статья


Рок-коронация
«Рок-коронация». Которой нет…

Пролог

25 февраля в к/з "Минск" отгрохотала шестерёнками 11-я по счёту "Рок-коронация". Отныне "Рок-коронацию" необходимо переименовать в "Хард-рок- коронацию". Или в "Большой показательный концерт". Или ещё во что-нибудь... Но переименовать – непременно.

Всё началось с рОковых барышень в кожаных облегающих строях (я только в этот раз обратила внимание на то, что для девушек в кожаном прямо недалеко, рукой подать, расположились прекраснейшие женихи, а именно – охранники! Как идеально подходят они друг другу: стройненькие улыбающиеся девицы в кожаном и накаченные суровые охранники! Какие семьи могли бы быть, а! Счастливые!). Ведущие действа Яна Каменская и Виталий Малиновский объявили, что на протяжении церемонии с нами будет театр-пантомима. И когда на сцену внезапно выбежала огромная плюшевая свинка и начала ОЧЕНЬ театрально изгибаться, я решила, что ВОТ ОН – Театр Пантомимы. Меня поразил сильнейший разряд смеха. Разумеется, имелось в виду совсем другое: нашумевший своими неординарными премьерами театр "ИнЖест". Но на свинке меня продолжало откровенно клинить. "Может быть, это заговор?" – на силу соображала я... Так или иначе, отныне всем раскрыто зрелищное таинство театра "ИнЖест": нешуточная пластика и сверкающие одеяния Вячеслава Иноземцева. Блиц-интервью (небольшое нововведение: фронтменов групп перед выступлением расспрашивали на разные скользкие темы) очень оживили весь процесс церемонии награждения. Некоторые музыканты отвечали на вопросы явно заготовленно, некоторые как-то нехотя и пренебрежительно, а кто- то смущался, терялся и путался. Но всё равно было жутко интересно: сказанное чрезвычайно влияло на дальнейшее восприятие музыки. Среди замечаний- благодарностей по организации необходимо также отметить прекрасный экранный бэкграунд – компьютерные заставки периодически менялись и каждый раз оказывались как нельзя кстати. В целом, получился замечательный, большой концерт! За это огромное спасибо бессменному руководителю "РК" Юрию Цыбину, компании "Бобров", центру "Класс-Клуб Джас Крафт", сайту «Тузін гітоў».

Глава первая

Первыми выступает группа TAV.MAUZER. Во время блиц-интервью Ян чувствует себя неловко – он пришёл сюда петь, а не говорить. Кто на сцене хозяин? Вы как ведущие своё дело сделали, можете удаляться за ширмочку!.. И как только удалились ведущие – мы поняли, что отныне власть в руках этих безумных могилевчан, а они сначала нахально, простыми словами жалуются на минских звукарей, а потом громко протестуют тяжелым роком. Идеальные герои. Лучшей тяжелой группой, тем не менее, объявляют нечто RASTA. Надо сказать, никто особенно не радуется. Выходят. В чёрном. По-русски несут банальщину. "Быть лучшей тяжелой командой в Беларуси – это очень почётно, да!" – как будто бы внушают себе и нам участники группы. Боже, какая скука!

Выступает ВIРУС ЛИХА. "Мне всегда было интересно посмотреть, чем вы тут занимаетесь", – сказала вокалистка Таня Коробко. На вопросы, задаваемые ведущими, отвечала дерзко, чем тут же и очаровала. НАГУАЛЬ получает корону в номинации "Позитивная музыка": лучистый Леонид Павлёнок в смешном вязаном свитере поднимается на сцену, благодарит обычно, а потом бросает лозунг на придуманном языке. Кажется, Павлёнок и сам весь такой, придуманный. Потом выступает P.L.A.N. – Андрей Плесанов искрится и беспрестанно шутит: "У нас тут, знаете ли, праздник! Отмечаем своё пятилетнее отсутствие на "РК"!" "Вот странно: каждый год по альбому выпускали? Выпускали! А на "РК" нас отчего-то не было... Да нас и сейчас как бы нет", – веселится неугомонный Плесанов, даже не подозревая, насколько он прав. Вдруг раздаётся глухой, властный голос. "Кто это? Кто говорит?", – испугался Плесанов. "Давайте настроим гитару, сыграйте что-нибудь, ещё раз, – спокойно отвечает голос. – Говорите в микрофон, отойдите подальше"... "Звукорежиссёр!" – догадался Плесанов и принялся всё выполнять.

В номинации "Поэзия, которая поётся" победил Дмитрий Войтюшкевич, за альбомы "Танга з ружай" на стихи В. Некляева и "Калыханкі". Дмитрий выступает. Утверждает, что "хутка вясна". Удивительно, но на «Хард-рок-коронации даже уютный Войтюшкевич превратился в рокера: весь в чёрном, он одухотворенно подскакивал и свершал сложнейшие, истинно рок-н-ролльные манипуляции телом и головой. Темпераментно и многозначительно шептал, слова тянул с придыханием – в общем, всем понравилось.

Лауреатом в номинации "Традиция и современность" стала группа UR'IA с альбомом "Калі-чакра", однако группа на сцене не появилась. Внезапное затишье, зал застывает в недоумении... Ведущих же, наверное, предупредили, что на "РК" периодически случаются подобного рода казусы: группа выигрывает, но явиться за короной не желает. Ведущих наверняка предупредили, чтобы они сами не расстраивались, не мешкали, да и другим не давали успеть расстроиться, чтобы голоса при любых обстоятельствах звучали уверенно, а торжественные слова всегда были торжественными. Таким образом, никому так и не дали вдосталь порасстраиваться. А ведь поводов, поводов было предостаточно... Далее выступили СТАРЫ ОЛЬСА – они выбрали правильную композицию и оказались как никто другой кстати, за что и получили "Приз зрительских симпатий". Шумометр явно не врал – достоверно запечатлел шквал криков и патетических возгласов – средневековой обработке «нирвановской» Rape Me действительно радовались больше всех. "В современности – не только современность. А ещё и традиции", – в завершение что-то глубокомысленное выдала Яна Каменская.

Витовту Мартыненко вручили спецприз за книгу "222 альбомы беларускага року і ня толькі…". Вышла бы книга два года назад, вручили бы спецприз два года назад, как за лучшую (не суть, что чуть ли не единственную) книгу о белорусском рок-н-ролле, а вот если бы год назад вышла – тут уже проблема: конкурент в лице Дятликовича. Как долго будет продолжаться это безрыбье?.. Тем не менее, Витовт выбежал на сцену, едва успел сказать бесхитростное "дзякуй", как тут же справедливо затараторил о том, что вообще-то у книги два автора, мол, он, Витовт, писал её вместе с Анатолием Мельгуем, а корону надобно разделить на две части, но почему-то Мартыненко уважаемого соавтора к себе на сцену так и не позвал. Но это ещё что-о- о-о, по сравнению с тем, что ждало впереди!

А ждало нас, как оказалось, ещё очень много всего занимательного и кровоточащего. Совершеннейшее безумие началось с "Надежды белорусского рок-н- ролла". При неясных обстоятельствах на сцену кубарем выкатились ребятишки лет 12-13, облаченные во всё чёрное, похватали увесистые гитары и начали играть. Волновались нестерпимо, потными пальцами перебирали струны, но звук тем не менее получался – стройный, насыщенный хардроковый звук. Хардроковый звук в своей классической крайности – такой звук уже давно набил всем оскомину, он как солома лезет в рот, застревает в зубах, отдаёт дурной ностальгией. Но почему бы и не вспомнить... На сцену выбегает девочка лет 15, как-то нахально смущается, то ли сердится, то ли сияет... Про текст лучше молчать. Вокал неплохой, да. Девочка, вероятно, даже хорошая. Ах да, забыла сказать: называлось всё это ВИА ВИЗИТ. Девочке вручили подарок от стеклозавода "Неман" – хрустальный цветочек, который, говорят, предназначался для Руси, но та по неопределённым причинам напрочь отказалась от выступления...

В номинации "Поп-рок-исполнитель года" побеждает J:MOPC, что хорошо демонстрирует моральный подвиг жюри и организаторов – а ведь мы таки стремимся к объективности! Вот только объективность не стремится к нам... Объективность нагло игнорирует наше празднество! Чёрт, а! ...О победе J:MOPC объявил Сергей Малиновский. Сам Сергей казался вменяемым и адекватным, а речь его – простой, внятной и сокрушающей. "Нет-нет, вы не смотрите, Владимира Пугача здесь нет, – спокойно сказал Малиновский о том, о чём все боялись даже подумать. – Вы эту корону отложите, отложи-и- ите. В следующем году вручим её beZ bileta или КЛЁНДАЙКУ". Этого года как бы не существует, эта корона как бы не считается, не обращайте на эту чепуху внимания – как бы говорил Малиновский. Этой "Рок-коронации" как бы нет, но это ерунда, не волнуйтесь!.. Лихорадочно осознавая всё это, люди непроизвольно ширят глаза, набирают в лёгкие воздух, не успевают выдохнуть свободной грудью – как тут же раздаётся резкий голос ведущего (тоже Малиновского, только уже не Сергея, а Виталика – это разные люди, но в абсурдных ситуациях всегда почему-то происходит именно так: в одном пространстве нос к носу встречаются несовместимые, и противоположности каким-то загадочным образом звучат как одно и то же).

Далее вниманию публики представляется сайд-проект MC Krou из KROU/CPB под названием АМБАСАДАР КРОЎ, где два человека под сэмплы читают залихватский рэпак. Что ж, такого публика "РК" ещё не видывала! В номинации "Хип-хоп-команда года" побеждает группа ГОРОДСКАЯ ТОСКА. Потом выступают КУКЛЫ – по-подростковому агрессивные, они пели "у меня нет ничего, у меня есть жизнь". КУКЛЫ, как и в прошлом году, сыграли две композиции, в отличие от всех, кому отводится только одна, а ведь вторая была настолько хороша, что можно было бы обойтись и без первой. Со своими ярко-белыми бас-гитарами КУКЛЫ зажгли в стиле конца 60-х: все вместе провернули то нешуточное мастерство, которое Хендрикс некогда блистательно выдавал в одиночку.

Лучший рок-исполнитель – Атморави, который (внимание! вы следите? это уже тенденция!) не явился на "РК-2006" по неизвестным причинам. Но мы-то уже привы-ы-ыкли! Ведущие по-прежнему держат нас в праздничном напряжении, поддерживают в нас энтузиазм, то и дело забавляя титулованными героями отечественной музыки, а пластический театр вместе с параноидальной свинкой удерживают наше внимание. Объявлять рок-исполнителя года вышел Олег Климов. Его речь, на ряду со словами Малиновского, сталась ещё одним мимолётным просветлением. Смачным роком выступили :B:N:. А потом случился антракт, во время которого всех уже немного пошатывало от голода и усталости. Тоскливо думалось: это такая традиция на "РК" уже сложилась – группа КУКЛЫ играет две композиции вместо одной, вокруг волшебного Милинкевича в антракте неминуемо образовывается игрушечная пресс- конференция, а J:MOPC продолжают накапливать в потенциальный архив бесхозные короны...

Глава вторая

Сразу же после перерыва выступил бэнд во главе с Нестеренко. А после – сумасшедшая группа PARASON, которая музыкальным энергетическим ураганом сбивала с ног и с толку (Карп – белорусский Йен Браун) – бальзамом на сердце их профессионализм и уверенная поступь! Далее на сцену вызвали Виктора Гольцева для объявления победителя в номинации "Проект года", и сам процесс получился настолько увлекательным, что родилась пьеса в одном акте:

Акт I
Пьяный Помидоров (кричит что есть мочи): Витя, будь честным!!!
Народ (радостно оглядывается): Ой, хи-хи-хи, это же Пьяный Помидоров!
Витя (предельно честными глазами сосредоточенно вглядываясь в зрительский зал): Конечно же, лучший проект года – это “Прэм’ер тузін 2006”! В этом никто не сомневался, поздравляем! Всё справедливо! А иначе и быть не могло!
Пьяный Помидоров (кричит что есть мочи): Говноооооооо!!!
Занавес.

S.D.M. прозвучали вполне на уровне какой-нибудь приличной американской школьной рок-группы. Катю Пытлеву вызвали на сцену для оповещения лучшего клипа минувшего года. Катя мельком взглянула на судьбоносный листик с именем победителя, и принялась нас томить. "Этот клип совершенно заслуженно получает корону. Этот клип – это то, к чему всем нам надо стремиться". А клип, собственно, режиссёра Владимира Янковского на "фирменную" композицию группы ЯБЛОЧНЫЙ ЧАЙ Apple Tea. Янковский тут же оказался у микрофона, рассказывая о радостях, которыми наградила его судьба за последний месяц (победы на прочих фестивалях, а также рождение сына). Мы все искренне порадовались за Владимира! Хотя про процесс создания клипа он, увы, не сказал ни слова.

