статья


Музыкальные Инструменты
Бюджетная студия ---- это реально

Стремительный рост информационных технологий затронул и такую сферу индустрии, как звукозапись. Это удовольствие теперь доступно не только крупным корпорациям. Сейчас на рынке представлено большое количество аналоговой и цифровой аппаратуры, предназначенной для создания бюджетной студии звукозаписи. Окупаемость данного проекта весьма и весьма привлекательна в ситуации, когда развитие белорусского шоу-бизнеса идет высокими темпами.

Для того, чтобы поближе познакомить вас с этой темой, салон музыкальных инструментов и оборудования MuZZone открывает цикл статей, посвященных студийному оборудованию.

Какие бывают студии
По величине капиталовложений и, как следствие, качеству выпускаемого материала студии можно разделить на следующие классы.
Первый вид студий относится к hi-end-классу. Они оснащены очень дорогим оборудованием. Как правило, запись вместе с обработкой и сведением осуществляется только на аналоговой аппаратуре. Затем мастеринг — заключение большого динамического диапазона в рамки CD диска или, что реже, магнитной кассеты. Такой процесс не должен вносить каких-либо заметных потерь качества аудиоматериала, поэтому и требует аппаратуры, сочетающей в себе все самые совершенные достижения в данной области. А это все деньги, деньги и деньги…
Такие студии, как правило, устанавливаются в консерваториях, филармониях, музыкальных академиях и, как правило, не окупаются. Это элитарные, консервативные, респектабельные студии, предназначенные для реализации крупных и сложных в техническом и творческом отношении музыкальных проектов, либо студии таких мировых музыкальных монстров, как BMG, Sony Music, EMI, Nuclear Blast и прочих, которые, как известно, весьма и весьма окупаются. Но они — из другой жизни.

Ко второму виду можно отнести бюджетные или так называемые project-студии. Сердце таких студий — цифровые рабочие станции, которые могут быть представлены либо обычным мощным персональным, либо специально оптимизированным для звукозаписи компьютером. Они оснащены аналоговым периферийным оборудованием для ввода, вывода и обработки звука. А при помощи компьютера осуществляется некоторая обработка, сведение и мастеринг. Естественно, он намного дешевле всех тех аналоговых приборов, которые для этих процессов используются в студиях hi-end. Поэтому бюджетные студии и представляют собой интерес, т. к. способны окупаться и использоваться в различных коммерческих проектах.
Хотелось бы отметить еще один вид студий — "домашние" или так называемые low-end-студии. Они также представляют собой цифровую рабочую станцию, но с более дешевой периферией и мониторной системой. Все это чаще всего располагается в домашних условиях, а не в специально оборудованном помещении, как для project-студий, а уж тем более для студий hi-end-класса. Домашние студии, как правило, используются для подготовки демонстрационных материалов и для коммерческих целей непригодны.
В данном цикле статей мы подробно рассмотрим только бюджетные студии, как наиболее отвечающие нашим современным реалиям по соотношению цена-качество.

Студийные помещения
Помещение студии обычно состоит минимум из двух комнат: акустической и операторской или аппаратной. Может существовать отдельная комната для размещения оборудования, которое в данный момент в записи не участвует, т. е. попросту говоря — подсобное помещение. В акустической комнате непосредственно происходит процесс записи. Это закрытое помещение, обладающее определенными акустическими свойствами. К ним относятся: отражающая способность материала облицовки, его поглощающая способность, время реверберации, однородность структуры звукового поля, требуемый уровень шумов, а также другие объективные параметры, которые важны для слухового восприятия человеком.
В зависимости от вида источника звука, все эти параметры могут быть разными, поэтому для универсальности акустическая комната должна иметь возможность быстрой перенастройки. Как альтернатива, акустическое помещение может быть "мертвым", т.е. обладать как можно большей поглощающей способностью и минимально возможно отражающей. Эффекты реверберации накладываются на исходный сигнал уже в процессе обработки.

Определенными акустическими свойствами должно обладать и помещение операторской, т.к. там будет производиться процесс обработки, сведения и мастеринга записанного музыкального материала с сопровождающим их акустическим контролем. Кроме всего прочего, желательно, чтобы эти два помещения были звукоизолированы от основного корпуса здания. Если этого нет, то тогда внутрь будут проникать шумы посредством вибраций, возникающих в результате ходьбы, открывания и закрывания дверей, различных технологических процессов, проходящих в других помещениях здания. Спроектировать и построить такие помещения — задача очень сложная, и заниматься ей должны специалисты в этой области.
Самостоятельно все это просчитать и сделать практически нереально, так как требуются глубокие знания и опыт в этом деле, а вот подобрать оборудование для бюджетной студии гораздо проще и под силу практически каждому. Давайте на этом и остановимся.

Студийное оборудование
Как и все оборудование, студийное подчиняется закону модульности. Вся цепочка звукозаписывающего тракта состоит из отдельных модулей-блоков аналоговых и программных. Каждый из них выполняет свою строго определенную функцию. Они могут заменяться более дорогими и качественными и, соответственно, наоборот. Что немаловажно — программные и аналоговые модули обработки также взаимозаменяемы.
Все это делает систему инсталляции студийного оборудования очень гибкой и удобной. Остается только грамотно распределить имеющуюся сумму денег — и на начальном этапе функционирующая студия готова. В дальнейшем, по мере окупания студии, отдельные блоки можно заменять и добавлять новые, расширяя ее возможности.
Вообще, способов проектирования и организации студии — бесчисленное множество, и описывать их все невозможно, да и не имеет смысла. Предлагаем начать с одной из самых простых и дешевых бюджетных студий.

Условно оборудование нашей студии можно разбить на несколько частей: аналоговые устройства обработки и микширования, аналоговые устройства ввода звукового сигнала (микрофоны), аналоговые устройства вывода звукового сигнала (студийные мониторы), конверторы сигнала цифра-аналог и аналог-цифра, компьютер с audio-интерфейсом, программное обеспечение для звуковой обработки.



На изображении вы можете видеть структурную схему такой студии. Хотелось бы сразу отметить, что показанные блоки не обязательно должны быть отдельными физическими устройствами. Так, например, конверторы ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь)/АЦП (аналого-цифровой преобразователь) могут находиться в разных корпусах, могут в одном, могут быть встроены в звуковую карту компьютера, а могут быть встроены в микшер. Компрессор и предусилитель располагаются либо в одном корпусе, либо в разных. Эквалайзер, например, может быть составной частью микшера, может быть отдельным эффектом, включенным в цепь посыла-возврата того же микшера. Продолжать можно до бесконечности, вариантов очень много.
Как это все работает? Начнем с микшерного пульта. На его плечи ложится задача аналоговой коммутации звуковых сигналов, а их много. Во-первых, необходимо принять все сигналы с микрофонов, их может быть несколько: например, при записи ударных или хора. Во-вторых, обрабатываемый сигнал необходимо пропускать через эффекты. В-третьих, сигнал необходимо подать через конвертор АЦП на компьютер, а также забрать с него же через конвертор ЦАП. Затем контрольный мониторинг — микшер позволяет подавать сигнал на мониторы напрямую с микрофонов, с петли эффектов или с фонограммы, смикшированной компьютером. Кроме того, микшер передает фонограмму на наушники исполнителя.
Устройство, показанное на схеме как компрессор/предусилитель, необходимо для того, чтобы весь богатый динамический диапазон, получаемый с микрофона, без каких-либо заметных для слуха искажений подготовить к передаче на последующий звуковой тракт.

При помощи микшерного пульта эффекты (ревербераторы, хорусы, фленжеры, устройства динамической обработки, предназначенные для художественных целей и необходимые для окраски звучания музыкальных инструментов и голоса) включаются в цепь обработки сигнала. Эффекты могут быть как аппаратными, блочными, так и программными. В последнем случае они обрабатываются при помощи компьютера, но данный способ ведет к снижению качества материала. Аналоговые устройства все еще лучше справляются с этой задачей.
Конверторы АЦП и ЦАП предназначены для преобразования аналогового сигнала в цифровой и цифрового в аналоговый. Как известно, компьютер всю информацию воспринимает только в цифровом виде. А вам всегда будет нужно как подавать сигнал на компьютер, так и снимать сигнал с него.
И напоследок — об акустическом контроле, необходимом при сведении, обработке и мастеринге. Он выполняется при помощи студийных мониторов и только при помощи их, потому как они дают наиболее правдивую картину о частотном состоянии звукового сигнала или, например, о балансе произведения. На разных этапах подготовки материала используются мониторы ближнего, среднего и дальнего поля. Подробнее обо всем вы можете узнать из последующих статей, каждая из которых будет посвящена отдельной категории студийного оборудования.

Салон магазин MuZZone расположен в г. Минске по адресу — Логойский тракт, дом 10, напротив остановки трамвая "Севастопольская". Наш сайт — www.muzzone.by.

Продолжение следует...



Владислав КОЛЯДА

© 2005 музыкальная газета