обзор


Квартет Имени Танеева
Вениамин Баснер. Струнные Квартеты

Вениамин Баснер. Струнные квартеты
(с) 2004 Баснер, наследники
(р) 2004 Manchester Files
2 CD: СD1 -- 3tks/61mins; CD2 -- 2tks/31mins

Предоставлен Бомба-Питер.
Любой струнник скажет вам: квартет -- это маленький оркестр. Но это если речь идет о собственно камерном ансамбле. А квартет как музыкальная форма? Возьму на себя смелость продолжить сравнение: квартет -- это маленькая (а бывает, и не такая уж маленькая) симфония. Со всеми глубинами и высотами, симфонии присущими.
С 1948-го по 1975-й годы ученик Шостаковича, народный артист России, лауреат Госпремии Вениамин Баснер сочинил пять квартетов, которые записал квартет имени Танеева. За 58 лет творческой деятельности в составе квартета поменялось три музыканта. В первом составе играли В. Овчарек (первая скрипка), Г. Луцкий (вторая скрипка), В. Соловьев (альт), Б. Морозов (виолончель). Во втором -- народный артист России, профессор В. Овчарек (первая скрипка), а также заслуженные артисты России, профессора А. Станг (вторая скрипка), В. Стопичев (альт), И. Левинзон (виолончель). Квартет был создан Владимиром Овчареком и его однокурсниками, когда все они были студентами консерватории.
Итак, можно считать, что на рецензируемом двойнике от «Бомбы-Питер» представлено пять своего рода симфоний, пять достаточно развернутых повествований о жизни. Всем квартетам Баснера, как и всему его творчеству, свойственны лаконизм мышления и повышенная драматическая экспрессия.
Четвертый квартет посвящен памяти Нины Баснер, жены и друга композитора, пятый -- также близкому другу, композитору Мечиславу Вайнбергу.
Вторая часть пятого квартета построена на интонациях одной из самых известных баснеровских (и вообще советских) песен -- «С чего начинается Родина?» из киносериала «Щит и меч». Это основная музыкальная тема фильма, благодаря чему, а также в немалой степени благодаря исполнению Марка Бернеса, песня быстро обрела самую широкую известность. (Правда, лично для меня фильм ассоциируется с финальной «Махнем, не глядя».)
Как и вся музыка Баснера, квартетное творчество композитора взрослело вместе с ним, становясь все более интересным. (Первый-то одночастный квартет был создан им в двадцатитрехлетнем возрасте.) Шостаковичевские основы, преломляясь в творческой личности Баснера и постоянно получая эмоциональную подпитку от изменяющейся окружающей действительности, генерировали подлинную современную музыку. (Бывает ведь и не вполне подлинная, хотя на первый взгляд -- уж куда современнее.)
Квартеты слушаются на одном дыхании. В финале пятого квартета музыка истаивает и растворяется в тишине. (Это истаивание напоминает финалы последних произведений Шостаковича -- Пятнадцатой симфонии и Сонаты для альта и фортепиано.) А первая часть квартета включает эпизод, представляющий собой звуковой пейзаж. Мы явственно видим просыпающийся ранним утром лес.
Философский характер квартетов Баснера не делает их музыку ни созерцательной, ни (упаси Боже) скучной. Это музыка широко раскрытых глаз, ушей, сердца и души.



С. Золотов

© 2005 музыкальная газета