Нейро Дюбель
Перевоплощение "дюбелей"

Группа – НЕЙРО ДЮБЕЛЬ. Альбом – "Tanki". Язык – белорусский. Для кого-то (язык) – все еще невероятно. И этот кто-то пусть в недоумении плечами пожимает. Для другого – интересно. И он со словами "ну-ка, ну-ка…" протянет руку к новой пластинке. И возьмет. И послушает. И ему понравится…
О новом диске, да и о "дюбельской" жизни вообще, рассказывает Александр Куллинкович.

– Саша, говорить будем, наверное, преимущественно о свежем альбоме. Это ведь первая белорусскоязычная пластинка "дюбелей"…
– И, возможно, не единственная. Вообще-то, идея создания такого диска возникла, как только мы начали на белорусском языке песни писать. Стало понятно, что они сохраняют "дюбельский" стиль, который "мова" совсем не ломает. Это видно уже на "П.И.О.Т.К.У.К.У.К.". Еще мне кажется, что это отдельная возможность попробовать себя в несколько иной области. Тем более, мы ведь живем в Беларуси и должны выказать уважение к стране, в которой мы живем, которая нас "приютила". Белорусский язык… это вполне закономерно.

– Диск еще пишется. Но какая-то "схема" уже должна быть…
– Мы свою работу уже завершили, остались только технические вопросы. Включили туда семнадцать песен. А дальше до самой "плешки" допишем вещи, звучавшие ранее по-белорусски на других альбомах. Так, например, с "П.И.О.Т.К.У.К.У.К." мы возьмем "Tut.by" и "Скрыпку дрыгвы", возможно, будет "Марская", которую я пел вместе с КРАМБАМБУЛЕЙ. Что еще засунем на пластинку? Конечно, будет там мультитрек: тексты песен, аккорды, полифонические мелодии для телефонов именно с этого альбома… Думали добавить туда еще и клип, но уже не успеваем сделать ролик. Может, репетиционный видеоматериал какой-нибудь приложим. Только, я считаю, он вряд ли кому-то интересен будет. А так – стандартный набор: фотографии, тексты…

– Работа давно над пластинкой началась?
– С одной стороны, можно сказать, что "Tanki" делался три года. Именно столько лет назад появилась задумка и стала витать в воздухе. Но если говорить непосредственно о самом процессе, то он занял… несколько месяцев весной и пару месяцев сейчас. Можно, конечно, было его и дней за десять без сведения "отписать". Но это если взять шестерых человек, посадить в одной квартире и кормить борщом прямо около мониторов, да так, чтобы они инструмент из рук не выпускали… Но ведь мы все работаем. А если учесть, что и со здоровьем у меня проблемы были... Так что есть определенная доля и моей вины. Затянул… Альбом мы планировали выпустить еще в середине лета и только потом, где-то через полгодика, не поря горячку, устроить презентацию диска. В результате же все как обычно в спешке делается.

– То есть 22-го октября в "Реакторе" будет…
– Если и не презентация самого альбома, то, как минимум, презентация новой программы. Хотя надеюсь, что я в этот вечер смогу показать людям уже готовый диск. Но опять таки ничего гарантировать нельзя, потому что в любой момент что-то может сорваться уже по не зависящим от "дюбелей" причинам.

– Давайте уже все-таки про концерт до конца расскажем…
– Это будет самое обычное выступление. Никакого разогрева. На больших концертах мы предпочитаем без него обходиться. Естественно, хорошо выходить к уже "посвежевшей" публике. Но каждая "команда" ручки на пульте под себя крутит, и когда выходит группа, которая должна два часа играть и начинает минут тридцать на сцене настраиваться – это никуда не годится. Поэтому мы лучше заранее со звуком определимся… Тем более, долгожданный концерт в любимом городе…

– Да, долгожданный… Давно не выступали-то?
– Вот после 21-го июля и не выступали… А что, по мне не видно? У меня традиция есть: перед каждым концертом бреюсь налысо. А сейчас… Скоро уже расческу надо будет покупать. Волосы почти в глаза лезут. Да и вообще, стыдно на улицу показаться – оброс, как хЫппи…

– Примерно год назад НЕЙРО ДЮБЕЛЬ практически полностью сменил состав. Как это повлияло на саму группу?
– Гитары стали лучше. А если касаться именно стилистической стороны, то такая "метаморфоза" на ней совершенно никак не отразилась. Просто стиль у "дюбелей" давно утвердился. Причем настолько, что нами никто из продюсеров не хочет интересоваться. Группе уже пятнадцать лет, она одна из самых популярных в Беларуси, и, конечно, хотелось бы перестать, наконец, заниматься самим абсолютно всеми вопросами и полностью переключиться на музыку. "Дюбелям" постоянно говорят: "Вы слишком самостоятельные и состоявшиеся. Вами трудно управлять даже в хорошем смысле". В принципе, они правы. По большому счету, ДЮБЕЛЬ – это я. Может, и нескромно звучит, но так есть на самом деле. В технологии выражения собственного мнения, поверьте, мне равных нет. И не имеет значения, кто передо мной: государственное лицо или близкий человек. Система отправки в "длительный сексуальный тур" отработана до мелочей. Наверное, поэтому "дюбеля" и находятся постоянно слегка в стороне от всех и от всего. Опять моя вина… Я, к тому же, так и остался максималистом. Говорят, мудрость приходит с возрастом. Но в моем случае возраст пришел один…

