обзор

Николай Копылов
Михаил Глинка. Романсы

Михаил Глинка. Романсы
(c) 2007 Копылов Николай
(p) 2007 Manchester Files
15tks/43mins

Предоставлен «Бомба-Питер».
Народный артист России Николай Копылов (баритон), ведущий солист Санкт-Петербургского академического театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского (Михайловский театр), записал альбомы романсов Глинки, Чайковского, Рахманинова. Все мастерство, накопленное певцом за годы работы не только на оперной, но и на опереточной сцене, отдается им без остатка и при исполнении романсов русских композиторов. Глинку Копылов поет романтически-взволнованно, и, хотя он никогда не выходит за рамки традиционного академизма, равнодушным также не бывает никогда. Этот обладатель редкого -- низкого и могущественного -- баритона представляет каждый исполняемый им номер альбома как маленький спектакль. Так его ощущает, так проживает. И слушатели -- вместе с ним. Как известно, Михаил Глинка считается родоначальником русской классической музыки, зачинателем двух новых направлений русской оперы (народная музыкальная драма и опера-сказка), он заложил основы русского симфонизма. И его романсы являются классическими образцами этого жанра. Ведь и в числе авторов их текстов -- не только текстовик-профессионал Кукольник, но и Пушкин, Жуковский, Баратынский. (Замечательно контрастное место альбома -- два романса на стихи Кукольника, «Рыцарский романс» и «Жаворонок»; переход от боевого романтизма к романтизму тихому, лирическому впечатляет, и не в последнюю очередь благодаря исполнению Копылова.) И два слова о субъективном восприятии. Так уж вышло, что исполнение «Я здесь, Инезилья» лично мне памятно в первую очередь по шедевральному швейцеровскому телесериалу «Маленькие трагедии». Там этот романс темпераментнее иной испанки поет Матлюба Алимова. «Трагедии» я постарался посмотреть столько раз, сколько получилось, уж больно мастерски сделано, вот алимовское канте хондо на эмоциональную память и легло. Тем неожиданнее было, наконец, услышать более канонический вариант. (То же самое -- с «Сомнением» на стихи того же Кукольника, ассоциирующимся у меня в первую очередь с шаляпинским лирическим басом.) Нельзя не отметить блестящее фортепианное сопровождение лауреата международного конкурса Марка Вайнера. Наконец, помимо всего прочего, рецензируемая работа Копылова -- отличное пособие по музлитературе.



С. Золотов

© 2007 Музыкальная газета