статья


Музыкальные Инструменты
Настройка Барабанов Ударной Установки

Музыкальных направлений множество, и каждое из них предполагает свою стилистику, определяемую тем, какие инструменты используются при игре, с каким строем. Это касается и ударных инструментов, причем касается в первую очередь. Ведь именно они формируют ритмическую основу композиций. А как она будет восприниматься, зависит от настройки ударных инструментов.

Настройка барабанов зависит, в первую очередь, от стиля, в котором вы играете, и типа композиции. Одни музыкальные стили предполагают резкие короткие звуки, другие -- глубокие и низкие. Конструкция барабанов в большинстве установок позволяет экспериментировать в настройке, добиваясь любых звучаний, выбирая из них свое, индивидуальное. Каждый барабан должен быть расположен так, как удобно вам, потому что удобство -- очень важный аспект для барабанщика.

Том-томы

Рассмотрим двухсторонние томы классического размера. Сначала необходимо натянуть оба пластика на барабан таким образом, чтобы заставить корпус резонировать максимально эффективно. То есть максимально эффективно использовать акустические свойства дерева, из которого изготовлен инструмент. Этот способ автоматически исключает вариант настройки барабана на определенную, выбранную вами ноту. Ноту выбрать можно, но вот будет ли она той, которая нужна корпусу, чтобы зазвучать, -- большой вопрос. Кроме того, двухсторонний барабан издает такое количество обертонов, что говорить о настройке определенной ноты просто не приходится.

Нижеописанный способ настройки -- очень сложный и трудоемкий, но наиболее эффективный. Главная задача -- научиться слышать кадло -- цилиндрическую основу барабана. Звучащий барабан издает огромное количество обертонов, и зачастую сложно определить, какая частота пластика вызовет "благодарный" отклик корпуса барабана. Здесь важно все -- вплоть до палок, которыми вы играете.

Возьмите верхний пластик вашего инструмента и наденьте его на барабан. Затем наденьте сверху обруч с винтами. Постепенное закручивание противоположных друг другу винтов дает возможность равномерно распределить напряжение в пластике. При этом надо постоянно следить за положением пластика относительно кадла. Поочередное и постепенное затягивание противоположных винтов дает возможность избежать перекосов. Ни в коем случае не настраивайте все винты подряд или в произвольном порядке. Это может повлечь за собой несимметричное положение пластика относительно корпуса барабана, и тогда вся остальная настройка потеряет смысл.

После того, как пластик натянется до «игрового» состояния, т.е. исчезнут «пузыри» и складки, можно приступать к более тонкой настройке. Возьмите один из винтов за эталон высоты звучания, предварительно проверив высоту звучания пластика у каждого винта, и попытайтесь настроить пластик так, чтобы у каждого винта он издавал звук одной частоты. Это, конечно, очень относительно, так как барабан воспроизводит довольно широкий спектр обертонов, и каждый человек своим ухом выделяет из этого спектра разные частоты. Не торопитесь, вслушивайтесь в звуки, старайтесь выделить преобладающие частоты и настроить их. Имейте в виду, что при повышении частоты звука у одного винта она повышается и у двух соседних. Поэтому, если, к примеру, у вас «низит» один винт, подтяните его и тут же немного ослабьте два соседних. Соответственно, если один винт «высит», ослабьте его и подтяните два соседних.

Пока еще это предварительная настройка. Точная резонансная частота не найдена. Идет подготовка эксперимента по ее обнаружению. Сейчас надо просто натянуть пластик до рабочего состояния и приблизительно настроить высоту звука. После этого (особенно это относится к новым пластикам) необходимо кулаком или ладонью сильно продавить центр пластика, чтобы он как следует «сел» на барабан. Можно повторить это несколько раз, после чего еще раз проверить строй по винтам.

Теперь надо повторить всю процедуру с нижним пластиком. Нижний пластик должен быть идентичен верхнему. Единственным отличием процесса настройки будет то, что частота, которую вам надо настроить, уже определена верхним пластиком. Иными словами, старайтесь достичь унисона (если вообще это понятие правомерно в отношении барабана). Строго следуйте всем данным выше рекомендациям. После завершения этого этапа начинается непосредственно основной этап настройки вашего инструмента.

Закрепите том-том на стойке. Послушайте, что получилось в результате предварительной настройки. Скорее всего, вам не понравится его звук. Это означает, что необходимо найти резонансную частоту, понемногу подстраивая пластики и слушая, что получается. Как только вы найдете эту частоту, вы услышите как «запоет» барабан, и «ответит» нижний пластик. Звук станет круглым, полным. Вы услышите, как звучит дерево, из которого сделан инструмент. Но следует отметить, что достичь этого момента -- задача трудоемкая и потребует некоторого времени, которое впоследствии будет уменьшаться с приобретаемым опытом.

