обзор


Явдошин, Владимир
Кафе Шантан

Кафе шантан
(c) 2003 Владимир Явдошин
(p) 2003 Art Classic Company
10tks/31mins

Предоставлена В. Явдошиным
На протяжении ряда лет многие журналисты, критики, исполнители пытаются определить понятие "русский шансон". При этом главнейшим критерием отнесения к стилю служит образный строй: тяжелая арестантская доля, "гитара с треснувшею декой", нары, баланда, параша и т.п. Впрочем, у этой точки зрения есть и оппоненты. Один из них -- брестчанин Владимир Явдошин.
Оформление представленного альбома можно истолковать по-разному: во-первых, песни, содержащиеся на этой кассете, действительно могут служить отличным "приложением" к выпивке и закускам. Во-вторых, предлагаемый выбор салатов символизирует тематическую пестроту.
От самого материала -- как музыкального, так и поэтического -- пронзительно пахнет вторичностью и посредственностью. Посредственная музыка с несметным количеством штампов и стереотипов. Посредственные аранжировки, в которых доминируют синтезированные звучания (гитара, правда, «живая» -- и на том спасибо). Посредственный вокал (часто -- с закосом под Кальянова). Посредственные до банальности тексты. При этом Владимиру Явдошину не откажешь в тонком владении мастерством цитирования. Автор вполне к месту вставляет цитаты из М. Горького, Л. Дербенева, И. Резника, И. Талькова... Тематика весьма разнородна: чуть-чуть любовной лирики ("Спасательный круг"). Несколько песенок с претензией на философичность ("Неудачник", "Рожденный ползать", "Кукушка"). Иногда Владимира резко заносит в назидательность ("Лошади", "Темная полоса"). Не обошлось без миниатюры из жизни "новых..." русских или белорусов -- выбирайте сами ("Вдова"). "Генетика" своей ироничностью напоминает "Товарищей ученых", а манерой подачи -- Розенбаума периода "Одесских песен". Бытовая зарисовка "Гравейки пыльные" воспринимается как апофеоз пошлости. Наиболее удачной я бы назвал песенку "Емеля", которая являет собой встречу с прекрасным миром детства продолжительностью в 2 мин 55 сек... Впрочем, загружаться текстами вовсе не обязательно.
Таким образом, альбом тематически и стилистически оправдывает свое название. Настоятельно рекомендуется владельцам крутых иномарок, завсегдатаям дорогих заведений и постоянным слушателям программы "Для тых, хто ўдома".



Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета