статья


Инструменты
Выбор клавишной рабочей станции

При многообразии ассортимента клавишных инструментов подчас сложно сориентироваться – какому производителю отдать своё предпочтение? Мировая элита синтезаторостроения потрясает обилием превосходных степеней в рекламных буклетах, но при этом каждая модель «заточена» под определённую музыкальную стилистику, имеет свой, уникальный набор функций для решения определённых творческих задач.

Сложность выбора состоит ещё и в том, что свести претендентов в одном месте и методом сравнения прийти к правильному выводу практически невозможно. Нет у нас пока шикарных музыкальных магазинов, поражающих изобилием товара на витринах.

Сегодня в нашем кратком обзоре сошлись три наиболее популярных клавишных инструмента на белорусском рынке, относящихся к категории клавишных рабочих станций. Термин workstation (рабочая станция) определяет собой группу инструментов, несущих на своём борту полноценный синтезатор, имеющий возможность создания оригинальных звуков (тембров), как правило с функцией сэмплирования (использование части одной звукозаписи, сэмпла, в качестве одного звука (инструмента), или отдельной части в новой записи), многодорожечный рекордер, в просторечии – секвенсор, и блок обработки аудиоматериала.

В контексте использования клавишной рабочей станции (планируется ли выпускать из инструмента законченный продукт либо использовать как составляющую часть студии звукозаписи, с последующим окончательным редактированием во внешних аудиоустройствах) оценивается наличие цифровых и аналоговых интерфейсов (конфигурация входов-выходов), возможность связи с компьютером. И главное – характер музыкального материала, который предполагается создавать на приобретённом инструменте!

В тройку описываемых агрегатов вошли рабочие станции ценового уровня 6500000-7000000 белорусских рублей – самой распространённой на белорусских просторах группы инструментов: KURZWEIL K2661 – инструмент легендарнейшей фирмы, производящей синтезаторы-сэмплеры высшего класса , KORG TRITON EXTREME – японский бестселлер, прочно занявший своё место практически в половине эстрадных коллективов и студий звукозаписи, и ROLAND FANTOM X6 – самая молодая, относительно конкурентов, разработка самой, пожалуй, технологически передовой японской компании, производящей оборудование сегмента Hi. Все инструменты – с пятиоктавной, 61- нотной клавиатурой синтезаторного типа, металлическим корпусом, что косвенно подтверждает их принадлежность к классу «профи».

KURZWEIL K2661 – инструмент классического для фирмы дизайна, с интерфейсом настолько мудрым и оптимальным, что компания не изменяла его с середины 90-х! Но…! Пользователям, имевшим опыт общения исключительно c японской, характеризующейся максимально упрощённым алгоритмом работы, школой клавишных, нужно приготовиться к небольшому стрессу от знакомства с этим инструментом. Американская школа отличается подробными многоуровневыми меню и очень обстоятельным подходом к функциям редактирования. Здесь «рулится» всё и вся! Но к колоссальным возможностям необходимо привыкнуть – поначалу проще простого заблудиться в изобилии страниц и функций. Но, тем не менее, по прошествии некоторого времени признаем – всё построено правильно и логично! А бонус за освоение – воистину безграничные возможности инструмента.

Синтезатор – выше всяких похвал, да и не нуждается он в них. Это просто стандарт. Это просто KURZWEIL. Толстый американский звук, который не перепутаешь ни с чем! Технология синтеза VAST, используемая в клавишных семейства “K”, уходит своими корнями в те же далёкие 90-е, что и интерфейс инструмента, и по сути своей, по алгоритму, осталась неизменной. Лишь с ростом процессорных мощностей она прибавила в количестве одновременно обрабатываемых генераторов звука и приросла новыми функциями обработки. Всё звучит по высшей мере реалистично, на высшем уровне. Сильная сторона синтезатора – акустические инструменты, секция аналогового синтеза, секция органов KB3. Плюс – качественнейший сэмплер! Огромное количество звуков на прилагаемой к инструменту карте SmartMedia, полная аппаратная аналогия с инструментами старшего уровня – серией K2600. Но зачем переплачивать за старшую линейку KURZWEIL, спросите вы? В чём подвох? Как плата за доступный бюджет K2661 – отсутствие ленточного ribbon-контроллера, установленного на старших моделях, и главное – отсутствие возможности установки внутреннего винчестера. А это уже очень существенно! Сэмплы, а именно они часто определяют индивидуальность вашего инструмента, подгружаются в оперативную память. При заполнении памяти, выключении инструмента, необходимости сменить набор сэмплов их приходится перезагружать в оперативную память заново. Карта SmartMedia больших объёмов поможет сохранить предпочтительные для вас установки, но… Цена её, в сравнении с винчестером, немаленькая. А гигабайт доступного максимального объёма вы заполните весьма быстро. Нужно будет покупать вторую, третью… Это же касается и композиций, записанных в секвенсор с применением звуков из сэмплерных библиотек. Для удобства пользования лучше сохранить композицию вместе с использованными в ней сэмплами…. Несколько десятков мегабайт против пары десятков килобайт в чистом виде, без сэмплерных звуков – плата за удобство. Такие вот издержки. Выход – приобретение опционального внешнего винчестера. Но придётся терпеть болтающийся кабель и приспосабливать куда-то коробку с хард-диском, что в условиях концертных может порядком поднадоесть.

Огромное достоинство KURZWEIL – очень подробный секвенсор, где отредактировать можно практически каждое движение. Плюс процессор, к разработке которого приложила руку известнейшая американская компания LEXICON. Всё это делает K2661 поистине самодостаточным инструментом, пригодным для окончательной обработки вашего материала. Наличие цифровых интерфейсов позволяет сбросить аудиоданные на внешний носитель без потери качества. Прямых интерфейсов связи с персональным компьютером нет. По умолчанию в инструменте установлены расширения звуковой памяти (ROM) и секвенсорной памяти (P-RAM), ранее доступные как весьма дорогостоящие опции.

KORG TRITON EXTREME – перепев на мотивы сегодняшнего дня классического KORG TRITON, появившегося в начале 2000-х годов. По интерфейсу – знакомый по предыдущим инструментам серии TRITON сенсорный дисплей, по функциональности – чистокровный японец. Всё, что необходимо с точки зрения программистов и инженеров KORG, и ничего более. Яркое отличие от одноклассников – лампа, установленная в выходном тракте, до сих пор вызывает споры. Для кого-то – действительно утепляет звук, для кого-то – его искажает. Но в любом случае называть это внедрение бесспорным достижением KORG язык как-то не поворачивается. Синтезатор построен на привычной для TRITON архитектуре. Многоголосный синтезатор, опционально – расширение со звуками одноголосного синтеза, сэмплер. Но в отличие от предшественника TRITON STUDIO, EXTREME лишён возможности установки звуковых расширений, в изобилии предлагаемых компанией. Два расширения уже установлены в инструменте по умолчанию, вместе с размещением части звуков из остальных во внутренней памяти.

Принесена сия возможность, как я понимаю, в жертву универсальности, и размещение максимального количества программ EXTREME уже в заводской комплектации – компенсация за отсутствие возможности «заточить» этот инструмент под себя, установив предпочтительные карты с тембрами. Следует добавить, что оценивая подобным образом синтезаторную функцию, приходится делать поправку на менталитет наших клавишников. Подавляющее большинство предпочитает пользоваться обилием готовых программ и не удаляется в дебри физического моделирования звука. А в этой области у EXTREME всё в порядке! Накрутить можно много! Полноценное использование сэмплера вызовет те же затруднения, что и при работе с KURZWEIL – отсутствие возможности установки HDD. Опять в ход пойдут… деньги и пачка карт Compact Flash или накопителей формата Micro Drive.

Звук инструмента – типично «корговский», легковесно-прозрачный. Удачны фортепианные звуки, скрипичные секции. Менее удачны духовые – играют с синтезаторным привкусом, неубедительны барабаны. Программы подобраны с прицелом на создание современной танцевальной музыки, поэтому работающим в классических эстрадных жанрах следует основательно послушать этот инструмент перед покупкой.

