статья


Стары Ольса
Змитер Сосновский: «Мне нравится, как падают окровавленные крыжаки»

Вопросов к лидеру группы СТАРЫ ОЛЬСА, недавно вернувшейся из Италии с материалами нового клипа Saltarello, у смотрителей набралось множество. Но лучше по порядку…

О клипе Saltarello

-- Итак, расскажите, почему вы снимали клип в Италии?
-- Просто песня Saltarello была написана в 14-м веке именно там. В переводе с поздней латыни это слово означает «солнечный». Передать дух песни могли только натуральные «итальянские» декорации. Понятно, что мы решили снимать клип на «исторической родине».
-- Где именно?
-- На острове Карло де Форте. Основная его часть снималась после большого банкета. Муниципалитет острова устроил банкет в одном из ресторанов: мы там просидели часа три. У них принято долго сидеть за столом, разговаривать. А мы быстро съели первое-второе, потом сидим, болтаем, пьем вино и не знаем, чем заняться. Они сидят себе, а тут клип ждет, съемки… Короче, приехали мы туда уже в хорошем, «веселом», настроении. Под воздействием большого количества выпитого сардинского вина съемки получились очень смешными. Самая тяжелая работа была у оператора: мы снимали на краю скал, и ему пришлось оползать все эти обрывы. Его даже чуть не сдуло со скалы.
-- Рецензенты «Клипера» должны будут отметить «самоотверженную работу оператора…»
-- …Игоря Таркана. Он регулярно ездит с нами, возит нас на своем микроавтобусе по всем странам и камеру не забывает.
-- А кто режиссер клипа?
-- За неимением другого -- я.
-- И когда нам ждать клип? Что-то готово уже?
-- Да, но только рабочая версия, первая часть. Хотелось бы доснять массовые сцены в Беларуси, но это накладно… Остался монтаж, который будет долгим и тяжелым. Нам подарили несколько дисков с материалом по истории Сардинии. Там есть хорошие кадры, которые хотелось бы вставить в клип. Также было бы здорово, чтобы в клипе была архитектура Флоренции, Рима…

О «Литвине»

-- Какую еще из своих песен вы хотели бы «экранизировать»?
-- Вообще-то, все… (смеется). У нас уже давно был готов материал для клипа на песню «Штурм». Но руководитель клуба «Княжы гуф» Федор Михеев решил, что лучше все отснятое использовать в клипе «Литвин». Они уже полгода его снимают. Песня о четырех битвах литвинов, из которых мы сняли пока только одну – Грюнвальдскую. Это, вообще, будет очень патриотичный клип. Из готового материала мне очень нравится, как падают окровавленные крыжаки.
-- И часто они там падают?..
-- К сожалению, не очень. Но съемки, в принципе, проходят очень интересно. Например, привязали камеру к копью (это Михеев сделал, я бы не додумался): так снимали хоругвь на марше -- вид сверху. Получились очень красивые кадры, редкие. Из-за нашего безденежья копье нам заменило кран. Или вот еще: недалеко на пригорке молодежь устроилась посмотреть на съемки. Усидели они до первого залпа пушек. Стреляли, вообще-то, не по ним, но рядом. Когда дым рассеялся, их уже не было. А нашего гусляра Алеся Чумакова Михеев три дубля заставил падать в болото (смеется). Вот такое грязное дело эта война… Не обошлось без небольших художественных допущений. Битва с крестоносцами проходила в поле, а у нас в клипе -- болото.
-- Без жертв хотя бы обошлось?..
-- Ну, почти. Когда заряжали пушку, она неожиданно выстрелила и ранила одного рыцаря…

О клипмейкинге

-- Когда же будут готовы оба ваши клипа?
-- Это проблема финансовая. Чтобы выпустить видео на песню в Беларуси, нужны деньги. Прежде, чем снимать клип, надо решать вопрос -- готовы ли мы заняться его рекламой. Нет смысла выпускать ролик, когда он может «лечь на полку» и не крутиться. Ситуация такая: клипы такой тематики (акустическая музыка с реконструкцией старых времен) никто не делает. Нет культуры такого видео и нет, соответственно, массового зрителя таких видеопродуктов. Вот, например, снятый нами в «тяжелых боях» клип «У карчме» почти не крутится.
-- Почему?
-- В его раскрутку мы не вкладывали особых денег: сделали, выпустили, его немного покрутили -- и все… За прошлый концертно-фестивальный сезон мы отложили финансы на раскрутку, но все деньги пошли на другие нужды. Клип на музыку, как наша, которая не является массовой, имеет смысл делать только в том случае, если есть детальная программа по его раскрутке. Когда нет наличности, когда нет людей, которые будут сидеть и заказывать, когда нет возможности запихивать его на разные каналы, то клип не оправдывает вложенных средств.

Фото предоставлено автором
www.smotritel.com




Алина КРУШИНСКАЯ

© 2005 музыкальная газета