обзор


Znich
Крыжы-абярэгі

Крыжы-абярэгі
(c) 2006 ZNICH & БМАgroup
(p) 2006 БМАgroup
11tks/47mins

Снова гостит у нас культовый персонаж белорусского метал-фронта ZNICH, но на сей раз повод действительно знаменательный: во-первых, команда отпраздновала недавно свое 10-летие, о чем мы писали ещё в декабре; во-вторых, пора уж и конкретно над новым альбомом мозгами пораскинуть, который так резвенько пошел на концерте. Если учесть, что издатели и публика до сих пор не забывают и предыдущие релизы (ни “Язычнік я”, 1997; ни “Дух зямлі”, 1999; ни “Запаветы апошняга старца”, 2003; ни даже сингл “Адчуваньні вясны”, 2001), а многие из них и переиздавались неоднократно, к новому релизу присматривались с особой тщательностью: а не станет ли он лебединой песней зачинателя национальной ветви паган-тяжеляка?
Вы, пожалуй, помните о сложных перипетиях создания предыдущего альбома, когда процесс растянулся на три года, т.к. всё никак не могли подобрать гитариста. А в итоге на диске прописались аж три местных Кирка Хэммита: Сергей Малинин, Алесь Савенок и Александр Крапивницкий. Так вот в работе над новым альбомом лидеру Алесю Таболичу удалось собрать действительно золотой состав -- всех лучших музыкантов, с которыми он начинал этот свой проект: гитарист Сергей Стец, барабанщик Александр Горох, волынщик Кастусь Трамбицкий, басист Тимур Гандаров и сам он, Алесь Таболич, у микрофона. Пригласили также клавишницу Александру Суходолову, а по гостевой визе ещё запустили скрипачку Марину Лобанову.
Малость изменилась и стилистика музыки. Хоть коронный Таболичский гроулинг остался неизменным, но существенно упростились ритмы, более выразительными стали мелодии. Таким образом, новый альбом претендует стать самым хитовым в дискографии группы ZNICH.
Он и начинается взрывными ударными хитами “Крыва-крывейта”, “Крыжы-абярэгі”, в привлекательности чрезвычайной моторики которых публика успела убедиться на многочисленных сольных и сборных концертах ZNICH. Но не менее ударной оказалась и новая композиция “Беларусь”, текст которой, как и в предыдущих, написал сам Алесь Таболич, подтвердив замеченную специалистами склонность группы вернуться от паган-фолка к сознательно осмысленному авторскому творчеству. И лидер коллектива, пожалуй, доспел до этого.
Впрочем, фольклорные произведения ещё есть в этом альбоме: “Ой дымна за дваром”, “Як пушчу стралу”. Да и в авторских вещах Алесь Таболич демонстрирует основательную углубленность в извечный пантеон национальных традиций (“Мы сыны вялікіх багоў”, “Паганскі вір”, “Цені”).
Чрезвычайную энергетику подарит слушателю и размещенный на CD видеоклип Рыгора Корнева и Андрея Старовойтова “Крыжы-абярэгі”, где особенно бросается в глаза символика древнего национального орнамента. Несмотря на скромный видеоряд, клип оставляет глубочайшие впечатления, а вместе с тем и убедительно свидетельствует, что высокий полёт творческой энергии подвластен не банальным переводчикам модных патриотических текстовок, а непосредственным носителям этой самой энергетики. Алесь Таболич, видимо, с детства впитал в себя значение каждого символа, осмысливая его на уровне подсознания, отчего и получаются у него столь проникновенные, почти фольклорные тексты:
Я помню з маленства маґічныя знакі:
Ад буры, пажару, вады і маланкі
Ахоўвалі стрэхі крыжы-абярэгі.
На божыя сьвяты з малітвай жанчыны
Ручнік ускладалі на крыж пуцявіны
І білі паклоны... О крыжы-абярэгі!
А какой болью после такой разительной картинки пронзает слушательское сознание современный пейзаж:
Вяртаюся сёньня у стылую восень:
Няма ўжо крыжоў на Палесьсі, ні вёсак.
На многія вёрсты нідзе ні хаціны...
О дзе вы, о дзе вы, крыжы-абярэгі?
Алесь Таболич явно не из тех горе-потроётoff, что способны только натужно зарифмовать известные схемы вроде “Беларусь/Ганарусь” или ещё хуже “Я люблю сваю страну/Ды ня знаю пачаму”. Алесь Таболич знает ЗА ЧТО и РАДИ ЧЕГО. И эта любовь красноречиво проявилась также в его художественном оформлении альбома -- весьма лаконичном и символичном. Это дипломная работа его как выпускника Белорусской Академии искусств.



В. Мартыненка

© 2005 музыкальная газета