Naka
О Чем Поет Девушка

«Женский рок». «Явление», которое уже плотно утвердилось в России (скоро, наверное, приобретет статус отдельного жанра… Госпожи Рамазанова, Арбенина и иже с ними -- тому пример. Пример крепкий и весьма устойчивый. Пример лидерства. Поэтому пертурбациям в музыкально-жанровой стилистике не удивлюсь). У нас обороты тоже начинают набираться. «Девушка около микрофона -- это сегодня модно», -- говорят многие. А почему бы и нет? Если поет хорошо (а главное -- к месту), то все дороги представительнице прекрасного пола открыты. Только смелее надо быть. (Прошу не усматривать в моих словах отголоски феминистической волны или призыв к эмансипации очаровательной половины человечества). Тем более, никто не может ЧУВСТВОВАТЬ так, как женщина… Но все это теории. Перейдем к насущному.

Хочу рассказать о вещи, на мой взгляд, уникальной. Никаких розовых песцов, двухголовых монстриков или месячной зарплаты в лимон американских рублей (согласитесь, вещи достойные того, чтобы поразиться одному их существованию). Всего лишь музыкальный коллектив -- NAKA. Что в нем такого необычного, заставившего меня восхищаться и отдавать должное? Во-первых, нетрадиционность и нестандартность относительно нашего рынка (музыка не только интеллекта, но и души). Во-вторых, моментально бросающийся в глаза (а в первую очередь -- в ухо) профессионализм «членов банды». В- третьих, не просто женский вокал. Это голос, принадлежащий человеку, из которого исходит первоначальный посыл. Ну, и в довершение, неплохой список достижений (учтите, группе еще и года не исполнилось): контракт с московской рекорд-компанией Пролог-мьюзик об издании песен NAKA в составе сборников серии “Наши” (“15 наших”, “16 наших”...), участие в первом независимом конкурсе музыкальных исполнителей в Интернете -- MuseOn, заявка на участие в фестивале SKIF-9… Мало?!..

«Как она пацанов-то держит!» -- произнес кто-то, сидящий рядом со мной, во время выступления NAKA 24-го декабря в клубе «Граффити». Но на тот момент я вовсе не думала, насколько справедливо одарить Настю Шпаковскую каким-нибудь званием вроде “атаманша”. Я удивлялась поразительной целостности и полноценности аранжировок. Кто утверждал про кальку с НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ или ZЕМФИРЫ? Пардон, но не нахожу... Зал аплодирует. Зал доволен. Зал бы еще послушал... А потом Насте вручили (со всей положенной торжественностью) диплом, где значилось, что группа NAKA является открытием клуба «Граффити» за 2004-й год. Справедливо и оправданно. Награда нашла своего героя…

…Теперь вот я на репетиции. NAKA почти в полном составе: Настя Шпаковская (вокал, тамбурин, фортепиано, в эту же кучу -- тексты, музыка, аранжировки…), Антон Боровский (аккордеон и клавиши), Сергей Пузевич (бас-гитара), Александр Лантух (гитара), Дмитрий Рыбаков (ударные). Не хватало лишь Николая Сивкова (еще одна гитара). Я только вошла, а сразу же очутилась в водовороте работы. Именно работы. Потому что песни, которые я впервые слышала еще месяца три назад, сейчас не просто в очередной раз проигрывались. Они оттачивались до самого последнего аккорда. До громкости самого последнего звука. Настя не «диктовала». Она скорее предлагала. Другое дело, что с ней в девяти случаях из десяти соглашались. Но не просто тупо кивая головой и механически выполняя волю идейного вдохновителя. Ребята действительно проникались. И то, что отражалось в их глазах и освещало их лица, говорило само за себя: «Я чувствую. Я понимаю. Я переживаю вместе с тобой, Настя».