Большое влияние на звук настроенного инструмента будет оказывать акустика помещения. Хорошо настроенный и красиво звучащий в одном зале барабан в другом помещении может и не звучать вовсе, вследствие чего необходимо будет его перенастроить. Поэтому, если вы захотите эксплуатировать свою ударную установку в различных условиях, необходимо запастись терпением.
Если по каким-либо причинам пластик воспроизводит неприятные обертона, то их можно приглушить, приклеив небольшой кусочек поролона к верхнему пластику. Приклеивать необходимо на широкий скотч, т.к. никакой другой клеящий материал так хорошо не будет держать.
Существует специальный скотч для заглушки барабанов, а также специальные демпферы, которые крепятся к ободу барабана и прижимают фетровую прокладку к пластику, тем самым, глуша барабан.

Настройка малого барабана

Из каких составляющих складывается звук малого барабана? Во-первых, это два пластика. Комбинация их натяжения с натяжением струн подструнника определяет звук малого барабана. Здесь возможно огромное количество вариантов. Технология настройки идентична той, которая использовалась при настройке том-томов. Но нижний пластик не следует настраивать в унисон с верхним. Наоборот, здесь у вас огромный простор для творчества. Все зависит опять же от того, чего вы хотите добиться, какую музыку играете. Можно использовать, например, некий усредненный принцип настройки. Верхний пластик барабана натягивается со средней силой натяжения. Нижний пластик настраивается достаточно высоко, чтобы увеличить чувствительность струн. А вот сами струны натягиваются не очень сильно. Это уменьшает «трескучесть» барабана.

Если вы любите достаточно высокий звук рабочего барабана, то рекомендуется настроить верхний и нижний пластики высоко и хорошенько подтянуть подструнник. Если же вам при этом хочется, чтобы хорошо читались акценты и тихие удары на слабую долю, то болты, которые находятся около подструнника, следует немного отпустить. Это даст ослабление на пластике под подструнником, что увеличит "трескучесть" барабана и увеличит «читаемость» ударов на слабую долю.

Если вы хотите получить более «длинный» и «полный» звук, то в этом случае нижний пластик следует настраивать выше, чем рабочий верхний пластик. А для более традиционного звука пластики настраиваются в унисон. Вы можете найти свой, индивидуальный, вариант настройки. Если вы, например, играете в основном вторую и четвертую доли и не нуждаетесь в отскоке, попробуйте настроить барабан ниже. Но это лишит звучание определенного объема. Здесь в меньшей мере, но тоже работает резонансная частота, на которой вы слышите звук кадла. Это относится в основном к деревянным малым барабанам. А выражен этот эффект слабее за счет наличия струн. Именно они создают этот характерный звук малого барабана, перекрывая его акустические особенности.

Большой барабан

Расположите большой барабан на полу, так, чтобы настраиваемый пластик находился перед вами. Если вы играете с закрытой бас-бочкой (с фронтальным и рабочим пластиком), то снимите или заглушите один из пластиков (тот, который вы будете настраивать позже) так, чтобы он не мешал настройке своими отзвуками. Затем начинайте настройку, поочередно натягивая диаметрально противоположные болты. Как только вы хорошенько растянули пластик, вам необходимо определиться -- какого звука вы хотите добиться. Если вам нравится открытый, слегка звенящий звук бас-бочки, то в этом случае вам надо будет играть с фронтальным пластиком. Но здесь вы столкнетесь с проблемой лишних отзвуков. Это неизбежно. Частично ее можно решить, заглушив «рабочий» пластик, приклеив к нему в нижней части достаточно длинную и широкую полоску поролона. А к фронтальному пластику приклейте такую же полоску, но в верхней части.

Что касательно настройки высоты звука, то здесь справедливо правило настройки всех барабанов. Хотите добиться более полного звука -- настраивайте рабочий пластик ниже, чем фронтальный.

Если же вам нравится более глухой и низкий звук, то после растягивания пластика, начинайте его опускать до необходимого вам уровня. Если вы играете с фронтальным пластиком, то вам надо будет хорошенько заглушить оба пластика большого барабана. Для этого воспользуйтесь каким-нибудь матрасом, но так, чтобы он по ширине был чуть больше, чем глубина бас-бочки, так, чтобы при закрытии барабана этот матрас плотно прижимался к обоим пластикам, тем самым, заглушая их.

После предварительной настройки вы можете поставить басовый барабан так, как вам необходимо, и проверить его звучание с той целью, чтобы при необходимости еще подстроить и добиться окончательно устраивающего вас звука.

Посмотреть и поиграть на ударной установке вы можете в салоне-магазине музыкальных инструментов и оборудование MuzZone, что находится по адресу: г. Минск, Логойский тракт, 10, остановка трамвая «Севастопольская». Тел/факс 219-88-88, 219-88-77. Наши электронные координаты: сайт www.muzzone.by, e-mail salon@muzzone.by.



Владислав КОЛЯДА

© 2005 музыкальная газета