статья

Музыкальные инструменты
«Грэмми»… из кухни. Часть II

Сердце любой студии звукозаписи – устройство записи-воспроизведения звука. Именно оно определяет качественный уровень студии, а параметры этого устройства – ширина ворот во внешний мир для записанного вами материала.

Какую систему звукозаписи выбрать?


Ответ на этот вопрос можно разбить на несколько частей. Первая – какие инструменты, и в каком количестве вы собираетесь записывать, соответственно – сколько каналов ввода (читайте, одновременно записываемых источников звука) понадобится. От этого будет зависеть цена устройства записи. Наиболее простой вариант – звуковые карты или портативные студии звукозаписи, которые имеют два канала ввода. То есть – сможем одновременно записать два моноисточника, либо один источник – в стерео. Принципиальный момент в простых звуковых картах – наличие микрофонного предусилителя. Помним так же, что для подключения конденсаторных студийных микрофонов понадобится фантомное питание в 48 вольт, подающееся с предусилителя.

Вторая часть – качество входов-выходов, наличие цифровых интерфейсов, интерфейса MIDI для синхронизации внешних устройств – процессоров и музыкальных инструментов. Устройства записи звука могут иметь сбалансированные и несбалансированные (как правило, разъемы RCA, в просторечии – «тюльпаны») разъемы. Сей параметр устройства напрямую влияет на уровень шумов в аудиотракте. Предпочтительны, естественно, сбалансированные разъемы. Цифровые интерфейсы позволяют передавать сигнал между устройствами без конвертации сигнала (аналог в цифру, и наоборот). Это очень важно, если в студии имеются синтезаторы или процессоры с цифровыми интерфейсами, либо готовый материал будет сводиться на внешние устройства – различного рода цифровые рекордеры (MD, CD, HDD). Каждая конвертация из аналога в цифру, или наоборот, неизбежно ухудшает качество исходного звукового материала. А качественные конвертеры для студий вещь очень дорогая, до нескольких тысяч условных единиц за 8-16 каналов преобразования. MIDI-интерфейс позволяет получать сигнал с MIDI-клавиатуры, различных контроллеров, синхронизировать синтезатор – секвенсор с рекордером, управлять параметрами внешних устройств посредством компьютерного редактора.

Исходя из всего вышеперечисленного идеальный образ наиболее простого и универсального агрегата выглядит так: устройство записи и воспроизведения на два входа и два выхода с микрофонным предусилителем, имеющим фантомное питание, со сбалансированными разъемами. Позволит использовать при записи любой тип микрофона и способно записать стереопару – будь то клавишный инструмент, гитарный процессор или внешнее устройство с фонограммой, либо два отдельных моноисточника. Существует два типа таких устройств – компьютерные аудиоинтерфейсы и автономные цифровые портативные студии. В пользу первых – относительная дешевизна и гибкость в выборе средств обработки звукового материала при помощи программного обеспечения.

Преимущество портативных студий в более качественном, как правило, уровне реализации всех компонентов – от качества микрофонных предусилителей до встроенных процессоров эффектов, напрямую влияющих на качество конечного продукта.

Наиболее популярные продукты нижнего ценового сегмента профессиональных аудиоинтерфейсов:

USB-аудио интерфейс EDIROL UA-4FX

Очень интересный продукт от подразделения компании Roland, занимающегося разработкой и производством мультимедийного оборудования. Отличное качество звука и надежность работы с MIDI дополняется большим количеством встроенных эффектов. В их числе – моделирование ламповых микрофонных предусилителей, многополосный компрессор/лимитер для мастеринга, эмулятор гитарных усилителей, перегрузка/хорус/дилей для гитар, реверберация и шумоподавитель и многие другие алгоритмы. Интерфейс обладает развитой системой коммутации – линейные входные разъемы Line Input (L, R) (типа RCA), микрофонный входной разъем MIC Input (тип XLR, балансный, с фантомным питанием + 48 В), разъем для гитары или микрофона GUITAR/MIC (джек 1/4 дюйма), выходной линейный разъем Line Output (L, R) (типа RCA), цифровые оптические разъемы Digital Input и Digital Output, разъемы MIDI (IN/OUT). Поддерживает разрядность 24 бита и частоту дискретизации 96 килогерц – все на уровне современных канонов. Компромиссным, в силу цены интерфейса, можно считать использование небалансных входных разъемов. В остальном – весьма заманчивый продукт от производителя с очень высокой репутацией. Цена такого прибора в Минске около 560 тысяч рублей.

Creative Professional E-Mu 0202 USB

Аудиоинтерфейс E-Mu 0202 USB 2.0 для шины USB имеет два предусилителя (схемотехника класса A), у каждого регулятор чувствительности, светодиодные индикаторы уровня и перегрузки, переключатель "земли". Первый предусилитель имеет линейный/инструментальный вход на джеке. Второй предусилитель имеет микрофонный вход на миниджеке и вход на комбинированном разъеме XLR/джек (XLR – микрофонный или линейный, джек – инструментальный или линейный). Очевидная дыра для бюджетного пользователя – отсутствие фантомного питания на микрофонном предусилителе. 0202 имеет два основных выхода (джеки), параллельный им стереовыход на миниджеке, выход для наушников (джек на передней панели) с регулятором уровня. Используется защита от щелчков при включении/выключении питания. Функция прямого мониторинга без задержки (не работает при частотах 176,4 и 192 кГц) имеет регулятор уровня, кнопку включения и переключения режима работы (стерео или моно). Устройство предназначено для шины USB 2.0, при использовании USB 1.1 поддерживаются только частоты дискретизации 44,1/48 кГц и разрядность 16 бит. Самый недорогой участник нашего обзора – цена в Минске около 440 тысяч рублей.

M-Audio FireWire Solo

Внешний аудиоинтерфейс, использующий для обмена данными с компьютером высокоскоростную шину Fire Wire. Поддерживает разрядность звука 24 бита, частоту дискретизации 96 килогерц. Имеет встроенный микрофонный предусилитель с фантомным питанием, гитарный предусилитель, цифровые вход-выход. Аналоговые разъемы выполнены на сбалансированных разъемах jack, что косвенно указывает на профессиональное назначение интерфейса. Минусы в сравнении с предшественником – отсутствие аппаратного процессора эффектов и MIDI-интерфейса. Цена в Минске в пределах 530 тысяч рублей.

Lexicon Alpha

Компьютерная система Lexicon Alpha имеет симметричный микрофонный вход (XLR), высокоомный инструментальный вход (джек на передней панели), два линейных симметричных входа (джеки), две пары линейных выходов (симметричные на джеках и несимметричные на RCA), выход для наушников (миниджек на передней панели). Есть два регулятора входной чувствительности со светодиодными индикаторами перегрузки, кнопка переключения режима мониторинга (стерео или моно), регулятор выходного уровня.

Два аудиоканала можно записывать и воспроизводить одновременно, поддерживаются частоты дискретизации 44,1 и 48 кГц, разрядность 16 и 24 бита. Микрофонный и линейные входы суммируются перед АЦП. Поддерживается мониторинг без задержки, есть регулятор баланса уровней входного и воспроизводимого сигналов. Цифровых входов-выходов, MIDI-интерфейса и фантомного питания нет. Стоит в минских магазинах около 470 тысяч рублей.

Продолжение следует.



Игорь КАРПИК igor@tvoyzvuk.com

© 2007 Музыкальная газета