обзор


Минеко Ивасаки, Рэнд Браун
Настоящие мемуары гейши

Настоящие мемуары гейши
(p) 2006 Мистерия звука/ЗАО «Амфора-Медиа»
40tks/632mins

Рецензирование аудиокниг -- дело новое и для автора, и для журнала «НОТ-7». С другой стороны, уже который год аудиокнига (сначала в формате аудиокассеты, потом в формате CDMP3) все более активно завоевывает свое место под Солнцем. Салон автомобиля становится (по желанию владельца) то университетской аудиторией, то аудиторией слушателей художественного слова, поклонников изящной словесности. Что же касается записанных на рецензируемом диске мемуаров Минеко Ивасаки, одной из самых легендарных гейш Японии, то значение данной книги равно познавательное и художественное. «Настоящие мемуары гейши» можно считать самой настоящей энциклопедией послевоенной японской жизни (во всяком случае, ряда не самых известных ее сторон). Минеко Ивасаки искренне рассказала о всех перипетиях своей жизни с момента, когда в шесть лет она была отдана на воспитание в традиционный дом гейш в Киото, откуда вернулась в родительский дом только однажды -- проститься с умирающим отцом, и до времени счастливой старости с дочерью и любимым мужем. (Собственно, что значит «старости»? Минеко точно называет год своего рождения – 1949-й. Еще отнюдь не старушка, тем более в развитой стране и с правильным понятием о том, как следует блюсти себя.) Описанные десятилетия -- это время одновременного ухода навсегда японской старины, последними хранительницами которой, по-видимому, и являются гейши, и неумолимого наступления XXI века. И, конечно, книга проливает свет на древнейшую профессию Японии. О том, что понятия «гейша» и «шлюха» (даже «гейша» и «куртизанка»!) не имеют между собой ничего общего, по-видимому, сегодня знают либо догадываются уже многие. Книга же шаг за шагом ведет читателя к полному пониманию этого. Музыкальное оформление Игоря Быстрова, носящее, в зависимости от ситуации, японский, европейский либо некий синтетический характер, помогает слушателю погрузиться в эту по своему противоречивую атмосферу Японии второй половины XX века и должно понравиться любителям world music, которая и появилась на почве интенсивного сближения культур.



С. Золотов

© 2007 музыкальная газета