Выступает группа NEVMA – очень высокий мужской вокал демонстрировал чудеса готического исполнения. Вокал колкими, острыми спицами распространялся по залу – ощущение не из приятных.

Исполнителем года стал Ян Маузер. Выступление группы ЯБЛОЧНЫЙ ЧАЙ сразу особенно не вызвало энтузиазма у народа, однако мудрые джазмены хорошо знали, как снискать благосклонность капризной публики "РК": они объявили, что сейчас исполнят кавер на композицию группы DEEP PURPLE Soldier Of Fortune. Это был очень правильный шаг – меломаны со стажем, коих была значительная часть, ликовали безмерно.

Хитом года стал “Гадзючнік” N.R.M. Выступление IQ48 концепцией напомнило прошлогодний триумф ФЛЯУС И КЛЯЙННА, только у IQ48 как-то приземлённее получалось играть в "людей-не-от-мира-сего". Альбомом года признан "Босиком по мостовой" группы J:MOPC – третья корона отправляется в небытие. Далее – беспросветная глушь, звуковой вакуум, рухнувший мир, сплошная дезинтеграция и дезориентация... Группа DEIMOS – это смоленский Мэрилин Мэнсон, который поёт по-белорусски. Впечатляющее шоу, только вот ударника у них не было, зато барабаны хорошо были слышны на записи. Я только потом поняла: DEIMOS вполне могли одолжить барабанщика у группы RASTA! Может быть, с барабанщиком выступление DEIMOS показалось бы ещё более впечатляющим... Да, именно RASTA получили главную корону. И кстати, название RASTA ничего не имеет общего с добродушными растаманами, RASTA – это очень серьёзная (даже более чем) команда хэви-металистов (теперь хэви-медалистов, чего уж там). И образовалась мистическая кольцевая композиция вечера: награждением RASTA начали, награждением RASTA и закончили. И чувство, что закончили навсегда. Что старую, любимую "Рок- коронацию" взяли и придушили красной праздничной ленточкой... "Что это было?" – вопрошаю я по истечении всех увеселительных пунктов программы. "Это плюшевая свинка свела тебя с ума", – таинственным шёпотом подсказывает кто-то.

Эпилог

После череды всяческих (второсортные перемежаются с профессиональными) групп на "РК" (которая, в принципе, была уже отнюдь не "РК", а неким славным показательным концертом) были представлены разнообразнейшие стили белорусской музыкальной "индустрии", затронуты многочисленные аспекты музыкального шоу-бизнеса. Можно было наблюдать, как наше музыкальное пространство всё интенсивнее оформляется в нечто достойное и весомое. Доказательств тому – тьма тьмущая: за год, к примеру, образовались истинные фанаты TAV.MAUZER, IQ48, :B:N: и прочих "альтернативных" жёстких групп, бесконечно милых хрупкому сердцу подростка. "Ура, хрусталь достался нашему герою!" – по-мушкетерски ликуют они. А ведь раньше понятие "фанат" (в полном смысле этого слова) было исключительной привилегией группы J:MOPC. У сидящих безмятежных звезд то и дело брали автографы и просили разрешения с ними сфотографироваться.

И всё же, в этом году – ни переодетых «крам», ни «зетов», ни «нейродюбелей». Мы высматривали их под разными чужими костюмами (заглядывали под юбки, почему бы и нет), внимательно вслушивались в незнакомые названия, но никого из добрых и любимых, как ни старались, так и не обнаружили. А оказалось всё просто: грипп по стране ходит! Болеют, видите ли, все! Благо, есть, кем заменить: появились новые герои, все молодые, у всех здоровье хоть куда, все стройненькие, как берёзки, здоровые, как быки, голосят, как соловьи! У них полно гранёных идей и смешных фантазий – энергия бьёт ключом. Однако приходится констатировать, что "РК 2006" проигнорировали практически все важнейшие для самой коронации люди, кроме нескольких. Там не было почти никого из тех, кто является необходимой и бессменной составляющей мероприятия. А те, кто пришёл – напились и напропалую валили правду. Со сцены, из зала, из буфета – кто как мог. И правда сочилась из разных источников, тонкими струйками проникала в идеально скроенное пространство. И правда эта простая до жути: "Рок-коронации" больше нет.

hrudzko@gmail.com



Мария ГРУДЬКО

© 2007 музыкальная газета