статья


Клипер
Видеофайл

В Беларуси немного электронных групп. Тем более, мало у них клипов. Скорее всего, их можно посчитать по пальцам одной руки…

Артист: AUTISM feat.
Alec Treecity.
Клип: "nero-zero".
Режиссер: студия
"PixlMixl".


"Куда бежим?" – "Да все туда же. В себя". Космические ковбои любят AUTISM! Иногда ощущаешь себя расстоянием. Нужно куда-то простираться, что-то соединять, кого-то лечить. Для всех этих действий надо сдвинуться с места. Нужно пространство, да, расстоянию нужно пространство, чтобы себя распространять. Бывает так, что в комнате иногда не хватает места. Да что там, в пустыне даже не найдется подходящего по вместимости пространства. Даже космос беден на такие периметры и площади, а уж космос-то, вроде бы, самое громадное и громоздкое из того, что мы могли бы себе вообразить. И тогда углубляешься в inner space. This is the return of the Space Cowboy... Минск – Нью-Йорк. Москва – Кассиопея. Вот те расстояния, которые вмещает в себя клип AUTISM "nero-zero". Отроки во вселенной, выбравшие космический автостоп.

Когда-то в Минске жил Вадим Милицин (лидер AUTISM'а). Потом нелегкая занесла его в Штаты. Покрытие расстояния # 1 обеспечено на 100%. Космическая держава СССР не могла не снимать фильмы про космос. Детям надо было внушать, что и в этой гонке их родина первая и наигуманнейшая. Так и родились фильмы "Москва – Кассиопея" (1973) и "Отроки во вселенной" (1974). А спустя каких-то там 20 лет, в нью-йоркской студии "PixlMixl" из кадров этих 2-х фильмов нарезали клип для AUTISM'а. Вроде бы, вполне можно возмутиться: да какой же это клип – монтаж обыкновенный, подвид околомузыкальных, семейство кадрорезных. Ну собрали мозаику из кадров, что ж тут удивительного и неповторимого? Да ну, какой же это клип, так, недоразумение и подразумевание. Не-а. Клип как клип. Есть такие примеры монтажа околоклипового: берут ломти из аниме, сводят воедино под какую-нибудь музычку. В случае с AUTISM'ом аналоговых видеорядов не наблюдается, т.е. имеющийся в наличии монтаж "Отроков" и "Кассиопеи" претендует на высокое звание Клипа. Кстати, о монтаже. Работа, проделанная студией "PixlMixl", впечатляет. Кажется, что фильмы не просто кромсались, а изначально их снимали с задумкой, что когда-нибудь далеко за океаном люди сообразят сварганить из энтих шедевров советской космопропаганды клип для электроэмбиента. И мишура оборудования корабля, и костюмы, как на показах коллекций Жана-Поля Готье, и пустынные ландшафты космоса и не только, и минимальные спецэффекты, не сравнимые со "Star Wars" и покажущиеся современному любителю космических саг пудингом, соревнующимся с тортом-мороженым, – все это почему-то само напрашивается на роль видеоряда. Точно договор какой-то тайный между музыкой и кадрами о взаимовыгодной синхронизации во временно-смысловом пространстве – вот какую работу проделали на "PixlMixl".

Артист, режиссер:
группа Штрих_кОт.
Клип: "Очень лень".


Если верить официальному сайту альтернативной электро-поп-группы Штрих_кОт, во время съемок этого клипа произошло три автоаварии. Пострадал ли кто, история умалчивает. Следует сказать о видении музыкантами идеи своего клипа: обычную комнату из обычной квартиры поместили вдруг посреди города, день из жизни такой вдруг необычной комнаты.
В принципе, в этом клипе можно разглядеть то ли стеб, то ли аллюзии на реалити-шоу. За стеклом без стекла. Главные действующие лица – те же, что и в группе – Синт и Дэви (а, ну еще можно вспомнить про кресло, ковер, обогреватель и разбросанные диски со сломанной (будто бы) подставочкой + пл. Бангалор, как декорации). Дэви весь клип полубезразлично восседает в кресле, иногда босиком, иногда в кроссовках, иногда с кем-нибудь заговорит, пьет кофе, чтобы согреться, швыряется микрофоном. А Синт... Этот персонаж неописуем. То он делает вид, что ссорится с Дэви. То он сует под ноги Дэви синтезатор, то целуется с девушкой-гостьей, то прыгает, то танцует. Короче, мельтешит. Периодически в кадре появляются т.н. гости – друзья музыкантов, учащиеся художественной академии, случайные прохожие. Что делают они, описанию не поддается. Была идея подсчитать общее количество людей, появившихся в клипе, включая гаишников на заднем плане, да вот как-то лень. Очень.

Клип малобюджетный. Снимали и монтировали (по словам Синта) сами. Это можно забросить в потребительскую корзинку со знаком "горизонтальная черточка", а можно и к знаку "перпендикулярно перечеркнутая горизонтальная черточка". Из-за очевидного недостатка вложенных в клип дензнаков он вышел излишне любительским на вид, почти хоум-видео, камера стоит неподвижно, никаких вам крупных-средних-поясничных-пасхальных планов, тут не стэнд-ап на фоне, тут сит-ап на фоне. От мелькающих в кадре людей рябит в глазах, сюжетной линии практически никакой – зрителю подбрасывают только догадки о происходящем за креслом Дэви.

ЧТО ДЕЛАЮТ ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ – самая большая загадка клипа. НО: если есть загадка, разве это плохо? Зато очень зеленый клип выдался. А зеленый цвет полезен для глаз. Главное, что клип есть. И своими руками сделанный. Первый блин с катышками.

Сперва мне вообще показалось, что перед моими глазами развернулась любовная история. Точнее, ее последствия. Еще точнее, последствия ее завершения. Были вместе: Синт и Дэви. Поссорились: Синт и Дэви. Теперь: ей лень в него влюбляться, ему хочется вернуть прежнее тепло отношений.
Все. Хватит. Итого. На мой крайне субъективный взгляд, клип хорош. Да, он не катит ни в какое сравнение с клипами профессиональных режиссеров, так ведь не режиссеры его снимали. В этом его прелесть.


Хулиган-Громозека

© 2005 музыкальная газета