статья

Музыкальные инструменты
«Грэмми»… на собственной кухне. Часть III

Микрофоны

Микрофонный парк любой студии – это визитная карточка уровня выполняемой в ней работы. Что понадобится в добротном бюджетном варианте оснащения студии, зависит от ответа на вопрос, прозвучавший в начале цикла статей – что собираемся писать?

Наиболее предпочтительными для задач звукозаписи являются конденсаторные микрофоны. Именно конденсаторный микрофон способен преобразовать звуковой сигнал в электрический с максимальным качеством. Еще лучше, если такой микрофон будет иметь переключаемую диаграмму направленности. В зависимости от используемого режима, такой микрофон способен воспринимать сигнал, приходящий из различных локализаций относительно оси микрофона, перпендикулярной плоскости его диафрагмы.

Но в рамках небольшого бюджета реализовать идею приобретения такого микрофона довольно сложно.

Для солирующих вокальных партий предпочтительна кардиоидная диаграмма направленности. Такой микрофон невосприимчив к сигналам, поступающим с боков микрофона, и мало восприимчив к сигналам, поступающим с тыльной стороны микрофона. Диаграмма «восьмерка» характеризует микрофоны с симметричной чувствительностью по оси микрофона (спереди и с тыла) и невосприимчивостью к сигналу, поступающему с боков. «Восьмерку» можно использовать, кода у вас не хватает микрофонов для индивидуальных инструментов, например, ей можно одновременно снять хай-хэт и одну из тарелок ударной установки. При этом, правда, следует уделить максимум внимания выбору правильного положения микрофона. И, наконец – последняя из распространенных диаграмм – всенаправленная (круг). Микрофон одинаково чувствителен к сигналам, поступающим со всех направлений относительно его оси. В домашней студии хорош прежде всего для записи фоновых шумов и эффектов.

Стоят студийные микрофоны весьма приличных денег – порой до многих тысяч долларов, но и среди этих, весьма дорогих устройств, можно найти экземпляры, способные сделать качественную работу при разумных вложениях!

В крайнем случае, когда финансы жалобно поют романсы, оправдано применение динамического микрофона. Но только бесспорного качества – SHURE SM58, SHURE BETA58A. Эти микрофоны подходят практически всем вокалистам.

Конденсаторные микрофоны RODE

Австралийская компания RODE образовалась сравнительно недавно, в 1967 году, и снискала широкую славу как производитель недорогих, качественных студийных микрофонов. В контексте бюджетной домашней студии интересны прежде всего две модели широкомембранных микрофонов.

RODE NT1-A – широкомембранный конденсаторный микрофон, кардиоидной направленности, один из бестселлеров в сегменте бюджетных микрофонов. Основа микрофона – 1” позолоченная диафрагма, имеющая надежное внутреннее противоударное крепление. NT1-A хорош для записи вокальных и инструментальных партий, обеспечивая широкий динамический диапазон – 137 дБ, требуемый современными музыкантами и инженерами звукозаписи. Частотный диапазон: 20 Гц-20 кГц. NT1 поставляется с эффективным, надежным и легким в использовании устройством крепления к микрофонной стойке. А вот противовибрационный подвес (в просторечии – паук) придется приобрести отдельно за сумму, приблизительно равную четверти стоимости NT1-A, цена на который в Минске около 830 тысяч рублей.

RODE NT2-A – микрофон с переключаемыми диаграммами направленности – круг, кардиоида. По заверениям производителя, качество NT2 проверятся на каждой стадии производства. Перед отгрузкой каждый NT2 тщательно испытывается в студийном окружении. Микрофон имеет пропускной фильтр высоких частот с переключателем уровня 10дБ, частотный диапазон составляет 20 Гц-20 кГц. В поставку микрофона включен полный комплект аксессуаров, в том числе и виброизоляционный подвес.
Цена микрофона в Минске – около одного миллиона ста пятидесяти тысяч белорусских рублей.

Конденсаторные микрофоны AudioTechnica

Качественные продукты именитой японской микрофонной компании. В силу ограниченной представленности на нашем рынке, не имеют большой популярности у белорусских музыкантов и звукорежиссеров. Хотя, как все японское, микрофоны за относительно небольшие деньги доставляют много хлопот именитым конкурентам и в тестах музыкальных изданий всегда выглядят неплохо. А если помучить консультантов минских музыкальных магазинов, то такой микрофон можно получить под заказ в течение 1-2 недель.

