статья

Юрий Панкевич
на «Дударскі фэст» TESTAMENT выйдет под другим названием

С музыкой группы TESTAMENT столичные слушатели наиболее полно познакомились, пожалуй, во время прошлогоднего «Лошыцкага фэста», в рамках которого прошел большой open-air-концерт белорусских медиевальных групп. Молодые музыканты в эффектных костюмах артистично исполняли красивую старинную музыку. Внимание людей привлекала колоритная фигура в красном магнатском жупане. Это был лидер группы TESTAMENT, исполнитель на белорусской дуде Юрий Панкевич. Особенно тепло принимали слушатели сольные выступления Юрия, когда музыкант стал победителем конкурса молодых исполнителей на этом инструменте. Да и сама дуда, с помощью которой извлекались непривычные для современного уха звуки и мелодии, казалась необычной – в ней воплощались черты как белорусской традиции, так и европейской.

Но в истории группы TESTAMENT было немало других запоминающихся выступлений. Например, на концертах проекта «Легенды восені», на фестивалях “Лідскі замак”, “Стары Львоў”. Группа отметилась яркими выступлениями на Грюнвальдском поле, а также на первом белорусском «Pagan-фэсьце». И всегда команда, ее лидер, с оригинальным инструментом наперевес, оказывались в центре внимания слушателей...

20 апреля участники группы TESTAMENT впервые выступят на «Дударскім фэсьце», который пройдет в малом зале КЗ «Минск». Но музыканты выйдут на сцену уже под другим названием. Об этих и других новостях из жизни команды сегодня нашим читателям расскажет ее лидер Юрий Панкевич. Но сначала прошу музыканта вспомнить, с чего началось его увлечение игрой на этом самобытном инструменте.

– Белорусскую дуду я впервые услышал на фестивале средневековой культуры «Белы замак». На его сцене проходил концерт группы СТАРЫ ОЛЬСА. До этого случая я ничего не знал о белорусской дуде и не слышал, как она звучит. Меня, помню, впечатлил ее звук, и мне очень захотелось освоить игру на дуде. На этом пути меня ожидала целая эпопея, связанная с поиском мастера, который научил бы меня исполнительским тонкостям игры на инструменте.

Но благодаря счастливому случаю три года назад я стал первым учеником самого, на мой взгляд, лучшего белорусского исполнителя и мастера Тодора Кашкуревича. Теперь у Тодора еще один ученик – Денис Сухой, который за короткое время стал хорошим музыкантом и мастером. Мы с Денисом – друзья. Я также научился у Тодора мастерству изготовления инструментов. Для нужд нашей группы я делаю дуды белорусского типа и конструкции. Немного интересуюсь средневековыми европейскими инструментами. Но это только интерес, потому что основная работа ведется по возрождению именно национального типа дуды. О моих поисках в области слушатели могут судить по тому инструменту, с которым я выступал на «Лошыцкім фэсце» и на «Pagan-фэсце» – дуда, два бурдона которой размещаются на плече у музыканта.

– Что же послужило прототипом такого инструмента, больше напоминающего всемирно известную шотландскую bagpipes?
– Историческим источником реконструкции инструмента для меня послужил рисунок средневекового шведского художника Магнуса «Беларускі скамарох». На нем изображен скоморох, который играет на вертикальной двухбурдонной дуде, а за его плечами танцует дрессированный медведь. Но тогда это было единственное изображение такого типа инструмента в Беларуси. Поэтому мастера не хотели его реконструировать – слишком мало сохранилось сведений. Я же поставил цель – сделать такую дуду для себя. Мне понравилась сама идея соединения белорусских и европейских черт в одном инструменте. Получилось, что в Беларуси я был первым, кто взялся за реконструкцию такого типа средневековой дуды.

