статья


Подайте нищему на Stratocaster
Подайте нищему на Stratocaster

Если рокер протянет ноги,
Если руки протянет тоже,
Этот рокер умрет со скуки,
Потому, что играть не сможет.


На самом деле, даже и не Stratocaster нужен нашему музыкальному брату. Тем, кто потяжелее и прихардкористее — Gibson Les Paul (или S.G.) и усилитель Mesa/Boogie, кто побыстрее и пометаличнее — Ibanez или Jacson и усилитель Marshall JCM. И желательно, чтоб из Америки да из Японии.
Ну что, господа музыканты, свиснем далекой Америке — подайте, мол, братам белорусам! Что ж, не слабо и свиснуть. Свись! И что наблюдаем? Да все то же. Гитары Flight и Stagg, процессоры Zoom — в общем, фигня какая-то. И не спрашивайте, почему белорусские группы звучат не по-европейски. Впрочем, спросите — отвечу. Школа игры в Беларуси отнюдь не европейская (а то и отсутствует вообще эта школа). Руки, которые зачастую не оттуда растут (хотя, это явление интернациональное, просто у продвинутых западных групп, на которые ориентируются "наши", они растут откуда надо; немало белорусских музыкантов этим качеством тоже обладает, но многие из них уже не в Беларуси (то ли еще будет ой-ей-ей)). Еще — неграмотность аранжировок. И, конечно, материальная сторона, а это: качественные инструменты/собственные гитарные и басовые усилители или комбики/отсутствие проблем с репетиционной базой/наличие времени и денег у членов группы/беспроблемный Internet/деньги на студийную звукозапись и (хотя бы минимальный) промоушн.

Как сказал классик советской политики: "Я понимаю вашу реакцию". Дескать, эти прописные истины и так понятны. А где денег взять?!! Что сказать-то? Как выходец из страны Советов могу только советами забашлять.
Это что-то вроде задачки для бедных музыкантов, которые сидят себе и думают, "что бы такого сделать (плохого)"?
Предположим, вы музыкант из города N и ваша группа играет грандж, брит-поп, панк, ню металл, рэп, хардкор, другое — нужное подчеркнуть.

В большинстве городов N можно наблюдать несколько разграниченных слоев публики:
— наиболее многочисленный слой — "овечки на поводу у российских СМИ". Ходят на концерты "Фабрики …езд", Крутого или Моисеева и иже с ними. На рок-концерты не ходят, т.к. "люди приличные". Исключения: 1) рок-фанаты ходят на БИ-2, Земфиру, ДДТ и т.п. 2) часть "овечек" ходит на концерты белорусских исполнителей, если они проходят в приличных залах и помпезно разрекламированы. "Овечки" — держатели большей части потенциальных доходов музыкантов. Доступ к этой аудитории возможен только через российские СМИ (в меньшей степени — через белорусские).
— "толстосумы" или "бандюки" — немногочисленны, но весьма платежеспособны. Музыкант, однако, общаясь с этой аудиторией, может оказаться в незавидном положении, т.к. эти не откажут себе в удовольствии показать, кто здесь хозяин. Хотя, в другом случае все может пройти очень мило — зависит от человека, а не от финансов. Выход на эту аудиторию опять-таки через СМИ, и (что важно) через общих знакомых-протеже.
— рэп-аудитория — средней численности изолированная тусовка молодых людей. Довольно перспективна в финансовом отношении, т.к. часть рэп-аудитории — дети "финансово одаренных" родителей.
— аудитория DJ — больше по численности и более открытая, нежели рэп-аудитория (хотя они и пересекаются). Полистилистична — от hip-hop до industrial. Весьма разношерстна как в интеллектуальном, так и в финансовом отношении. Эта дифференциация хорошо заметна, если сравнить контингент разных по элитности клубов. Как рэп-, так и DJ-тусовки привлекают больший процент молодежи в крупных городах.
— рок-аудитория — закрытая и немногочисленная фракция. В процентном отношении значительно больше в крупных городах. В провинции практически отсутствует. В основной массе довольно интеллектуальна и довольно малообеспечена. Средняя обеспеченность рок-фаната в Минске заметно выше, чем в областных центрах. Внутри рок-тусовки существует разделение на "металическую" и "неметалическую". Причем в Беларуси, в отличие от России, "металическая" аудитория более "продвинута", чем "неметалическая". В основной массе "металеры" — студенты престижных ВУЗов.

