обзор

MA.GR.IG.AL
Георгий Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»

Георгий Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»
(c) 2006 Георгий Свиридов, наследники
(p) 2007 Manchester Files
9tks/29mins

Предоставлен «Бомба-Питер».
«Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...» И это, и все то, что предшествует в пушкинском тексте счастливой развязке, присутствует и в гениальной в своей простоте музыке Свиридова, и в конгениальной интерпретации двойного дуэта MA.GR.IG.AL. То, что питерский квартет в течение ряда лет шел к этой записи, к этой своей версии симфонической сюиты Свиридова, решение сделать которую, уверена автор аннотации к альбому Елена Попова, музыканты приняли в поистине счастливый день, очевидно. «Картинки с выставки», «Времена года» Чайковского, «Метель». Русская музыка в идеальном на сегодняшний день русском изложении. Свою музыку к фильму Владимира Басова 1964 года, экранизации пушкинской повести с Титовой, Видовым и Бурляевым, через десять лет Свиридов превратил в самостоятельное симфоническое произведение (которое тогда рискнул исполнить Владимир Федосеев, и это явилось точным попаданием), попросту находясь в стесненных материальных обстоятельствах. (Кстати, ведь и Чайковский писал свои «Времена» изрядно мучаясь, потому как не более чем договор с издателем отрабатывал. А что сотворил?) А дальше в музыкальном сознании меломанов «Метель» существовала уже самостоятельно. А потом с ней приключился MA.GR.IG.AL. Исходный текст говорит о многом из того, что произошло между Марьей Гавриловной и Владимиром Николаевичем, между Марьей Гавриловной и Бурминым. Практически обо всем. (Вообще середина 60-х была плодотворной порой советской киномузыки, и Свиридов не исключение, ведь после пушкинско-басовской «Метели» у него была музыка к катаевско-швейцеровскому «Времени вперед».) И музыка сюиты «Метель» наглядно демонстрирует возвращение Бурмина к Марье Гавриловне, когда в предпоследней части возвращается вальс, а в последней -- бег тройки. Сохранив все нюансы, Пономаренко, Толстых, Кузнецов и Тишкевич добавили и кое-что от себя, что сделало ценное само по себе произведение ценным вдвойне. Живую душу…



С. Золотов

© 2007 Музыкальная газета