обзор


Ulis
Танцы на даху

Танцы на даху
(c) 1993 ULIS
(p) 2004 БМАgroup
12tks/56mins

Третий по счету альбом рок-группы ULIS, как и два предыдущих, записан в студии польского города Ольштын звукорежиссером Рышардом Шмитом, а на родине впервые издан был на кассетах с помощью активной тогда белорусской фирмы “Дайнова” (перед тем музыкально-издательская деятельность в стране молчала 40 лет по причине братской помощи всесоюзной фирмы Мелодия). Через десятилетие этот артефакт дал еще один новый опыт белорусской фонографии, когда после приобретения лицензий на право перевыпуска белорусских релизов от голландцев (TROITSA), британцев (КРАМА) и поляков (ULIS) мы начали искать и белорусских правообладателей на наши реликвии.
Дизайнерское оформление первого издания альбома польская фирма “Эва лімітэд” делала по-английски. Это объясняется тем, что ULIS со своим белорусскоязычным материалом имел широкую сеть дистрибьюции за рубежом (в Польше, Германии, Франции, Великобритании). Для иностранных слушателей там была информация не только по составу группы и трек-лист, но и адреса прямого контактирования с менеджментом, и даже координаты первого международного фан-клуба группы (ULIS fan club International, ul. Mozarta, 3 -- 614, Warszawa, 02736, Polska). Вполне натурально, что “БМАgroup” основательно перелопатила весь этот бред для современного внутреннего пользования (хоть заказы на компакт-диски переизданной серии, как оказалось, и сегодня поступают из Германии, Болгарии и даже Канады).
Что касается тематики альбома, то отметим, что и здесь “улісовцы” продолжают традицию разработки своей главной темы -- темы свободы, в том числе и в несвободном обществе (это было актуально и тогда, в начале 90-х, и теперь). Разные оттенки этой философской категории благодаря поэтическому таланту Феликса Аксенцева в песнях ULIS приобретают и новое музыкальное воплощение. Завораживающая ритмика “Танцаў на даху” и рок-н-рольного хита “Як на далоні” делают эти композиции ключевыми в альбоме и даже сегодня придают ему поистине бунтарский дух. Но повзрослевшему “улісовскому” герою, которого раньше волновали больше вопросы неустроенного быта и сферы чувств, все более характерна жажда самопознания, самоосмысления, но это не самокопание. Это поиск духовной силы и опоры в становлении собственного миропонимания. В песнях “Назіральнік” и “Мы -- жыхары мяжы” сознание слушателя заряжается именно “пограничным” представлением о состоянии сиюминутной его свободы. Она просто относительна. Она приобретает смысл только в контексте трезвого, созидательного осмысления жизни.
Основную часть альбома “Танцы на даху” составили композиции, известные слушателям по весьма долгому периоду концертной активности (оно-то хорошо, но альбомов не было аж более двух лет). Зато как хорошо успели обкататься в единственном тогда мюнхенско-белорусском хит-параде “ЧЗ-Liberty” песни “Лязо”, “Амэрыка”, “Радыё Свабода” (теперь уже не с голосом Патрея, а Олега Тумашова). Неслучайно ведь через десятилетие именно последнюю из названных отметили специальным призом на фестивале “Басовішча” группа свободных белорусских журналистов из Праги.
Мелодии этих хитов стали популярными как раз по причине отсутствия рефлексий на темы свободы как философской категории в молодежной музыке на родине. Согласитесь, ведь и сегодня не многие поднимаются до столь убедительных эпитетов: “Амэрыка -- гэта ня край, Амэрыка там, дзя я!” И вслед за вокалистом ULIS тысячи молодых белорусов пытались понять, куда им плыть в этих кипучих жизненных вирах: “Радыё Свабода, мы твае хвалі...”
Состав группы за эти два года успел немного поменяться. Немного, но как кардинально: Патрея, которому поляки посвятили даже название модных очков (“okulary Patrejki”), заменили на Олега Тумашова, бывшего вокалиста группы КВИНТА, которого восприняли в ULIS далеко не все. Признаться, я тоже все эти годы жил разочарованием в былой легенде до появления аж... надцатого альбома “Падарожжа”. Но вот принес домой свеженькую коллекцию переизданий от “БМАgroup” и... На первом месте так и осталась "Чужаніца", но долго лелеянный второй («патреистый») альбом все же вытеснили на третье место как раз эти вот “Танцы на даху”. Здесь просто хит на хите и хитом погоняет. Плюс и вокал Тумашова весьма гибкий, хоть и не такой природно яркий.
И снова супрановичское CD-переиздание не обошлось без бонусов. А лично мне особенно приятно, что пригодились здесь мои видеоархивы. В процессе работы над ними специалисты “БМАgroup” полностью зацифровали 40-минутный видеофильм концерта ULIS в Белсовпрофе с культовыми английскими группами HOLLY JOY и NIDZER EB (не ищите их в своих фонотеках вы, жертвы маскультиздата братских народов, но читайте интервью своих коммерческих кумиров -- они назовут эти имена). Правда, в тираж пошел только 15-минутный фрагмент этого видеореликта.
Зная о различных (в смысле оформления) переизданиях этого альбома фирмами “Дайнова”, “Ковчег”, Ton Records, считаю нужным отметить, что “БМАgroup” остановилась на более близкой белорусскому сознанию версии знаменитого дизайнера Змитера Герасимовича, которая к тому же весьма гармонирует с общей тональностью всего этого... бокс-сета. Вот соберется Супранович с капиталом, может и картонку для комплекта склеит, она ведь уже даже смакетирована.



В. Мартыненка

© 2005 музыкальная газета