статья


Музыкальные Инструменты
Бюджетная студия. Микшерные пульты

Один микрофон — на бас-бочку, два — на томы, один — на сольник и еще два — «железо» подзвучить... Микрофонов немало, и поступающих сигналов с них соответственно тоже. А теперь последние не мешало бы обработать, например, компрессором. Причем желательно для каждого сигнала в отдельности. Барабанщик в это время в наушниках должен слушать метроном, сведенный с фонограммой. Звукорежиссеру неплохо было бы послушать звук снимаемого микрофонами сигнала. Для этого необходимо его подать на контрольные мониторы. Ну и, конечно же, надо все это записать, и лучше бы на отдельные дорожки. Сигналов много, и направлять их нужно по разным маршрутам — тут без микшерного пульта просто не обойтись.

Новые технологии позволяют изготавливать пульты качественные и надежные, все с большими и большими возможностями. Но в то же время разобраться среди предлагаемого нам на рынке немалого количества микшеров, с таким же немалым количеством входов, выходов и регуляторов, становится непросто.
Давайте посмотрим, какие пульты бывают и какой среди них нам нужен для целей звукозаписи в цифровой бюджетной студии.
Следует отметить, что развитие цифровой техники не оставило в стороне и эту ветвь музыкального оборудования. По соседству с полностью аналоговыми микшерами теперь располагаются пульты, полностью или частично завоеванные цифрой. Есть пульты, которые преобразуют звук в цифровой прямо с входов, а затем ведут всю обработку, смешивание и прочие возлагаемые на них функции уже программными методами. На выходе они могут иметь аналог или цифру, которую очень удобно подавать на компьютер. Хотя не исключено, что такой микшер будет являться полноценной рабочей станцией, но это уже из разряда очень и очень дорогих устройств.

Интересны гибридные пульты с аналоговым трактом и цифровым управлением. У них небольшое количество органов управления, которое при помощи встроенного процессора может подключаться к одному из каналов. Очень удобно, потому как экономится место. В результате этого можно поместить большое количество входов и выходов в довольно-таки компактный и удобный корпус, что, собственно говоря, многие компании с успехом и делают. Например, 64 или 88 входов для таких микшеров вполне естественное явление.
Ну и, конечно же, аналоговые микшеры, ставшие уже, так сказать, классикой. В таких пультах на каждый вход — свой отдельный фейдер, эквалайзер и все прочие атрибуты. Все на сто процентов аналоговое, разве что, если есть встроенные эффекты, то они цифровые, но это уже довесок к микшеру. При небольшом количестве входов такие пульты намного дешевле двух предыдущих видов. А для бюджетной студии входов восьми на начальном этапе вполне достаточно, если, конечно, не записывать хор «вживую», человек из пятидесяти или оркестр, но ведь тогда это уже совсем другой вид студий.

Хотелось бы упомянуть еще об одной разновидности микшеров — "виртуальных". Это программы, работающие в компьютерах. Управляют такие программы, как правило, периферийными устройствами, которыми может являться, например, внешняя звуковая карта с несколькими входами и выходами. Такие штуки уже больше относятся к домашней студии для демо-записей. Из низкого ценового диапазона качества таких пультов может не хватить для бюджетной студии, дальше по ценовой лестнице с ними конкурируют аналоговые пульты с дальнейшей оцифровкой на отдельных конверторах.
Видов микшерных пультов, их всевозможных технических решений — превеликое множество, но все они призваны выполнять одну и ту же функцию. А именно — коммутацию звуковых сигналов, используемых при записи с сопровождающим мониторным контролем. А потому структура схемы управления и подключения его к источникам и приемникам сигнала, в большинстве случаев, одна и та же, независимо от того какая в нем начинка.

Микшер имеет входы. Они могут быть симметричные или несимметричные. В симметричной схеме подключения используются в одном экране два провода, сигнал которых при усилении вычитается, и таким образом подавляются помехи наводок. Такие входы, как правило, микрофонные и имеют разъем XLR. Микрофонные входы могут быть и несимметричными (один сигнальный провод в экране, который также является вторым сигнальным проводником), этот вид подключения так же применяется для линейного входа. Несимметричные, как правило, разъемы Jack.
Итак, источник сигнала подключен к входу, и теперь на своей собственной ветке может обрабатываться микшером. Первое, что мы можем сделать с сигналом, — это изменить его уровень. Для этого на пульте есть ползунки-фейдера или ручки-крутелки. Последние встречаются редко и на очень дешевых моделях. Если на микшере есть соответствующие кнопочки, то при их помощи сигнал можно заглушить (mute) или оставить в общем миксе звучать только его (solo).

