обзор


Bert Jansch
The Black Swan

The Black Swan
2006 Drag City
12tks/45mins

Предоставлен Sony/BMG Russia.
Берт Дженш -- это, если кто вдруг не знает, одинокий и по-тихому культовый шотландский сонграйтер (неужели вы думали, что если на обложке альбома под названием «Черный лебедь» изображен черный лебедь, на диске будет записано что-либо помимо меланхоличных аккуратных фолк-баллад под гитару и струнные?), который очень прочно и качественно увяз в 60-х. Седые меломаны помнят его по коллективу PENTANGLE, который именно в те самые 60-70-е и был популярен, при этом, правда, местами напоминая JETHRO TULL и JEFFERSON AEROPLANE фолк-периода. Молодая поросль ассоциирует Дженша исключительно с его серьезным влиянием на музыкантов 90-х -- Бернарда Батлера из SUEDE, Джарвиса Кокера и Джонни Марра из THE SMITHS. Эти музыканты называют Берта «тихим мастером» и в числе своих старших товарищей (Майка Олдфилда, Нейла Янга, Марка Нофлера и Джими Пейджа) признают, что Дженш в некотором смысле был их учителем -- помимо таланта сочинять чрезвычайно запоминающиеся мелодии, он обладал в том числе и характернейшим стилем игры на гитаре, смешивающим блюзовые «хуки» с манерным фолковым дребезжанием и протяжными кантри-риффами.
Этот альбом многие именуют сильнейшим соло-диском музыканта -- пускай на нем и записан, в основном, печальный и мудрый фолк-блюз с акустической гитарой и редкими струнными аранжировками. Несмотря на минимализм, потрясающе хороши сами песни и, собственно, вокал Берта, местами чем-то напоминающий пресловутого фолк-фрика Энтони из ANTHONY AND THE JOHNSONS и Девендру Банхарта. Сравнения старого мастера с нео-фолковой молодежью не случайны -- скорей всего, творество Берта повлияло и на них достаточно серьезно. Не зря Дженш в последнее время выпускает «для разогрева» на сцену именно Банхарта. Впрочем, если вы захотите поставить этот альбом на одну полочку с какими-либо другими дисками, упаси вас Господи отнести это к «нео-фолку» -- пускай стоит там, где ему и положено, рядом с замечательными последними альбомами Яна Андерсона, Марка Нофлера и Боба Дилана.



Т. Замировская

© 2007 музыкальная газета