обзор

Санкт-Петербург Опера И Двойной Дуэт Ма.Гр.Иг.Ал.
Безумие по заказу, или Палата N 7

Безумие по заказу, или Палата N 7
(c) 2006 Manchester Files
13tks/66mins

Предоставлен «Бомба-Питер».
Того, что можно услышать на этом замечательном альбоме, пожалуй, не объяснить лучше, чем это сделал в небольшом предисловии автор русскоязычного либретто представленной здесь комической оперы Юрий Димитрин. «Водевиль на русскую тему с музыкой Гаэтано Доницетти (опера «Сумасшедшие по заказу», 1830 год), действие происходит сегодня, представления даются в грот-фойе театра «Санкт-Петербург опера», где за столиками располагаются несколько десятков зрителей. Таков заказ, поступивший от художественного руководителя театра Юрия Александрова. Эти условия потребовали от драматурга применения таких средств выразительности, которые в сочетании с классической музыкой возможны разве что на капустниках. В лексике героев -- просторечье, суперсовременные словечки, даже сленг. Некоторые звучащие в тексте детали быта непозволительно сиюминутны и конкретны, употребляемые персонажами фамилии знакомы залу как имена известных сегодня телезвезд. Одним словом, фривольность стиля этой работы, восходящая к водевилю, даже капустнику, придется по душе не всем, кто с ней познакомится…» Но почему же не всем, Юрий? С гигантским трудом представляю себе чью-либо отрицательную реакцию на получившиеся искрометные пьесу, спектакль, пластинку. Уже обложка Маши Дудиной настраивает развернуть выпуклость подковки рта в соответствующую сторону -- вниз… «Тем не менее автор не исключает долгую сценическую жизнь этого русского водевиля с музыкой Доницетти, играемого в фойе музыкальных театров, на малых сценах и других площадках», -- заключает Димитрин. Совершенно с ним согласен. Браво, Юрий, высший балл, вполне достойно музыки исходного материала! На уровне и исполнители, в частности, двойной дуэт Ма.Гр.Иг.Ал. -- «Палату N 7» можно считать и очередной блестящей работой этого серьезного и веселого квартета, кажется, специально созданного для компактного сопровождения комических опер. Действие происходит в психушке, что весьма кстати для пересадки в российскую почву, но только ли в российскую? «Весь мир -- театр, и люди в нем…», «Весь мир -- дурдом etc», «Все мы немного лошади», не так ли? Поэтому столь риторичен время от времени звучащий вопрос «Вы что, с ума сошли?», поэтому за невиннейшей ходульной фразой «С ума сойти!» немедленно следует «С ума? Мы это не допустим! Тринадцать промываний рыбьим жиром -- и на диету! В палату номер семь!» Вроде бы по написании Чеховым «Палаты N 6» все поняли, что Антон Павлович разумел всю тогдашнюю Россию. Тогда хотя бы для того, чтобы сегодня не оказаться в какой-либо палате NN, следует почаще слушать «Палату N 7».



С. Золотов

© 2007 Музыкальная газета