Общий микс — стерео, поэтому на пультах присутствует регулятор панорамы Pan. При помощи его мы можем развести звук по стерео-каналам. Тут хотелось бы отметить один нюанс. Предположим, что сигнал с нашей веточки поступает на оба стерео-канала с определенной мощностью, выставленной нами на фейдере, тут, вроде, все хорошо. А теперь, если начнем подавать сигнал лишь на один канал, то вся мощность попадет только на него. Нарушится баланс. Конечно, при помощи фейдера можно опустить уровень, но опять выводить на баланс — неудобно. Чтобы такого не случалось, на всех пультах при выкручивании ручки панорамы Pan в один из каналов, начиная от среднего положения, сигнал автоматически ослабляется и поддерживается на определенном уровне для канала, который остается слышимым. А для другого канала сигнал ослабляется с большей силой и в крайнем положении ручки заглушается совсем. На пультах, предназначенных для концертной деятельности, ослабление для канала, остающегося звучащим, составляет 6 дБ, а на пультах, предназначенных для записи, — 3 дБ. Ниже мы учтем этот факт при выборе пульта.

Но вернемся к нашей веточке. Что на ней есть еще полезного? Кнопка подключения канала к мониторному миксу и регулятор уровня сигнала на мониторы. Кнопки подключения данной ветки к подгруппам. Так же может быть кнопка обрезного фильтра на частоту, например, 80, 100 Гц или регулируемую частоту. При нажатии на нее все частоты, ниже указанной, убиваются.
Далее в цепи есть эквалайзер, он может быть как графическим, так и параметрическим. А предназначен он для корректировки частотного спектра сигнала. В графическом эквалайзере весь диапазон разбивается на полосы, уровень которых и регулируется ручками. В параметрическом эквалайзере весь диапазон разбивается на полосы, но их границы, глубина и форма кривой частотной характеристики регулируются отдельными ручками. Эквалайзер может отключаться специальной кнопкой. Необходимо это, например, при использовании внешнего многополосного эквалайзера, подключаемого в петлю разрыва.

Петля разрыва, еще может называться — петля посыла-возврата, на пульте маркируется как AUX или Send и Return. Представляет она собою следующее. Обрабатываемый сигнал в пульте идет на разъем, к которому может подключаться какое-нибудь устройство, затем с устройства сигнал возвращается на второй разъем, после которого цепь в пульте продолжается. Если никакое устройство не подключено, то цепь замыкается автоматически внутри пульта. Очень удобно. К таким точкам разрыва можно подключать эффекты, устройства динамической обработки, мониторы, можно снимать сигнал с пульта и подавать, например, на компьютер через аналого-цифровые конверторы. Вариантов много. Точки разрыва могут находиться как до эквалайзера, так и после, в дорогих пультах чаще имеются и там, и там.

Ручкой Gain регулируется чувствительность предусилителя, на который непосредственно с входов подается сигнал. Большинство микшеров обладают возможностью подачи фантомного питания для микрофонов, соответственно, должны быть и переключатели питания. Они обычно располагаются на задней панели и выполнены с учетом защиты от случайного нажатия. Может быть и такое, что фантомное питание включается глобально для всех входов сразу и одной кнопкой. Это, конечно, неудобно, но имеет место на более дешевых моделях.
Каждая веточка может иметь свой отдельный выход. Если пульт концертный, таких выходов чаще всего нет, т.к. предназначены такие микшеры для получения общего микса на усилители мощности. В то время как в так называемых пультах in-line, предназначенных непосредственно для многодорожечной запаси, наличие таких выходов обязательно.

Конечно же, выше дано лишь общее описание для компонент, встречающихся чаще всего и чаще всего необходимых. В зависимости от вида пульта, его стоимости и сложности, могут присутствовать или отсутствовать какие-либо из них. Так, например, при наличии у пульта встроенного процессора эффектов на панели управления для каждой из веток будет находиться регулятор для него.
Управление общим смикшированным сигналом осуществляется при помощи мастер-секции. Уровень общего микса регулируется при помощи фейдера. Пульт может содержать эквалайзер для общего сигнала. Всегда присутствует индикаторы уровня. Могут так же быть выходы, на которые подается сигнал, собранный с петель разрыва, соответственно, есть и ручки для регулировки такого сигнала.


В большинстве случаев предусмотрены подгруппы и мониторные выходы. В подгруппы можно объединять сигналы, нажав на соответствующей ветке кнопку. Подгруппы имеют свой регулятор громкости и свой выход. Мониторная секция также собирает сигналы, усиливает их до уровня, который вы установите при помощи фейдера, и подает все это на выход. В некоторых пультах можно подключать мониторы к одной из нескольких предложенных на панели управления точек. Например, до петли разрыва, после нее, до эквалайзера или после него и т.п.
В пульте может быть предусмотрен встроенный усилитель для наушников имеющий соответствующий выход. Но если его нет, то можно при помощи внешнего усилителя подключить наушники к любому из выходов: главному, подгрупп, мониторному, петли разрыва.

Продолжение статьи читайте в следующем номере...

Данная статья является продолжением цикла статей, также размещенных на нашем сайте www.muzzone.by. Любые интересующие вас вопросы вы можете задать, написав письмо по адресу salon@muzzone.by. Адрес салона-магазина MuzZone: г. Минск, Логойский тракт, 10, остановка трамвая «Севастопольская». Тел/факс: 219-88-88, 219-88-77.



Владислав КОЛЯДА

© 2005 музыкальная газета