статья


Electrofiles
Кто Обеспечит «Крышу» Электронщикам?

Удивительно, но более чем за десять лет существования электронной музыки в Беларуси, сцена для нее как таковая не оформилась. Имея достаточное количество винилов в сумке и идей в голове, ди-джеи и музыканты не уставали перебегать из клуба в клуб. И вовсе не для того, чтобы получить «незабываемое удовольствие» поиграть. Они просто хотели найти МЕСТО, где могли бы ощутить настоящий комфорт, почувствовать себя действительно нужными… Не нашли, не почувствовали.

Можете со мной спорить, но «тусоваться» хотят абсолютно все, по крайней мере, в возрасте от тринадцати до сорока лет. Причем, «тусовщиков» сразу можно разделить на две категории: тех, кого привлекает, прежде всего, «прикольная» компания и особый ореол ночной жизни; и тех, кто смело заявляет: «Музыка должна быть внутри, и если есть, что послушать, хорошую вечеринку можно устроить и дома». Но, поверьте, я не встречала еще увлеченного чем-то человека, которому не хотелось бы просто выйти «в люди» и поделиться с ними, совершенно не знакомыми, своими мыслями, идеями. Тем более что музыка, что ни говори, «самое народное из всех искусств». Со временем, даже применительно к «электронщине», пресловутое слово «андерграунд» вышло из моды, а лозунгом стали термины «качество и разнообразие». Но, к сожалению, вопрос «Где отдохнем сегодня вечером?» для большинства любителей синтетической музыки остается риторическим…

Если же в наш стольный град заезжает «звезда» пусть не мирового, но европейского масштаба (что редко, но случается), организаторам становится совсем худо. Куда прикажете это «светило» приглашать? Да так, чтобы культурно, грамотно? Вот и приходится арендовать дорогие заведения, не приспособленные для столь специфических мероприятий.

Собственно молодежные клубы в Минске всегда находились, как говорится, в «интересном положении». С закрытием «28» погорела и старая добрая традиция «вечеринок выходного дня» для обычного студенчества. Череда таких клубов берет свое начало в середине 90-х с легендарной «Резервации». При упоминании названия последней большинство сегодняшних подростков совершенно законно делают большие глаза: «А это что такое?» Ну и Бог с ним. Тем не менее, нужно сказать спасибо этим «столовым дискотечного типа»: кому-то дорога «Альтернатива», кому-то -- NC, «28», Extreme (большой привет охране), «Динамик». Они курировали не одно поколение клубников и музыкантов. Сменялись лица посетителей, групп и самих заведений, но суть оставалась. Это были площадки с не очень хорошим звуком и жутеньким дизайном, но относительно свободные и демократичные. Подобные клубы отличались доступностью, и, в общем-то, правильной для ситуации политикой. Вот в них музыканты и ди-джеи действительно шли, как «в народ». Они смело несли туда свои новаторские, зачастую не понятные, но интересные идеи и… становились известными, популярными.

Недавно цепь оборвалась в очередной раз, но это не стало неожиданностью. Все уже давно привыкли, что из-за проблем с арендой и местными властями регулярно происходит «телепортация» одной и той же тусовки. Потому в начале февраля этого года с энтузиазмом и долей здорового любопытства поток интересующихся от мала до велика хлынул во вдруг заявивший о себе загадочный P-club (в каком помещении он разместился, говорить не хочется). Но этот club побил вообще все рекорды, закрывшись после двух (!) мероприятий. Вывод отсюда один -- разговоров и планов много, а о прочном фундаменте для создания чего-то нового никто не позаботился. К великому моему огорчению, организаторы таких акций все же движимы исключительно непомерными амбициями: «Ах, сейчас мы откроем собственный полузакрытый клуб, будем рассылать знакомым бесплатные пригласительные, «лабать» по вечерам свою музыку, и мало нам не покажется»… И поэтому, когда доходит до дела, чувствуется явная нехватка профессионализма. И так во всем: поверхностно, скользко, несерьезно, смешно.

Вы спросите: «Неужели все так мрачно?» Отчего же? Вот, пожалуйста, «музыкальное» меню: Bronx, «Белая вежа», X-Ray, «Ямайка», Step, «Иzюм». Мало? Список можно продолжить. Да, Действительно, это стильные заведения: интерьер, аппаратура, -- все практически на высшем уровне. Даже цены. Про меню я вспомнила неслучайно -- оно, несомненно, будет конкурировать с музыкальным действом в праве удивить вас. Да просто прийти познакомиться с «удобными супердиванчиками» будет стоить недешево. Впрочем, такие клубы и не скрывают, что рассчитаны на «молодежь достатка выше среднего» (интересно, в каком интервале колеблется этот достаток?) Хотя дело даже не в суммах, есть желание -- можно и потратиться. Нет атмосферы, нет объединяющей темы! Путешествуя из одного такого заведения в другое, появляется острое чувство дежа вю. Они безлики. Придя, скажем, в Bronx, не ощущаешь раскованности, чувствуешь себя гостем на чужом празднике, особенно минуя бильярдные столы на первом этаже. «Иzюм» же вообще позиционирует себя как ресторан-клуб. «Белая вежа» -- страшно сказать -- казино. Туда даже на специальную вечеринку шагнуть как-то неловко. И вот тут начинает действовать очень вредная тенденция: во-первых, заинтересованная в музыке молодежь то ли боится, то ли не решается посещать клубы в этом роде. Становится банально проще пойти со своими знакомыми на обычный концерт, «туда, где подешевле». Во-вторых. Благодаря проведенным конкурсам среди молодых электронщиков, компетентное жюри выяснило, что «Беларусь богата талантами». Но и эти таланты сами не знают, к чему приложиться, с какой стороны подойти к таким клубам, дверь найти правильную, хотя бы за ручку ухватиться.

В Москве или Петербурге, не говоря уже о западных столицах, функционируют десятки клубов, специализирующихся только на электронной музыке. Да что там! Есть особые места, где можно расслабиться под ambient и easy listening, уйти в себя в minimal-techno-холлах, потанцевать под drum и breakings. Конечно, и нам надеяться хочется на лучшее, «жива еще утопия». Но как невыносимо стыдно и больно, что в центральном городе нашей (во многом не такой уж отсталой) республики до сих пор не нашлось и метра квадратного для нормального существования и развития электронной субкультуры.






Лиза МИЦКЕВИЧ

© 2005 музыкальная газета