J_Морс
Подарочный макси-сингл от J_МОРС

Все. Увязаем в сетях окончательно. Опутали нас ими со всех сторон. Вернее, «одной из». Самой глобальной и «наркотической». Самой неожиданной и вездесущей. Интернет называется. Грядет музыкальный переворот! Даешь халяву для поклонников! Что имею в виду? Спокойно. Сей же час растолкую.

Группа J_МОРС. Не забывает про свои музыкальные обязанности (точно присягу на верность приносили). Почти с математической точностью вкупе с четкой периодичностью — и нате вам, дорогие слушатели, «свежачок». Очередной сингл (уточняю — второй). Который предваряет, соответственно, альбом (тоже очередной). Только вот... дабы послушать его (сингл то есть), нужно заиметь доступ в Интернет (правдами иль не правдами, кто как привык). Потому что единственный вариант так называемого «диска» можно будет раздобыть именно там (подробности ниже). Даром. Или почти (оплату расходов за пользование Сетью коллектив на себя не берет). Таким образом, и волки сыты и овцы целы: скачанные на CD-R новые песни J_МОРСА вовсю звучат в наушниках, навевая традиционно романтическое настроение, а в кармане — сэкономленные восемь (а то и все десять) тысяч родных белорусских рубликов.
Откуда такая удивительная щедрость и какие ставки на нее уже сделаны, рассказывает Владимир Пугач.

— Володя, если обозвать готовящийся сингл пластинкой, то... какая по счету она будет у J_МОРСА?
— Полноформатных альбомов (в привычном их понимании) мы выпустили всего два. А именно: «Ассорти» в... 2000-м году и вышедший этой весной «Монтевидео». Кроме того, между ними был еще макси-сингл «Web-дизайн». Да, в принципе, это и так все помнят... Получается, это четвертая... мгм... пластинка.

— Нет. Предлагаю опустить определение сингла как «пластинки». Хотя бы потому, что приставка «Интернет-» покоя не дает. Что-то я все пытаюсь въехать в положение дел, но никак не получается. Объясни, будь добр...
— Все очень просто. Во-первых, техническая сторона (пусть это так называется): в магазинах не будет никаких музыкальных носителей, содержащих данный материал. Вся прелесть как раз-таки и заключается в том, чтобы сингл можно было обнаружить только в Интернете. Кстати, бесплатный доступ гарантирован абсолютно всем. Хорошо ведь иногда делать подарки слушателям. 10 декабря все песни Интернет-сингла будут размещены в формате mp3 на специальном сайте www.single.telecom.by. Планируется, что это будут пять новых записей. К музыкальному материалу мы еще приложим файлы с графическим оформлением. Таким образом, любой желающий, имея доступ к Интернету, может скачать себе все песни, нарезать их на CD-R и распечатать оформление. Получится такой вот бесплатный эксклюзивный диск J_МОРС. Вообще, это целый «проект» такой затевается — подобные «диски» будут достаточно регулярно выходить у разных групп, но мы первые. И это приятно.

— Как планируете отмечать «сетевой» дебют?
— В этот же день мы отыграем большой сольный концерт в «Реакторе». Только «живые» песни. Но какие именно, еще даже приблизительно сказать не могу. Слишком их много у нас накопилось за время существования коллектива J_МОРС. Есть, конечно, огромное желание исполнить их все, но... выступление у нас вечернее, а не ночное. До окончания нашей «смены» мы просто не успеем. Поэтому приходится выбирать. Трудно, надо сказать. Они ведь все любимые.

— И все же... Смысл «Интернетной эксклюзивности»... Лично для тебя он в чем? Или где?
— О-о-о... В этом же и заключается вся романтика. Какой толк в том, если в довесок к Интернету диски можно будет найти буквально в каждом ларьке? По-моему, это равносильно тому, что ты просто выкладываешь новые песни на сайт, что, возможно, и является некоторого рода рекламой будущего альбома, но... Это ведь коммерчески невыгодно! Ну какой человек пойдет в музыкальный магазин и купит там лицензионный компакт-диск, допустим, за 8000 рублей, если он совершенно спокойно может посетить сайт группы и фактически бесплатно получить там для себя то же самое?! Я к подобным «совмещениям» отношусь весьма скептически. Думаю, в них элементарно нет экономической целесообразности. В этом отношении мне очень импонируют действия Дэвида Боуи, Джорджа Майкла... Поэтому — либо Интернет-вариант, либо дистрибьюция. В нашем случае от последнего мы отказываемся. Повторяю, слушателей нужно иногда поощрять. Необязательно заставлять их покупать. Можно ведь просто подарить.