– "Tanki" пишется уже без Макса Ивашина…
– Знаете, с Ивашиным получилось очень грамотно. В конце 90-х он вдруг уехал в Штаты, никого не предупредив, и тем самым очень подвел нас. Но уже на прошлом "Басовище" он сказал мне, что через год снова собирается отчаливать. Мы с ним договорились, что с 1-го января он планово перестает репетировать с "дюбелями". Хотя уехал Макс вот только-только… Это было сделано для того, чтобы группа смогла заменить его партии. Ведь когда из коллектива изымают какой-либо инструмент, в аранжировке автоматически возникает дыра, которая со временем затягивается…
Но на нынешнем "Басовище" Макс все же был с нами и очень этим помог. Дело в том, что мы выехали в ужаснейшем составе: у нашего гитариста были проблемы с документами, а ведь гитара – это огромный музыкальный кусок. Тут нам пришел на помощь Сергей Трухонович. Он сыграл так, как смог в этих условиях. На ознакомление с материалом (а это пятнадцать песен) у него времени было всего ничего – буквально неделя. Учитывая такие непредвиденные обстоятельства, Макс оказался просто незаменим. Но сегодняшний ДЮБЕЛЬ – это уже ДЮБЕЛЬ без Ивашина.

– Кроме языка, что-то еще будет объединять композиции на пластинке?
– Часть песен имеет сдвоенную направленность стиля: от откровенно "военного" до легких "азиатских" гитар… Наверное, это даже можно назвать концепцией. Потому что и само название – "Tanki" – выбрано было неслучайно. Я сразу же делал упор на многозначность данного слова: это и оружие, и стихотворный размер, и резервуар… Тут же можно провести и следующую параллель: НЕЙРО ДЮБЕЛЬ – русскоязычная группа – пишет белорусскоязычный альбом. По-моему, тоже двояко. Тем более, "Tanki" на всех языках одинаково звучит. Но на пластинке название будет писаться исключительно латиницей. Кстати, тут мы столкнулись с небольшой проблемой: заказывали рекламный щит, и, как оказалось, там можно использовать только кириллицу. Но ничего страшного…

– Что "дюбеля" дальше делать думают, после 22-го октября?
– Особых планов пока нет. Думаю, понятно почему. Очень трудно сейчас о чем-то говорить. На одной из последних репетиций я предложил ребятам сразу же по завершении этого альбома взяться за следующий, дабы не "застаиваться". Материала предостаточно. Песни свежие тоже дописываются. Почему бы и нет? С новым составом, в кои-то веки, стало приятно ходить на репетиции. В последние годы старый состав таскался на них, как на казнь. Была определенная напряженность в отношениях, и атмосферу вряд ли можно было назвать здоровой. Как показатель: за два года придумали всего две или три песни. А ДЮБЕЛЬ всегда отличался "плодовитостью кроликов"! Но едва мы поменяли состав, как работа действительно пошла. "Tanki" в основном и были-то придуманы с января по июнь этого года. Ну, еще на "Басовище" мне пару идей в голову пришло. Только приехали и сразу же "их" быстренько спели-сыграли-записали. Это, конечно, мое личное мнение, но творческое настроение у команды сейчас очень хорошее. Может, это связано с тем, что музыканты теперь в группе молодые. Они и нас (старых ассенизаторов) заряжают энергией. При этом они еще и талантливые ребята. Мне легко и приятно работать именно с этими людьми. Любая моя идея всеми воспринимается на "3,15", а это дорого стоит. С их стороны новых мыслей тоже хватает, и в этом весь ДЮБЕЛЬ. Однако я хранитель "ключа"…

– Получается, над новой пластинкой трудились… фактически полгода. Не мало ли времени потрачено?
– Альбом действительно писался "в темпе". Какие-то песни делались буквально "на лету", над некоторыми пришлось посидеть. В целом же я сторонник того, чтобы работа над диском шла быстро. Вполне возможно, профессионалы найдут на альбоме достаточно "халтуры", но это опять же в "дюбельском" стиле. Главное ведь – посыл и энергетика. А разве подобным может отличиться звучание песни, которую "прописывали", допустим, шесть месяцев. Слушаешь некоторые команды: выхолощенный материал, прицепиться не к чему, но… неинтересно, не заводит, не "вставляет"! Я всегда сразу же "заболеваю" новой идеей, и мне нужно как можно быстрей ее осуществить.

– Следующий альбом тоже белорусскоязычный будет?
– Не знаю. Скорее всего, сделаем его смешанным… Что касается еще планов на будущее… Наверное, можно попробовать поиграть в параллельных составах. Возникают мысли собрать еще одну группу. Несколько другую. У ДЮБЕЛЯ ведь есть свой установившийся стиль. Шаг влево, шаг вправо – и это уже не ДЮБЕЛЬ. Иными словами, петь нам "Охотник и сайгак" до конца дней своих. Поэтому и хочется порой сделать еще один проект. Вольский, например, не может в N.R.M. исполнять те же песни, что и в КРАМБАМБУЛЕ. Но здесь есть определенный риск: когда автор на несколько коллективов один и у него рождается хорошая песня, он неизменно находится в сомнениях, кому же ее отдать… Но ДЮБЕЛЯ ДЮБЕЛЯМИ и останутся. Кому-то может показаться, что мы играем грязную музыку на одной струне… По-моему, Чак Берри сказал: "Может, я и использую всего три аккорда, но это три ПРАВИЛЬНЫХ аккорда."… Так вот, возможно, мы и играем, в чьем-то понимании, НЕПРАВИЛЬНУЮ музыку, но это музыка НАСТОЯЩАЯ с нашей точки зрения и с точки зрения нашей публики, наших слушателей.

…ДЮБЕЛЬ, господа, он… все тот же ДЮБЕЛЬ. Старый… Добрый… Родной… Милый сердцу и уху… Пусть и слегка "посвежевший". Белорусскоязычный. Пусть какой угодно… Самое важное – энергия и напор на месте остались!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета