обзор

Зьміцер Бартосік
Гандураскі сэрыял

Гандураскі сэрыял
2007
11tks/36mins

Большинство белорусских бардов, представляющих первый эшелон этого музыкального направления в Беларуси, уже имеют в своей дискографии по нескольку альбомов. Благодаря дискам слушатели узнают их голоса, исполнительскую манеру, полюбившиеся песни… Но вот в случае с этим бардом все не так просто. Хотя бы потому, что до сегодняшнего дня исполнитель не издал ни одной авторской пластинки. Но это не помешало ему стать известным как в литературной среде, так и среди ценителей жанра авторской песни в Беларуси. Секрет его известности -- в частых концертных поездках по всей стране, которые он постоянно совершает совместно с известными белорусскими литераторами. Знакомьтесь: бард Змитер Бартосик, недавно представивший на суд слушателей свой дебютный альбом «Гандурскі сэрыял».
Особенность творческого пути Зм. Бартосика в том, что он, сын актеров из России, самоучкой освоил белорусский язык. Настолько досконально и тонко, что свободно пользуется им (в том числе и «тарашкевицей» образца прошлого столетия, и бюрократической «трасянкой» начала XXI века), как изобразительной палитрой. Поэтому новый альбом, в большой степени, становится отражением языковой ситуации, возникшей в Беларуси с введением официально декларированного билингвизма. Пожалуй, квинтэссенцией этого музыкально-лингвистического подхода нужно назвать заглавную песню альбома Зм. Бартосика «Гандураскі сэрыял», в которой автор талантливо обыгрывает сюжетные ходы «мыльных опер». Пользуясь приемом речевого подражания, автор переводит слушателей из мира телефантазий в знакомый политический контекст и рассказывает о жизни главного героя. В ритме «знойного» танго, с гитарными и скрипичными пассажами, нам поведывается душещипательная история о юном, но горячем герое, о его тернистом пути в столичный политический бомонд, на котором его ждут самые невероятные приключения, приведшие его на вершину гондурасского Олимпа.
Нарушая хронологическую последовательность в изложении содержания альбома, я остановился на заглавной композиции еще и потому, что она наиболее полно отражает общую тональность альбома, как образчика музыкально-политического стеба. И Змитер Бартосик -- один из первопроходцев (вместе с Виктором Шалкевичем) этого направления в белорусской бардовской песне. В этом ключе написана и другой музыкальный памфлет «Харошы савет», поводом для которого послужила давняя история создания Славомиром Адамовичем и известного стихотворения, за которое литератор и мистификатор Адамович отсидел около года в тюрьме КГБ. Об этой громкой истории нам напоминает бард.
Более приземлена, но не менее эффектна «Балада пра арганічныя ўгнаеньні». В аннотации к песне автор рассказывает историю ее появления. А написана она в 2001 году, когда отмечался пик интеграционной риторики, более всего походившей тогда на истерию. Чем же закончилась история «лирического героя» из Чечерска, поверившего в «братские узы славянских народов», слушатели узнают из сюжетной коллизии песни. Смех сквозь слезы гарантирован!
Но не нужно думать, что стрелы своего сатирического таланта бард Бартосик отпускает только в одном направлении. Достается и представителями «оппозиционной общественности». Высмеиваются всяческие бредовые идеи, зарождающиеся в ее недрах, например, по экспресс-возрождению нации («Сэксрэвалюцыя»), уход некоторых наших «кухонных вольнодумцев» от проблем бытия в алкогольную нирвану («Запой»). Объектом насмешек становится псевдоромантическая аура, будто бы сопровождающая подпольно-революционную деятельность, которая испаряется по мере столкновения с реальностью («Шалік белы», «Візітовачка»).
В своих песнях автор много внимания уделяет и несбывшимся мечтам, которые в свое время согревали душу патриотически настроенным белорусам. Это касается как европейской будущности Беларуси («Парыжанка»), так несбывшимся (надеемся, пока!) идеалам Независимой Беларуси («Калі мы станемся глыбокімі дзядамі»). И хоть многие из этих грез вновь становятся объектом едких насмешек, нельзя не отметить, что для Бартосика-барда вера в лучшее будущее для Беларуси остается незыблемой. Ведь идеалы они и в Африке -- идеалы. Главное -- очистить их смысл от всего наносного и закостенелого. И в этом смысле диск Зм. Бартосика -- отличный сеанс музыкальной терапии!
Нельзя не отметить еще одну особенность диска барда -- впервые на диске полностью отсутствуют выходные данные: всю ответственность за содержание «Гандураскага сэрыялу» бард взял на себя. Также -- интересный прецедент, характеризующий наше время, когда из-за косности мышления можно стать неугодными не только власть предержащим, но и для единомышленников.



А. Мельгуй

© 2007 Музыкальная газета