— Мы коснулись, как ты сам сказал, лишь «технических» причин. Но предполагаю, в наличии имеется и нечто более глубокое... Ежели не сказать, глобальное...
— Дело в том, что очередной виток творчества группы J_МОРС начался (кстати, весьма удачно, я считаю) с песни «Web-дизайн». Естественно, она связана... нет, даже посвящена, я бы сказал, Интернету. Это же настоящий океан. Еще так плохо изученный людьми. Но настолько притягивающий... или, скорее, затягивающий. Я могу, например, часами лазить по разным поисковикам. Мне даже ничего конкретного не будет нужно. Я просто ввожу любое слово в систему... Иногда подобное отношение к Интернету напоминает наркотическую зависимость. Вернее, иллюзию. И то, и другое плохо. Наверное... Но если не злоупотреблять сим удовольствием, то в нем определенно есть шарм... Этакое романтическое отношение к цифровому пространству (улыбается. — Прим. авт.).

— Отсутствие компакта в музыкальных магазинах уже само собой требует основательной рекламы. Я права?
— Конечно. Реклама здесь должна быть очень хорошей. И даже не столько из-за невозможности людей подержать в руках саму пластинку, сколько потому, что это проект экспериментальный во всех отношениях. Мало того, что мы сами занимаемся подобной реализацией собственного творчества впервые, так и для нашей республики в целом это в новинку. Никто до нас в Беларуси еще не пробовал делать ставки только на Интернет-сеть. Поэтому мы ощущаем себя первопроходцами. Даже в полной мере. Идем вершить революцию. И я ведь уверен, что за нами пойдут многие музыканты. Только... им слегка полегче будет. Дорожку-то уже перед ними накатают. Будет с кого пример брать и на чьих ошибках учиться. Помнишь, как у Макаревича: «А тот второй, что шел за первым следом, не утонул и шею не ломал...» Так на счет рекламы. Ее должно быть достаточно. Именно сейчас согласовываются последние детали. Это будут релизы, просто рекламные щиты, какие-то видео. В метро тоже разместим. Честно говоря, мы планируем сделать массивную рекламу. За последние недели две, непосредственно перед тем, как определить сингл на сайт. Я думаю, это будет куда эффективнее, нежели капать по чайной ложке два месяца к ряду.

— Думаю, стоит добавить немного конкретики относительно сингла. Это можно будет назвать анонсом следующего альбома?
— Анонсом? В определенной степени да, хотя уверенностью здесь пока еще ни о чем говорить нельзя. Потому что работа над очередной полноценной пластинкой идет постоянно. Новые вещи пишутся все время. Возможно, мы сделаем в процессе еще парочку синглов. Так что, думаю, вполне реально рассматривать то, что готовится к выходу уже сегодня, как нечто абсолютно... самостоятельное.

— Прекрасно, давай рассмотрим его именно в этом ключе. Что будет включено в сингл?
— В первую очередь — две «заглавные» композиции. Они же — наши новые песни. «Живые». Конечно, ремиксы. Они обязательно будут. Даже скорее ремейки. Потому что там совершенно новое звучание. Не танцевальное. Это будут вещи, сделанные на основе (или по мотивам) песен «Альбион», «Монтевидео»... Занимались ими разные белорусские саунд-продюсеры. Ну, конечно же... Конечно, очередной вариант композиции «Web-дизайн». Мы решили не предавать установленную нами же самими добрую традицию выпускать каждый год новые ремиксы на эту песню...

— Ремиксы, ремейки... Сколько же ди-джеев принимало участие в создании этого «абсолютно самостоятельного» сингла?
— Ди-джеи Boston, Евсей... Сюда же можно вписать SJ Mr. Keks и Максима Алейникова — одного из самых известных у нас саунд-продюсеров. В принципе, не так уж много людей.

— Меня интересует стилистика «живой» части. На что это будет похоже? На «Ассорти», честно признаюсь, в свое время доставивший мне огромное удовольствие? Или вы больше склонились в сторону «Монтевидео», который тоже, бесспорно, красив, но отличается от первого... наличием попсовых элементов?
— Трудно сказать. Это будут легкие гитарные песни. Что-то попсовое в них тоже, возможно, будет присутствовать. Но... в общем-то, опять лирика. Снова о любви. Тут мы стопроцентно формат выдержали. Что же касается ремиксов... Это ведь всегда эксперимент. Да вообще, все творчество, — это один большой эксперимент. Говорят, надо найти свою нишу и в ней работать постоянно. Какого, извините, черта? Зачем производить двадцать лет подряд одно и то же? Конечно, существует определенный риск в этом деле. Например, уже сформировавшаяся у тебя группа поклонников может элементарно не понять твоей «новизны». И здесь может возникнуть боязнь потерять свою публику. Тут мне очень нравится, как двигается в этом отношении Том Йорк. Он не задумывается «а что если». Он музыкант, и остается верен себе. Он творит...

Что касается нас, то радикальность изначально заложена в концепции J_МОРСА. Это даже своеобразный способ существования коллектива. В наличии всегда огромное количество свежих идей, кардинально отличающихся друг от друга. Меня, признаюсь, постоянно клонит в разные стороны, не переставая штормит, плющит и колбасит. Но ведь это здорово. Это же и есть самое прекрасное и интригующее. Да, конечно, иногда появляется беспокойство по поводу публики: воспримет она новое звучание или же останется недовольной. Но эти периодические сомнения мимолетны и незначительны. А способ самовыражения для меня лично куда важнее.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета