NEO
Дикая Охота На Нечто Neoбычное

Холод невыносимый. Уже около получаса покорно жду в условленном месте улицы вокалиста группы NEO Вадима Косолапова. Изнемогаю. Наконец он появляется и приводит с собой Андрея Маркуца, того самого, который… а впрочем, об этом позже. А пока мы наконец-то отправляемся слушать нечто интересное, обзываемое «микст», который NEO записали вместе с симфоническим оркестром, и заодно выяснять, что же это такое, откуда взялось, как и какими порциями это едят и, вполне возможно, еще что-нибудь.

Ну, по порядку, без которого никуда. Саше Варламову пришла (хотя не исключено, что она вовсе и не сама пришла, или вообще не ему, но дабы не нарушать идеальный порядок повествования, эти выяснения я с радостью опущу за их абсолютной бессмысленностью), скажем, любопытная идея сделать нечто грандиозное. И была эта идея в итоге облечена в роскошное одеяние рок-обработки оперы Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» по мотивам одноименного произведения Вл. Короткевича. Но не получилось бы никакой грандиозности, останься эта рок-обработка обыкновенной рок- обработкой. Поэтому в ее роскошную ткань были изысканно вплетены специально для этого созданные коллекции одежды, стихотворные либретто, анимация, танцы, в общем, «сотворена» целая сценография. А привлек ко всему этому действу Саша Варламов людей творящих и талантливых, без которых, кстати, и идея, какой бы животворящей и плодоносной она не казалась, наверняка утонула бы в забвении и безызвестности: композиторами проекта стали Андрей Зубрич (он же и аранжировщик) и Андрей Маркуц (ему принадлежит рок-версия оперы), дирижировал, предложивший версию симфоническую Вячеслав Волич, стихотворное либретто писал Константин Михеев, и, конечно же, в исполнении той самой рок-версии участвовала группа NEO: В. Косолапов, Иван Махнович (ударные), Тихон Золотов (бас-гитара) и Валентин Метельский (клавишные, перкуссия). Но коль уж проект предполагал не только смесь симфонической и рок- музыки, а еще и танцы, показы одежды и прочие коленца, перетекающие в большое шоу, то участвовало в этом и еще несколько замечательных людей, занимавшихся анимацией (Виталий Скарамуш), ставивших хореографию (Сергей Каменка), придумывавших коллекции одежды (Елена, Ольга и Марина Парфеновичи, Л. Лабкова и И. Нагорная, О. Бирук, Л. Шибаршина и др.). И предложил Саша Варламов всю эту готовящуюся грандиозность озаглавить добротным и емким, на мой взгляд, словом «микст».
Поэтому то, что в тот холодный день нашего разговора с Вадимом и Андреем только должно было выйти, а сегодня уже вышло и сложилось на полки музыкальных магазинов, а может, с них уже и разобралось, представляет собой CD, на обложке которого желтым по красному написано: «Mixt. Dikaya ohota. В исполнении группы NEO и симфонического оркестра».

…Мы пришли в квартиру с высоким потолком, хозяин которой, Андрей Зубрич, радушно включает для нас совсем недавнее, еще трогающее слух и души его создателей творение. Итак, микст разбит на 9 частей и имеет следующий сюжет: первая часть представляет непосредственно охоту, после которой действующие лица, а именно самые тошнотворные пороки: зависть, подлость, жестокость, -- собираются за столом и за успешную охоту сыплют за тостом тост. Кстати, каждый тост и есть песня, к которой подобрана своя коллекция одежды, а также танец. Слушаем. «Это жестокость, -- объясняет мне очередную песню Вадим. -- Кстати, здесь Андрей Маркуц поет. Для него это как творческий дебют. Раньше ведь он только писал музыку, ни разу не выступая в качестве вокалиста». Четвертая часть называется «Рождение музыки». «Видите, не все песни злые, -- снова поясняет Вадим. -- Ведь не все же пороки. Поэтому здесь есть и добрые песни».
Я слушаю музыку и все пояснения молча и внимательно, все тщательно записывая. А веселой тройке не молчится: видно, как они наслаждаются своим детищем, ласково обсуждая его ребра, загогулины, штрафы, черные дыры, эрогенные места…
Прослушав, включаю диктофон. Пускай теперь о созданном миксте расскажут непосредственные его участники.