Audio-Technica AT 3525

Конденсаторный микрофон бюджетного ценового сегмента. Имеет большую мембрану, кардиоидную диаграмму направленности, обрезной фильтр низких частот (80 Гц, 12 дБ/окт). Частотный диапазон – от 20 Гц до 20 кГц, максимальное звуковое давление – 148 дБ, что делает этот микрофон отличным выбором при работе с громкими источниками – духовыми и ударными инструментами. В отношении вокала – линеен, но в его цене заложен компромисс. По мнению Егора Курчаткина, обозревателя журнала «Музыкальное оборудование», тестировавшего этот микрофон, АТ3525 «…считается весьма ровным, корректным микрофоном. Многие известные барабанщики и звукоинженеры любят им подзвучивать барабаны. Дизайн у микрофона очень привлекательный и не совсем стандартный. Особенно стильно микрофон смотрится вместе с подвесом, который представляет собой не уже намозолившего глаза «паука», но кольцо на раздвоенном креплении, внутрь которого и вставляется микрофон. Дизайн микрофона продуман настолько, что даже разъем кабеля смотрится логичным продолжением самого микрофона». В этом же обзоре отмечено отличие в звучании данного микрофона от старших собратьев по марке, и не в лучшую сторону, но помним при этом – подходы в таких тестах формируются «по большому счету», без скидок на цену. В комплект поставки АТ3525 входят эластичный подвес и защитный чехол. Цена в Минске – около 725 тысяч рублей.

Audio-Technica AT 4033

Представитель профессионального 40-го семейства, легко спорящего по качеству с самыми дорогими студийными микрофонами с ценником в пару-тройку тысяч. На заре производства стоил около 1000 условных, но набрав популярность и окупив инвестированные в его разработку средства, присел в цене аж наполовину, благодаря чему разошелся по миру большим тиражом. Несправедливо говорить, что он будет одинаково хорош во всех аспектах звукозаписи – разные тембры голосов и инструментов, да и универсальных микрофонов в мире звукозаписи практически нет, но АТ4033 – достойный выбор, а в контексте домашней студии это более чем хорошо! Микрофон имеет кардиоидную характеристику направленности, частотную характеристику от 30 до 20000 Hz, максимальное звуковое давление – 145 дБ. По декларации производителя симметричная безтрансформаторная электроника позволяет получить исключительно чистый и разборчивый сигнал, а плавающая конструкция крепления капсюля обеспечивает изоляцию от шума и вибрации. Этакая «Тойота» для белорусских домашних студий.
Стоимость в Минске – порядка миллиона двухсот тысяч рублей.

В данном обзоре сознательно не затрагивается группа конденсаторных микрофонов ценою в 200-300 у.е., иногда за эти деньги – даже с ламповой схемотехникой. Китайские фабрики пыхтят во всю, и недостатка в недорогом товаре на любой вкус и цвет не ощущается. Но, помня о постулате, задекларированном в первой статье цикла – о профессиональных критериях при построении домашнего звукозаписывающего тракта, я в отношении этих микрофонов могу порекомендовать лишь одно. Покупайте такой микрофон, если есть возможность договориться с продавцом о “money back” – возврате денег в случае неудовлетворенности характеристиками микрофона. И постарайтесь прописать через этот микрофон максимальное количество разнообразных источников, а в идеале – одолжить заведомо хороший микрофон, прописать материал параллельно через него и сравнить результат. Очень часто разного рода артефакты вылезают наружу именно при сравнении с эталоном!

Коммутация

Компонент домашней студии, пренебрегать качеством которого крайне опасно и нерационально с точки зрения себестоимости этого компонента относительно общей стоимости проекта. Мало того, что плохие разъемы и кабели могут погубить удачный дубль, они неизбежно повысят уровень собственного шума студийного тракта, который, будучи помноженным на количество треков, даст вам на сведении стойкий шум, убрать который, не погубив исходный материал, практически невозможно!

Вся коммутация в студии делается, как правило, симметричной (сбалансированной). Это провод с двумя сигнальными и одним нулевым проводником, который может быть реализован в виде экрана, либо в виде жилы без изоляционной оплетки. Роль экрана в этом случае играет оплетка из токопроводящего ПВХ. Исключение составляют гитарные кабели, которые делаются несимметричными. Дабы не залезать в дебри, отмечу: хороший кабель – именитый кабель. Из представленных на рынке Минска однозначное качество у KLOTZ, CORDIAL, HORIZON, CANARE.

Заканчивается симметричный кабель трехконтактным разъемом – либо XLR (в просторечии – «кэнон», микрофонный тип), либо TRS («стереоджек»). Из представленных у нас на рынке продуктов наиболее заслуженная репутация у разъемов компании SWITCHCRAFT, официального поставщика американской космической программы.

Цены на них колеблются в пределах 8-10 тысяч рублей за разъем, и найти их, равно как и качественный кабель, в минских магазинах не составит труда.

Надеюсь, что данный обзор позволил составить четкое представление о составляющих звукозаписывающего тракта. Качественный микрофон, качественная звуковая карта и «правильные» мониторы, плюс минимум необходимых знаний позволят вам создать продукт прогнозируемого качества, более чем достаточный для демо-материала, либо для переноса для последующей обработки в профессиональную студию звукозаписи.



Игорь КАРПИК igor@tvoyzvuk.com

© 2007 Музыкальная газета