Никого не забыли? Ах да, бардов забыли. Ну, извините, я об "электрической" музыке.

А теперь задачка для бедного музыканта:
1. Оцените, на какую аудиторию вы можете рассчитывать.
2. Оцените средний доход члена аудитории.
3. Прикиньте, какая сумма останется после вычета расходов на пиво, сигареты (или "экстези" — зависит от тусовки), у девиц добавьте в расходы шмотки и косметику.
4. Оцените численность аудитории в городе, где вы играете.
5. Помножьте на сумму, получившуюся в пункте 3.
6. Поделите на количество концертов в вашем городе за месяц для той аудитории, на которую вы рассчитываете.
7. Поделите на среднее количество групп в концерте.
8. Поделите на число членов вашей группы.

Ну что, хватает вам на Fender Stratocaster? Хорошо, если да. А если нет? Тогда, как сказал еще один классик: "Придется переквалифицироваться в управдомы". Суть очень проста: если не получается зарабатывать деньги музыкой, надо зарабатывать их на стороне, а в музыку вкладывать. С этим связаны две проблемы: 1) как найти хорошо оплачиваемую работу; 2) как найти время заниматься и тем, и другим.

Ряд музыкантов, несмотря на эти проблемы, выбирает именно такой вид существования. Сферы зарабатывания денег, по моим наблюдениям, таковы:
1) строительство/евроремонт;
2) компьютеры/оргтехника;
3) программирование;
4) работа в высокобюджетных областях, как то: ЖД, банки, мобильная связь;
5) таможня/милиция.

Еще раз напомню, что это не теоретизирование, а результат наблюдений за белорусскими музыкантами.
Некоторые выбирают род "музыкальной проституции", обслуживая развлечения "толстосумов" или "бандюков". Отмечу, однако, что для людей с ярко выраженным чувством собственного достоинства этот вариант не подходит.

Другой род скрытой проституции заключается в следующем: выбирается высокобюджетная отрасль и предлагается "музыкальное сопровождение". Например: напишите песню о хоккее или футболе — успех обеспечен. Попробуйте написать гимн Белорусской железной дороги — он еще не написан. Или гимн "Беларусбанка", или таможни, или милиции, а лучше — гимн мэрии. Продолжать не буду. Как сказал еще один классик: "Sapienti sat", что в переводе означает: "Кто в лес, кто по дрова".
Если вы делаете упор на контакты с Западом — впору подаваться в баптисты. В этом случае плата за возможность заниматься музыкой — соблюдение канонов протестантского вероисповедания.
Есть еще одна возможность: если вы действительно профессионал, у вас хороший инструмент, вы играете с листа — можно записать несколько фрагментов демо (даже дома на компьютере) и поискать в Net-е координаты московских студий звукозаписи и директоров "звездных" исполнителей (Лозу и Антонова не рекомендую, хотя и тот, и другой — хозяева "мажорных" студий). Так вот немало белорусов зарабатывают на записях московской попсы.

Еще вариант — сделать уличный "бэнд". Наиболее приемлемые для этого города (из тех, что поближе) — Варшава, Краков, Киев; несколько сложнее — Москва, Питер, Львов — правда, по разным причинам. Говорят, хорошо в Словакии и Швеции, но подтвердить не могу, не был. В целом, занятие опять-таки на любителя. "Домашним философам" не подойдет — тут нужен какой-то элемент цыганщины, авантюризма и, конечно, везение.

Последнего и хочется всем вам пожелать, господа музыканты. А то, знаете ли, заниматься музыкой (особенно рок-музыкой) в Беларуси — дело неблагодарное. Куда как проще зарабатывать, стоя с полосатой палочкой, например, на трассе Брест-Москва или на улице Ленина, благо таковая в любом городе есть. Так что хоть как-то да обнадеживает, что помимо полосатых палочек, есть спрос на неполосатые — барабанные, да и струны распродаются неплохо.


Анатолий ХАРИТОНОВ

© 2005 музыкальная газета