…Вы когда-нибудь видели, как девушка начинает гореть, а потом взрывается? Как она живет в своих песнях и вместе с ними? Как она открывает и дарит окружающим самое сокровенное? Как она умирает и рождается в одночасье?…
…Так, половина репетиции позади. Пора бы поговорить. Но времени не слишком много. Сами понимаете -- работа не терпит. А посему все курящие -- сигареты в зубы и шагом марш стройными рядами на крыльцо. Там и быть беседе.

-- Настя, похоже, начать придется «с младых ногтей». Когда появилась NAKA? Что толкнуло?
-- Я просто внезапно стала писать песни. Очень много и очень… хорошие. Альбом «Тебе», над которым мы сейчас работаем, был создан фактически за неделю в прошлом мае. А потом началась паника. Мне казалось, что если я не стану работать над своими песнями, то у меня просто кровь из ушей пойдет. Я быстро собрала коллектив. Сейчас, правда, из первого состава остался лишь Антон Боровский. Но днем рождения группы я считаю 15-е июля. А настоящая команда сформировалась несколько месяцев назад.

-- А такое ощущение, что несколько лет…
-- Мы постоянно репетируем. Чуть ли не каждый день. Поэтому складывается впечатление, что мы очень долго вместе.

-- Группа существует… всего пару месяцев. А уже и в российские сборки попасть успели и фестивали-конкурсы всякие на примете имеете. Не каждой команде удается подобное даже после пары-тройки лет существования. А вам уже есть, о чем рассказать, и даже, наверное, что другим посоветовать. Как удалось такого достигнуть за столь непродолжительное время?
-- У нас хороший менеджер -- Андрей Исаченко. Именно он помогает нам пробиться. Если бы не Андрей, мы вряд ли смогли бы за такой короткий срок совершить столько действий.

-- Исходя из того, что ваши композиции вошли в российские сборники «15 наших» и «16 наших» (последний вот-вот появится), я сделала вывод… что вы метите в Россию. Я права или все-таки ошибаюсь, и не совсем верно трактовала ваши «перемещения»?
-- …Мы ведь белорусы, и хотим быть здесь. Но ты же сама знаешь, как в нашей стране сложно с организацией концертов. В связи с этим трудно найти своего слушателя. У NAKA есть определенный круг почитателей. Но он узок. А для организации концерта нужно, чтобы на нас пришло человек триста. Может, триста человек нас и знает. Но половина из них «свои» и билеты покупать не будут. Для полноценного выступления необходимо завоевать успех… славу, если хочешь. Надо попасть на радиостанции, сделать клип, который стали бы крутить по телевидению. То есть позволить людям узнать о тебе.

-- Не думаю, что вы относительно этого ничего не предпринимаете. Не вяжется это у меня с вашим имиджем. Да-да. Именно имидж. Потому что за короткое время вы уже успели его себе создать.
-- Пять столичных FM-cтанций уже взяли несколько наших песен. Сейчас готовимся к записи трех новых композиций для ротации на радиостанциях Москвы и Минска. Скоро собираемся снимать клип. Будем работать с белорусским режиссером Александром Канановичем (выпускником последнего курса М. Пташука) и российским оператором Алексеем Арсентьевым (выпускником ВГИКа).

-- И все же я не совсем поняла, зачем вам нужна Россия.
-- Оттуда быть… -- здесь легче. Музыка у нас не совсем форматная. В наших песнях большая смысловая нагрузка и достаточно жесткая аранжировка. Ротации на московских радиостанциях открывают дорогу на российские рок-фестивали, что поднимает качество и значимость группы на другой уровень, дают определенную известность. С признанием в России легче завоевать белорусского слушателя.

