру группы СТАРЫ ОЛЬСА Змитеру Сосновскому пришлось проявить недюжинные организаторские способности: ведь перед музыкантами стояла задача показать дуду как в концертном звучании, так и в клубном антураже. А между концертами была запланирована насыщенная научно- практическая конференция на даче у мастера и музыканта Алеся Лося и, естественно, неформальное музицирование и общение исполнителей на этом инструменте (по международной терминологии – bagpipe).

Вы можете подумать, что фестиваль начался 20 апреля, как было указано в рекламной афише… Но это не совсем так. Начало “Дударскаму фэсту” было положено восьмью днями ранее – 12 апреля, когда состоялась презентация полнометражного фильма “Старыя інструменты Беларусі”. Надо сказать, что данная лента стала откровением даже для тех, кто, казалось бы, находится в контексте проблемы. Создатели фильма и его режиссер (все тот же неутомимый Зм. Сосновский) впервые в истории белорусской этно-кинодокументалистики собрали воедино уникальный материал и сумели рассказать о важнейших музыкальных инструментах, которые слушали и на которых музицировали наши пращуры: дуде, лютне, лире, гуслях и сурме. При этом, лента не превращена в наукообразную лекцию, а очень живо, захватывающе, а иногда просто остроумно (вспомним кадры с загипнотизированным звуком дуды медведем!) рассказывает об исторических раритетах, возрождением которых занимаются в Беларуси действительно вдохновенные и счастливые люди! Как промо-акция данная презентация сыграла свою положительную роль: зрители, которые заполнили малый концертный зал «Минск», не пожалели о потраченных рублях и времени.

Скажу прямо, даже перечислить все, что предложили слушателям организаторы и участники «Дударскага фэсту» очень сложно. Поэтому, отдавая дань гостям фестиваля, хотелось бы остановиться на творчестве тех музыкантов, которые приехали в Беларусь со своими инструментами и познакомили белорусских слушателей с национальными школами игры на bagpipe.

Особо крупный десант интересных исполнителей в этот раз прибыл из Польши. Это естественно. Наша соседка имеет вековые традиции игры на дуде. С ними белорусских слушателей познакомили музыканты капеллы ДУДЗЯЖЫ ВЕЛЬКОПОЛЬСКИ из Познани. Это аутентичные музыканты, которые представили польскую дуду, имеющую существенные отличия от белорусской. Основное отличие в том, что воздух в ее корпус подается при помощи специального мешка, наподобие кузнечного горна, прикрепленного к локтю музыканта. Эта конструктивная особенность позволила музыкантам не только исполнять зажигательные мелодии, но и петь. Минская публика по достоинству оценила и польских исполнителей-солистов – Шымона Бафия и Томаша Китиньского, которые представили региональные разновидности и манеры игры на этом инструменте. Кстати, музыканты порадовали слушателей, которые через день пришли в столичный клуб Step: музыкальная дуэль между Шымоном и Томашем стала «гвоздем» сета польских музыкантов!

Общий восторг вызвало искрометное выступление КАПЭЛЫ КОЗЛЯРСКОЙ из западного региона Польши, где bagpipe называют по-своему – «козел». Музыканты радовали слушателей искроментными танцевальными ритмами, веселыми, жизнерадостными, в духе Г. Бреговича, песнями и виртуозной техникой исполнения на экзотическом инструменте. Слушатели реагировали на этот звуковой пир возгласами «Браво!» и единодушными овациями…

Сенсацией «Дударскага фэсту-2007» стал японский исполнитель, в данное время обучающийся в Болгарии игре на тамошней гайде – Ютаки Бан. Исполнительской манере японского музыканта характерны мелодичность, восточная философская созерцательность, психологизм, глубокое уважение к традициям других народов. В общем, все то, что присуще любому выходцу из страны Восходящего Солнца. Ютаки Бан не только исполнял мелодии на гайде, но и досконально фиксировал на видеокамеру различные исполнительские нюансы, характерные для тех или иных музыкантов. В конце концов Ютаки Бан высказал заинтересованность в обучении игре и приобретении белорусской дуды…

Запомнился слушателям сет гостя из Санкт-Петербурга Стаса Зубцова, который на галисийской волынке исполнил несколько ярких старинных европейских мелодий, под которые белорусская молодежь безудержно практиковалась в исторической хореографии. Кстати, Стас прибыл в Минск еще с одной миссией – здесь он проводил мастер-классы по старинным шведским и норвежским танцам. Не потому ли музыкант так страстно «зажигал» с белорусскими девушками на танцполе Step’а?

Что же касается белорусских музыкантов, то на «Дударском фэсце» они сполна продемонстрировали весь потенциал, заложенный нашими предками в легендарный инструмент. Это касается солистов фестиваля – Дениса Сухого, Юрася Панкевича (исполнявшего еще и шведскую музыку на шведской волынке), Сергея Тапчевского, Оксаны Костян (единственной в Беларуси девушки-исполнительницы на дуде), музыканта и танцора Алексея Бурносенко, мастера и музыканта Алеся Сурбы, продемонстрировавшего публике новую дуду-матянку собственного изготовления. Особо отмечу Алеся Чумакова, Андрея Апановича и Змитера Сосновского (все участники группы СТАРЫ ОЛЬСА), которые представили слушателям не только белорусские инструменты, но и звучание овеянной легендами шотландской волынки – хайленда.

На прошедшем «Дударскім фэсце» не обошлось и без сюрпризов. Особо хотелось бы отметить семейный дуэт Натальи и Дениса Сухих, которые исполнили несколько аутентичных тем. В том числе и их родовую песню – «Як паедзем мы ў госці», в тексте которой упоминается дуда. Значит, пришли к выводу Наталья и Денис, инструмент имел хождение и на Молодечненщине. Для истории инструмента – открытие значительное! В какой-то мере подтверждением этому факту стало выступление молодого коллектива из Заславля РАДА, в составе которого была дуда. К радости слушателей, музыканты исполнили несколько плясовых мелодий, которые всколыхнули танцпол Step’а.

Также было интересно услышать звучание редкого на минской сцене коллектива – группу СТАРА ЛІТВА и ее учтивого, но харизматичного лидера пана Скиргайлу Паланецкага. Особенно приглянулись слушателям его сдержанная манера игры на дуде шведско-белорусского типа и эмоциональные речитативы, взятые из летописных источников по военному прошлому ВКЛ.

С интересом прошла премьера «Дударскага фэста» – первое выступление КАПЭЛЫ КАСТУСЯ ТРАМБИЦКОГО. К. Трамбицкий известен своими записями и концертными выступлениями с рок-группами ZNICH, НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, а также с гитаристом Сергеем Трухановичем. И вот атлетического вида Кастусь вместе со своими студентами и коллегами-преподавателями БГУКа сам впервые вышел на сцену клуба Step. Особенно запомнилась в их исполнении оригинальная композиция И. Мангушева «Шлях на Грунвальд», которую музыканты капеллы исполнили с особым воодушевлением.

Порадовали молодые команды медиевальной направленности – ГАЛЬЯРДА, ЛІЦЬВІНСКІ ХМЕЛЬ, ЯВАРЫНА, ДЖАМБІБУМ, которые только нащупывают свой путь в творчестве, способы применения в аранжировках белорусской дуды, совершенствуют исполнительское мастерство. Музыканты в своем репертуаре настойчиво ищут баланс между европейской и белорусской старинной музыкой. И этот факт свидетельствует о том, что у лидеров этого музыкального направления в Беларуси есть достойная смена.

Что касается других участников и ветеранов «Дударскага фэста-2007», то их уровень внушал слушателям благоговейное уважение. Ведь перед их взорами предстали лидеры белорусской независимой фолк-сцены – группа ЛІЦЬВІНЫ. Идеальная вокальная прорисовка мелодий песен, подкрепленная органоподобным звуком дуды Владимира Берберова, еще раз доказали слушателям – фольклор может и должен быть современным!

Затем была очередь виртуозов из группы КЕЛІХ КОЛА. Кстати, названная команда имеет свое ирландское alter ego – группу традиционной ирландской музыки КЕЙЛИ КОЛ. В любом из этих музыкальных обличий лидер группы Алесь Чумаков вместе со своими коллегами просто очаровывал публику ритмичными мелодиями (в том числе и «Лявоніхай»!), артистизмом и совершенно необычными инструментальными сочетаниями. Например, гусли – дуда, аккордеон – шотландский хайленд и т.д. Безусловно, растущей популярности группы способствует исполнительское мастерство и очарование женской половины КЕЛІХА КОЛА, в том числе и супруги А. Чумакова – исполнительницы на гуслях Алеси Чумаковой.

Особо отмечу молодую, но очень перспективную медиевальную команду TESTAMENTUM TERRAE. Ее лидер – универсал белорусской дуды и европейской bagpipe Юрась Панкевич уже снискал себе уважение и как мастер, и как музыкант. В репертуаре команды – веселые танцевальные композиции, жесткие военные песни, белорусские и европейские старинные мелодии. Очевидно, программа TESTAMENTUM TERRAE выстроена настолько зрело, что слушатели смогли оценить и новаторство, и исполнительское мастерство участников группы.

«Дударскі фэст-2007» не смог бы состояться, не будь на нашей медиевальной сцене такого коллектива, как СТАРЫ ОЛЬСА. Благодаря его участникам и лично Змитеру Сосновскому фестиваль возродился и стал реальностью современной белорусской культуры. Что же касается концертных выступлений СТАРОГА ОЛЬСЫ в КЗ «Минск» и в клубе Step, то они были приняты, как всегда, «на ура!». Впечатлило то необычайное вдохновение, с которым музыканты исполнили знакомые и новые мелодии, виртуозность и универсальность музыкантов и певцов группы. Спасибо, СТАРЫ ОЛЬСА!

Эмоциональным апогеем фестиваля стало, пожалуй, выступление рок-группы ЛІТВІН ТРОЛЬ, музыканты которой представили на суд слушателей синтез звучания белорусских дуд Андрея Апановича и Александра Маркова под metal-аккомпанемент электрогитар и боевых барабанов. Нечто необычное, но заслуживающее слушательского внимания! Кроме этого музыканты и фронтмен Андрей Апанович блеснули и как интерпретаторы классики: их death-metal- ремикс бессмертного «песняровского» хита “Пахне чабор” претендует стать не менее известным (в среде метал-общественности, естественно!), чем оригинал!

Ну а достойной кодой «Дударскаму фэсту» стало общее могучее исполнение гостями и хозяевами гимна фестиваля – мелодии известной белорусской народной песни, как раз подходящей этой теме – «Зайграй жа, дударочку!».

Хорошим подарком слушателям стал во время «подогнанный» одним из организаторов «Дударскага фэсту» – БМАgroup – диск «Дударскі фэст-2006» с лучшими композициями для белорусской дуды, прозвучавшие в прошлом году. Так что и фестивальной дискографии есть достойное начало!

Фото Анатолия МЕЛЬГУЯ



Анатолий МЕЛЬГУЙ

© 2007 Музыкальная газета