В секвенсоре – всё интуитивно и понятно. Здорово обременяет лишь тянущееся из поколения в поколение TRITON ограничение на редактирование отдельных знаков трека. Например, нужно убрать хай-хэт в барабанной дорожке – предположим ошибку при выборе характера звука. K2661 и FANTOM X6 позволят проделать эту операцию за две секунды. В случае с EXTREME – извольте переписать партию, или вручную убивать ненужную ноту в пошаговом редакторе. Минут десять… Процессор эффектов – под стать инструменту. Нет мощи LEXICON у KURZWEIL и гибкости конфигурирования MFX у FANTOM, но в общую концепцию инструмента – функциональной, без высокопрофессиональных изысков рабочей станции, – он вписывается. USB-порт для связи с компьютером позволит оптимизировать ваши рабочие архивы.

В завершение – жить EXTREME в прайс-листах магазинов осталось недолго. Уже анонсирована новинка – KORG M3.

ROLAND FANTOM X6 – очередная звезда на небосклоне инноватора клавишных технологий. Появление FANTOM стало одним из самых ярких достижений ROLAND со времён легендарного D-50, разошедшегося по миру многотысячным тиражом.

Проектируя инструмент класса “Gigaworkstation”, инженеры ROLAND решали задачу максимальной самодостаточности инструмента. Синтезатор, расширяемый до 1 Гб волновой памяти, включая 544Мб сэмплерной, возможность установки звуковых расширений SRX – до 4-х одновременно, позволяет считать этот инструмент наиболее универсальным как по звучанию, так и по кругу решаемых задач.

Под стать синтезатору мощный секвенсор, одной из наиболее востребованных функций которого является возможность записывать восемь стереофонических аудиотреков, каждый из которых, наряду с MIDI-дорожками, можно обрабатывать тремя гибко конфигурируемыми процессорами эффектов MFX. «Живые» гитары, духовые, вокал можно писать прямо в инструмент! Преимущество FANTOM – цветной LCD-дисплей, поднимающий уровень удобства работы с инструментом на высоту компьютерных редакторов. Звучит FANTOM очень убедительно, ярко. Впрочем, оригинальность тембров всегда была отличительной чертой ROLAND, создавшего ряд легендарнейших приборов – от культовых драм-машин и грув-боксов до популярнейших синтезаторов серий «Juno» и “D”. Плотные барабаны, мягкие, воздушные тембры аккомпанемента, яркие сольные звуки – аранжировка, записанная на FANTOM, обязательно будет отличной от других! Встроенный порт USB выполняет 2 функции. Во-первых, он служит в качестве интерфейса USB-MIDI, исключая необходимость во внешнем MIDI-интерфейсе. Во-вторых, он может быть использован для импорта и экспорта аудио в формат WAV/AIFF.

Что выбрать? В любом случае – решение вопроса за вами. Не прибегая к прямому сравнению таких своеобразных продуктов, позволю себе отметить: KURZWEIL K2661 – классика и тщательность в подходе. Звук – бесспорен по качеству. Плата за это – необходимость обладания достаточными навыками в сфере сэмплирования и синтеза звука. Конфигурирование процессора эффектов – задача, без наличия звукорежиссёрских понятий которую не решить. Итого – истинно глубокий инструмент для глубоких «профи». TRITON EXTREME – антипод K2661. Как в звуке, так и в логике инструмента всё доступно и интуитивно. Нет каких-то определённо сильных сторон, равно как нет и провалов – достойный продукт достойного производителя для максимально широкой категории пользователей. Из вышеизложенного описания, в принципе, понятно для чего создана сия универсальная машина. И, наконец – ROLAND FANTOM X6. Самый молодой по году разработки, а посему – закономерно высокофункциональный инструмент. Соединяет в себе основательность и глубину профессиональных инструментов с доступностью оптимизированной японской логики построения команд и интерфейса. Приспособлен для решения максимального круга задач – вплоть до экспорта отмастерённого аудиофайла в компьютер для нарезки CD.

В данной статье не ставилась цель разобрать вышеперечисленные инструменты «по косточкам». В рамках газетного материала – это нереальная задача. Руководства пользователя данных инструментов насчитывают по несколько сотен страниц! Цель – задать правильное направление и помочь определиться с приоритетами при выборе. И уменьшить вероятность ошибки. Ведь разочарования, постигающие музыкантов при детальном ознакомлении с уже купленным инструментом, к сожалению, нередки.



Игорь КАРПИК muz04@tut.by

© 2007 музыкальная газета