Вадим: Идея, как вы уже знаете, принадлежит Саше Варламову. По легенде у них с Вячеславом Воличем, на тот момент главным дирижером Оперного театра, родилась идея сделать такую рок-обработку, что ли, оперы «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана. А Саша Варламов обратился к нам, потому что ему нравилось, как мы играем.
Андрей: И у него, как у модельера, родилась еще куча идей…
В.: Костюмы сшить, хореографию поставить. Ну, в общем, суть в том, что обратились к нам. Мы отслушивали, очень долго думали, пока не появился Андрей Зубрич, который сказал: «Короче, пацаны, запишите мне десяток треков и я выберу, с чем работать». И Андрей (Маркуц. -- Прим.авт.) из своего, так сказать, багажа уже выдал ему штук пятнадцать песен.
А.: Да ладно, пятнадцать! Там их было всего девять.
В.: Ну прям уж!
А.: Да. Девять или восемь.
В.: Короче, семь. Вошло шесть твоих и там еще…

-- Почему вы согласились в этом участвовать?
А.: Потому что нам интересны различные формы музыкального выражения, а поработать с симфоническим оркестром -- предел мечтаний любой рок-группы. В.: Сначала мы не представляли, как это будет. Но все стало на свои места, когда к работе над проектом подключился Андрей Зубрич. Ему пришлось досконально изучить труд Солтана (а это толстая пачка партитур) и синтезировать отдельные фрагменты оперы с музыкой Андрея Маркуца. Вокальные партии также принадлежат перу нашего гитариста, а вот слова к ним написал поэт Константин Михеев -- его кандидатуру предложил Варламов. Тексты подвергались небольшим корректировкам, чтобы было удобнее петь, но смысловая нагрузка осталась неизменной. Пластинка записывалась в крайне сжатые сроки. Мы работали днем и ночью буквально. Бывало, что и по двое суток не спали, чтобы успеть к премьере (которая, кстати, состоялась 6 мая. -- Прим. автора).

-- Как думаете, будет ли этот CD покупаться?
В.: На самом деле, при хорошей рекламе продать можно все, что угодно. Что значит «будет ли он продаваться»? Проект получился, на наш взгляд, удачным и будет интересен широкому кругу любителей музыки. Теперь важно донести до потенциальных покупателей информацию о пластинке. А.: И это, на самом деле, расширяет аудиторию группы NEO. Кстати, мы согласились участвовать еще и потому, что это «неформат». Нам самим очень интересно -- от формата мы уже достаточно устали.
В.: Кроме того, туда вошла музыка, которая была сочинена давно и ждала своего воплощения. Считаю, что продукт все-таки коммерческий, потому что это шоу, какого никто здесь не делал прежде.
А.: А то, что это сделано с оркестром, сразу поднимает его на определенно высший уровень.

-- Сколько продолжалась работа над проектом?
В.: Около года, а студийная работа заняла всего один месяц.

-- Чему собираетесь посвятить себя после столь масштабного проекта?
В.: Мы уже продолжаем прерванную из-за участия в проекте работу над альбомом, в котором мы предстанем в своем привычном амплуа. Однако звучание новых песен будет несколько тяжелее ранее выпускаемого материала. По-моему, мы наконец нашли тот самый саунд, к которому стремились все годы. Одна из композиций уже записана. И скоро появится на тех FM-станциях, которые не треснут от присутствующего в ней драйва. А работа с оркестром подстегнула нас пригласить струнную группу для записи некоторых новых песен.

«В основе «Дикой охоты» лежит аллегорическое толкование проблем добра и зла, взаимоотношений человека и мира, морали и творчества, -- находим слова Саши Варламова в буклете диска. -- Люди неизменны, человечество вновь и вновь обречено возвращаться к одной и той же исходной точке искушения Завистью и Жадностью. Именно аллегории и обобщения, позволяющие абстрагироваться от времени, места, сюжета, стали основой для синтеза искусств в проекте, придав ему универсальное, общечеловеческое звучание. В том, что проект объединил столько разноплановых и талантливых людей, я вижу доказательство его жизнеспособности и своей личной правоты как художника, сформулировавшего его концепцию».
И поскольку микст, задуманный как грандиозное шоу, уже предстал глазам зрителей, остается только слушать диск, на котором записана музыка, повествующая о добре и зле, в исполнении группы NEO и симфонического оркестра. И приоткрою крошечную тайну: после демонстрации шоу в нескольких европейских столицах, куда его везет осенью Саша Варламов, музыканты обещают снова порадовать им белорусскую публику. Причем возликуйте: билеты будут доступны абсолютно всем, а не только VIP-приглашенным, как это было на «Мельнице моды-2005».
…Век за веком несется «Дикая охота» по безбрежному миру, по просторам человеческой души. И пока идет борьба между Добром и Злом, пока есть возможность выбора, пока есть силы для созидания, этот миф будет жить, наполняясь все новым и новым смыслом…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета