обзор


Ulis
Чужаніца

Чужаніца
(c) 1989 ULIS
(p) 2004 БМАgroup
11tks/50mins

Легендарный белорусский рок-бэнд ULIS не требует лишних рекомендаций, поскольку после первых публикаций о нем в отечественной молодежной прессе (с 1989 года) было столько биографических статей да интервью! И не только на родине, но и в Германии, Польше, Эстонии, США, Великобритании… Но вот “БМАgroup” снова дает повод вспомнить начало великого пути: обещав бокс-сет, они... все-таки хоть и раздельно, но выпустили в свет эти ранние реликвии. Итак, "Чужаніца".
Этот альбом белорусской команды, изданный потом в России, был записан в Польше, в студии Ришарда Шмита (Ольштын). Скажете, провинция? Но это та самая знаменитая студия, где записывался, сводился и ремастировался в 1991 году для фирмы Pomaton/EMI альбом Derwisz i Anioł известнейшей польской группы MAANAM.
Уже само название альбома многим напомнит что-то из прозы французского романиста Альбера Камю, как и название группы -- творчество ирландского писателя Джеймса Джойса. "Что их так тянет на Запад?" -- сказал бы член какой-нибудь аттестационной комиссии середины 80-х. А второй, ощутив непонятную преданность родному языку, добавил бы: "Что же они себя так ограничивают искусственно, националисты проклятые?" Но вот слушаешь, скажем, "Пляц Францыска", и уже невозможно думать ни о чем другом, как о Беларуси в контексте Европы, как о белорусской культуре в контексте европейской культуры. Вот вам и исчерпаны все парадоксы. Все натурально и логично, оказывается. Но не чересчур ли далекие выводы на основе поверхностных впечатлений от удачно выбранного названия?
Но впечатления здесь не от названий. "Чужаніца" стала логическим итогом целенаправленного пути создания образа нового типа звезды в белорусском рок-пантеоне того времени. А гарантом самого процесса был опыт и мастерство -- исполнительское, композиционное. Ведь основали группу музыканты первой национальной супергруппы БОНДА Сержук Кравченко (бас-гитара) и Вячка Корань (лидер-гитара). Новеньким в этой компании был гениальный рок-поэт Феликс Аксенцев (позже нашедший новую родину в далеком Ванкувере, стране Болто, кленового листа и суперхоккея). К ним присоединились не менее феноменальные личности Кирилл Шевандо (барабаны) и Андрей Патрей (вокал).
Их музыкальный язык тогда, в конце 80-х называли авангардным, теперь он просто актуальный, но... "Гаспадары краіны" -- это же не просто модный хит, а целая философия потерянного перестроечного поколения:
Гаспадары краіны,
Навошта вы мне, навошта я вам?
Сум свой адчуваю я сам.
Толькі я сам!
А какой гармоничный мир звуков! И ты не просто поглощаешь их ушами, а идешь навстречу, растворяешься в убедительности музыкальных образов.
Поначалу трудно было определиться, кто создает эту идеальную ауру в группе ULIS? Не лезло в голову даже очевидное -- блестящее композиторское вдохновение (Корань, Кравченко), содержательные тексты-откровения, тонкое ощущение мелодии гитарой Вячки Кораня (это и теперь сохранилось, только надо научиться слушать музыку по-«улiсовски»), идеально слаженный ритм барабанов Кирилла Шевандо (потом только Алесь Быков мог с ним сравниться), невероятный природный дар рок-вокала Андрея Патрея… А пульс, который создает басист Сержук Кравченко, ощущаешь собственным сердцем, не считая удары. Да и образы песен "Краіна ў кратах", "Гэстапа", "Іржавыя дні", "Акторка" -- они ведь из самых глубин души каждого здравомыслящего человека. Короче говоря, здесь мы имеем дело с цельным организмом, который называется «группа ULIS».
И ведь были времена, когда именно ULIS был самой рейтинговой командой на первых белорусских FM-радиостанциях. Если это теперь невозможно, куда мы катимся, едрена вошь?
Но не надо думать, что в прошлом только все хорошее. На рубеже 80-90-х помнится всех, познакомившихся с "Чужаніцай" по первому изданию фирмы "Ковчег", волновало, куда потом на московском виниле делась песня "Мы прыйдзем сюды"? Ведь они не тронули даже песни поострее ("Пакуль сьпяваю", "Калі імпэрыя зьнікне", "Краіна ў кратах"). Вопрос остается открытым, но в новом переиздании есть не только эти эвергрины, но и никогда не издававшиеся, но памятные с концертов песни “Цягнік на Нясьвіж”, “Лунай, пан Руст”. Последнюю, кстати, сохранили нам концертные видеозаписи (слава Богу!), а вот бессмертное творение "Будапэшт, Прага, Кабул" так и умерло безвозвратно.
Кстати, первым менеджером "Чужаніцы" стал поистине легендарный человек, автор первого полного белорусскоязычного перевода того самого романа "Уліс" Джеймса Джойса, белорусский журналист из Польши Ян Максимюк. А художественное оформление обложки принадлежит уже известному в нашей стране графику и поэту Михалу Анемподистову, который дружит с музыкантами давно, т.к. писал даже некоторые тексты еще для БОНДЫ.



В. Мартыненка

© 2005 музыкальная газета