– Юрий, я помню тот «момент славы», когда тебя признали лучшим исполнителем во время «Лошыцкага фэста». Изменилось ли после этого отношение к тебе маститых музыкантов и мастеров?
– Мне было приятно, что я занял первое место. Это был первый такой конкурс, который проводился после долгого перерыва. Организаторы посвятили его 80-летию последнего конкурса исполнителей на дуде, который прошел в Полоцке в начале прошлого века. Из-за того, что было приглашено мало молодых музыкантов, само музыкальное состязание на «Лошыцкім фэсьце-2006» получилось не слишком показательным.

Думаю, первое место я занял потому, что отыграл целую программу белорусской средневековой музыки. Кроме этого, на фестивале практически никто, кроме меня, не играл в так называемой «закрытой манере», характерной для белорусской исполнительской традиции. Эту манеру исполнения мне удалось освоить благодаря Т. Кашкуревичу. Хотя теперь могу играть как в «закрытой», так и в «открытой» манере.

Если говорить об отношении ко мне как к исполнителю, то все осталось на прежних позициях.

– Видимо, теперь для группы TESTAMENT нет более важного занятия, чем подготовка к такому масштабному событию в жизни любой медиевальной группы, как «Дударскі фэст»?
– Конечно! Но мы выйдем на фестивальную сцену под другим названием – TESTAMENTUM TERRAE (что с латыни переводится как “Запавет Зямлі”). Вы знаете, что музыканты нашей группы исполняют разные композиции – собственные авторские стилизации под средневековую музыку, песни и танцы, которые мы нашли в сборнике известного белорусского фольклориста Федоровского, а также несколько понравившихся нам средневековых композиций из репертуара других групп средневековой музыки. Такая особенность репертуара и потребовала уточнения названия нашей группы.

Для «Дударскага фэста» мы готовим немного другую программу. Мы не знаем, сколько времени продлится наш сет. Хотя известно, что сначала я буду играть со своим другом Денисом Сухим, затем сольно буду презентовать белорусскую дуду в несколько необычных традициях. Только потом уже я выйду на сцену с группой TESTAMENTUM TERRAE. Хочу представить музыкантов, которые вместе со мной в этот день выйдут на сцену КЗ «Минск»: это скрипачка Н. Протько, барабанщики В. Косовец и Г. Гирилович, лютнист А. Сушнев. Я играю на белорусской дуде.

Кроме этого, мы заняты студийной работой – записываем наш первый альбом. Сейчас мы решаем, как его назвать. У нас много предложений, но пока окончательного решения не имеем. Возможно, оно придет в последний момент работы. На нашем дебютном диске будут представлены треки со старинными белорусскими мелодиями, композициями европейской средневековой музыки. У нас уже есть планы на следующий альбом, на котором планируется представить старинную музыку прибалтийского региона.

– Юрий, сейчас по Минску ходит много слухов и разговоров о клубе исполнителей на белорусской дуде, в котором вы принимаете самое активное участие. Несколько слов об этой творческой инициативе…
– О каком-то клубе, где бы исполнители регулярно собирались в помещении и музицировали, говорить рано. Просто у нас на протяжении более двух лет проходят регулярные дударские сейшны на открытом воздухе. Мы встречаемся в одном из минских парков, приглашаем других музыкантов, обмениваемся опытом, репертуаром. На наши встречи приходит много молодежи, которые интересуются средневековой белорусской музыкой и для которых дуда – своеобразное открытие европейских корней этого старинного национального инструмента. Музыканты напрямую объясняют слушателям, какую функцию исполняла дуда в жизни наших предков. Мы стремимся к живому общению, чтобы инструмент возрождался не только в учебниках, но и в сознании людей. Кроме пропаганды инструмента и репертуара для него мы помогаем молодым исполнителям методически – рассказываем об особенностях того или иного типа инструмента, подсказываем, как постичь основные исполнительские приемы игры на дуде в русле национальной традиции, вместе импровизируем. – Хотелось бы верить, что в будущем ваши дударские встречи перерастут в полноценный «Беларускі дударскі клуб», как это давно заведено в Европе!



Анатолий МЕЛЬГУЙ

© 2007 Музыкальная газета