-- Настя, помимо музыки, в твоей жизни очень большую роль играет театр. Эти два понятия -- музыкальная сцена и сцена театральная -- они для тебя равнозначны? Тождественны? Или, может, что-то занимает главенствующее место? Все это в контексте творчества, конечно. В чем разница для тебя как для личности, живущей и тем и другим? И есть ли она вообще?
-- Музыка и театр -- это ведь разные виды искусства. Каждый из них помогает человеку самовыражаться. Я получаю безумное удовольствие и в том, и в другом случае. Но разница есть. И существенная. Играя в какой-либо постановке, я нахожусь и действую в строго заданных режиссером и самой пьесой рамках. Я наслаждаюсь именно поиском свободы, будучи в ней ограниченной. А в моих песнях для меня нет никаких рамок и ограничений. Моя свобода здесь бесконечна.

-- А насколько лестно для тебя видеть NAKA рядом с такими именами, как Гарик Сукачев, Константин Никольский, МЕГАПОЛИС? Это я снова о российских сборках.
-- Очень приятно. А еще NAKA была первой группой с женским вокалом, которую взяли на сборники из этой серии, начиная с «12 наших».

-- Послушав твою музыку и тексты, отдельные люди проводят параллель с НОЧНЫМИ СНАЙПЕРАМИ. Что ты, Настя, можешь ответить на это? Насколько верны эти представления? Или же, наоборот, насколько они ошибочны?
-- Можно сколько угодно сравнивать… Потому что мы играем на музыкальных инструментах, пою я человеческим голосом и слова использую из человеческого лексикона… Параллелей может быть сколько угодно.

-- И все же от чего-то ты отталкиваешься, когда пишешь песни. Поделишься тайной
-- Моя музыка -- это собирательный образ. В первую очередь я исхожу из сердца. И отталкиваюсь от чувств, мыслей и переживаемых мною событий.

-- А ты не боишься, что все это так же ВДРУГ может прекратиться. Ну, перестанет в один момент «капать». Что тогда?
-- Хотелось бы, конечно, чтобы этого не было. Но я вижу, что иногда происходит с хорошими командами. Поэтому я как человек рассудительный и предусмотрительный потихоньку тружусь над новой программой. Уже сейчас в набросках у меня лежит второй альбом. Так что работой на ближайших года два NAKA обеспечена. Но я никогда не стану обманывать своих музыкантов и делать вид, что, ребята, все прекрасно, мне по-прежнему «капает»! Хотя «капать» уже давно перестало.

-- Ты вот про альбом упоминала. Когда его ожидать можно?
-- К сожалению, не раньше ноября. Потому что это дело требует не только времени и денег, но и понимания материала человеком, который его записывает. Мы сейчас озабочены предстоящей записью, поиском “своего” звукорежиссера. Нас не устраивает качество сведения тех композиций, которые попали в российские сборки. Там нет и пятидесяти процентов их настоящего звучания.

-- Коль затронуть планы и амбиции… Что-нибудь определенное стребовать с себя же самих хотите в ближайшем будущем? Не касаясь фестивалей и дебютной пластинки.
-- Есть у нас одна цель… -- пробить мертвую стену по поводу организации и участия в концертах.

…Мы снова возвращаемся в помещение. «Ну что? Еще пару раз прогоним песни для записи? -- то ли спрашивает, то ли просто констатирует Настя. -- Только прошу вас, очень внимательно. Давайте, у нас мало времени».
…И опять. Опять женская душа перед тобой. Ее можно взять в ладошку, чтобы согреть и приласкать. Но чуть потеряешь бдительность -- и все, тонешь. Не надо с этим играть, молодые люди. Не у каждого ведь с собой в кармане пиджака трубка и маска для подводного плавания. А реанимировать могут и не успеть.

…Уже чуть позже, когда все собрались расходиться, Антон Боровский сказал мне: «Настя удивительный человек. Очень талантливый. Каждая песня -- от первой нотки в мелодии до последней буквы в слове -- она не просто Настина. Все это Настя смогла пропустить через себя и настолько
прочувствовать, что будто бы пропиталась этим.
…Наверное, тут можно закончить.

P.S.: Скажу по секрету. Я видела много горящих глаз. Но эти глаза не только светятся. Они дарят тепло и силу. Настя Шпаковская.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2005 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета