статья


Фестиваль "Басовище-2004"
Басовище-2004

Вот сижу я сейчас, и знаете, чем занимаюсь? Эх, чего зря гадать? Пересчитываю последствия рок-фестиваля, явственно проступившие на некоторых частях моего тела. Так… На лбу налилась весьма качественная шишка (саднит, зараза, довольно неприятно). Внушительные синяки: один, второй, третий… оеечки! Правое колено, нет, даже не ободрано, просто снесено (какой именно асфальт я пропахала, и сколько его было в метрах, ответить затрудняюсь, да это и не важно)… Да… Похоже, "Басовище" удалось. Итак, собираюсь с силами и начинаю описывать двухдневную (добавьте сюда еще и дорогу, которая в общей сложности длилась "всего лишь" сутки) эпопею. Назову ее "Вы очевидец: "Басовище". Или "Лесной беспредел". А может, "Музыкальная природа "природной" музыки". Вообще-то, какая разница? Ни к чему все это. Буду просто рассказывать.

Глава 1. До свиданья, Беларусь! Жди меня, и я вернусь.

"Всеобщий сбор" был назначен на половину восьмого вечера 22 июля около Академии наук. Именно там "кучковались" почти сто человек с весьма внушительным багажом. Спальные мешки и походные палатки вперемешку с гитарами, "железом", примочками и прочим музыкальным инвентарем. Ожидая транспорт, народ обменивался последними новостями. Например, такими: группа INDIGА (кстати, лауреат прошлогоднего фестиваля) выпустила пластинку (насколько я поняла, первую, так сказать, знаковую). Ну, и все в таком духе.
Так, автобусы подошли. Отъезжающих начали сортировать. Заведовал сим весьма неблагодарным (и от своей "неблагодарности" еще более почетным делом) господин Помидоров. Едва справляясь с очередными музыкантами, преданно заглядывающими в глаза и вопрошающими "А нам куда?", он периодически взывал к совести своего коллеги Славы Кореня: "Ну, ты ведь тоже ответственное руководящее лицо! Сделай же что-нибудь!" Многозначительно улыбаясь (мол, взялся за гуж, дружок, так что теперь?), Слава с прищуром смотрел на "вожатого" и… помогал.

Ну вот. Основная масса народа восседает на своих местах. Кое-кто уже нежно обнимает полиэтиленовые мешки, в которых угадываются столь близкие сердцу очертания… сами знаете чего (думаю, конкретика здесь не обязательна). Да, чуть не забыла. В этом году конкурсанты ехали отдельно от гостей. А в прошлый раз, если мне не изменяет что-нибудь, люди сидели вперемешку (а N.R.M. опять отдельно добирались. Ближе надо быть к народу). Так о чем это я? Ах, да. Почти все расселись. Только товарищи "дюбеля" остались неприкаянными (честно, на какой-то момент мне показалось, что мы их теряем). Чуть-чуть потеснились, сморщили свои тазобедренные суставы и расположили-таки Куллинковича и компанию. Ай да молодцы! Никого не забыли!

Один за другим оба транспортных средства выруливают. Вроде бы двинулись. Где-то около часа все употребляли… гхм!… хорошее настроение под несмолкаемые звуки чего-то российско-попсового и совсем неудобоваримого. Людское возмущение росло. Наконец, когда стройный хор оповестил: "Водила, устрой другую дискотеку!" из динамиков полилось… что бы вы думали? AC/DC. "Ди-джей"-то оказался меломаном. Сложившаяся ситуация удовлетворила целиком и полностью всех, и "бунта на корабле" больше не предвиделось и не случилось.

Так мы и ехали, беседуя о вечном и бесценном (да музыку я имею в виду, не пугайтесь). Почти двенадцать часов ехали. Скажете долго? Ну, подумаешь, один-то всего разик и свернули не туда. Ну, подумаешь, один-то всего разик и забыли кое-кого после очередного "мальчики – направо, девочки – налево". Искали, правда, потом по лесу дремучему с фонарями, зычными голосами выкрикивая имя "потерпевшего". Нашли-таки беднягу. Только вот без ботинка. Начали и ботинок искать. Но тут "умнице фортуне, ей богу, было не до нас". Так и поехал бедолага без обувки. А что? Где наша не пропадала? Белорусы ведь в 45-м на Берлин шли. Так что нам обе таможни босиком преодолеть?! Тьфу, слезы!
23 июля. Почти семь часов утра. Мы въезжаем в Гродек…

Глава 2. Начинайся, фест, красиво! Пойтесь, песни! Лейся, пиво!

"Генштабом", как обычно, была определена школа в самом центре Гродека. Именно здесь выдавался бесплатный ежедневный паек в виде обеда. И именно здесь же поселили несколько групп и команду бравых журналюг (вот тут-то и пригодились спальные мешки. А то как-то неуютно, знаете ли, на голых матах почивать). Тех, для кого места в стенах учебного заведения предусмотрено не было, развезли по частникам. Все вроде бы устроились. Кое-кто решил догнать убежавший ночной сон. Отдельные личности предпочли посетить местные достопримечательности, коими являлись небольшие польские лавочки-пивнушки (каждому свое, по крайней мере, в заведеньице с поэтическим названием "Киллер-бар" подавали неплохой кофе. И "не кофе" тоже).

Стрелки часов постепенно приближались к 16.00. На это время и было назначено открытие фестиваля. Еще задолго до начала самого действа в окрестностях поляны, на которой находилась сцена, аки грибы после дождя, повырастали платки "туристов", приехавших на "Басовище" в качестве зрителей. Даже не знаю, кого было больше. По-моему, все же поляки лидировали. Им как-то проще: ни тебе визы, ни вполне "суворовского" перехода через границу…
И вот, наконец… "Здравствуйте, дорогие друзья"… "Мы рады вас приветствовать на 15-м "Басовище"… Слово за слово, объявили "открытую сцену" (условия основного конкурса здесь не действовали: на каком языке хочу, на таком и "рублю" музыкальную правду-матку). Поучаствовать возымели желание шесть команд. Из Беларуси – всего две. С них, пожалуй, и начнем.

Итак, первыми были ребята из Пинска. А имечко им – BLACK SUGAR (не знаю, не знаю… жженым сахаром, правда, не воняло, но зажгли ребята будь здоров). Ну… неплохо молодые люди выступили. Комментариев более не имею.
Еще из белорусов был минский коллектив THE JITTERS. Тут явно чувствовался стиль. Где-то можно было провести параллель с MUSE. Порой ощущалось нечто брит-поповское, перемежающееся с эйсид-джазом. Мелодично мальчики играли. Ничего не скажешь. Но как-то вяло. Без блеска в глазах. Не было такого, чтобы душа захотела, как гармонь, развернуться… и ждала, пока ее свернут обратно.
Переходим к полякам. Здесь я быстренько. Если звучание группы CRACK из Гродека было похоже на "мясо", то команда IN-EXTREMIS из Белостока стопроцентно могла выступить в роли мясорубки… Ух, и тяжелы ребята! Но и только. Однако "любителя" может и зацепить.
Чуть больше внимания коллективу DRAPPED FEL (опять же из Белостока). По сравнению с другими они выгодно отличались… ну, "грамотностью", что ли? Около сцены постепенно сформировался круг желающих пробиться к самому центру Земли. А, может, и до какой-нибудь Японии добраться (или что там "напротив" находится? Эх, говорила мама: "Учи, доченька, географию…"). То, что творили эти отрывающиеся "диггеры", походило на… танец бешеных коз в брачный период (жарко скакали, самозабвенно). Завидев молодую мамашу, которая упоенно трясла коляску в ритме музыки, я едва подавила желание поинтересоваться, насколько успешно малыш приобщается к "прекрасному".

Последними выступали довольно неоднозначные товарищи все из того же Белостока, называющиеся PASSANGERS. Почему неоднозначные? Да просто так никто до конца и не понял, какую именно идею они хотели толкнуть в массы. Музыка в стиле "а-ля заедающие PLACEBO" с элементами резки по стеклу и вокалист, полукоматозно дергающийся и извивающийся во все стороны, воистину "очаровали" меня. Могу сказать одно: по-моему, не формат. Но это же я так думаю…
"Свободная сцена" плавно перетекла в "гостевой" концерт. Начало ему положила группа INDIGА. И весьма неплохое начало, доложу я вам. Задорно играли ребята. Молодцы.

Среди гостей первого дня были еще коллективы СЦЯНА, :Б:Н: (с поющим барабанщиком. Этакий Дэйв Грол), TRIQUETRА… Слушать их было приятно, не спорю. "Убило" лишь повальное исполнение каверов N.R.M. (хотите переигрывать – бога ради, но неужели больше нечего?!).

Я все с нетерпением ожидала появления группы RIMA. Интерес заключался в следующем. Думаю, что ж это за банда такая польская, название которой написано на каждой автобусной остановке в Гродеке, а диски продаются даже в том месте, где можно попробовать национальную польскую кухню? Не скажу, что восторг захлестнул с головой. Просто ожидала чего-то совсем уж необычного, а сама… Едва ли сдержалась, чтобы не начать пропагандировать лозунг "Каждой славянской стране – по N.R.M.!" Похожи господа на наших "королей" до неприличия.
Красиво и достойно завершили первый день "Басовища" НЕЙРО ДЮБЕЛЬ. На суд слушателей вынесли новую, целиком белорусскоязычную программу, разбавляемую время от времени старыми хитами. Хорошо зажгли! Света и дыма было – хоть отбавляй. Вот уж кто шоу устроил…
Половина феста позади. Обошлось без происшествий и казусов – со сцены никто в этот раз не падал. То ли еще будет!
А пива было много… Очень много…

Глава 3. Набирай, фест, обороты! Главный конкурс – вот забота!

Программа второго дня стартовала в 14.00. Именно в это время конкурсанты начали свои выступления. Из более чем тридцати групп, подавших заявки, на "Басовище" получили приглашения только девять: семь из Беларуси и две из Польши. Условия конкурса: обязательное белорусскоязычное исполнение только СВОИХ композиций и отсутствие времени для отстройки, в отличие от гостей.

Первыми показали свое "могу" минчане под названием TESAURUS. Пытались устроить костюмированное шоу. Не получилось. Пробовали "пробрать" окружающих религиозными текстами. Опять не в масть. Товарищи хоть и успели уже альбомчик выпустить, самостоятельно обозвав его при этом "выбухам года", но на "Басовище", по-моему, заявились не по адресу. Ну никак нельзя на фестивале музыки МОЛОДОЙ Беларуси исполнять то, что стало бы хитом в середине 80-х. 2004-й уж на дворе. Догоняйте.
Следом на сцене со своей программой оказалась команда ПУЛЬС ВОКРУГ, тоже из Минска (правда, в списке она значилась как ПУЛЬС ВАКОЛ). Ровный хардкоровский ритм. Ребята у нас довольно известны. Поговаривают о том, что еще и перспективны. Но в этот раз, похоже, слегка не дотянули.

Потом была польская группа 5 SET 5 (Гродек). Еще до их выхода я смотрела в списки участников и всеми силами старалась понять смысл или даже скорее логику названия (не сильна я в "пшецкой" грамматике). Позже мне все же растолковали, что по-русски это будет звучать не иначе как "пятьсот пять". Затруднюсь "обозвать" направление… У них там в Гродеке свое что-то мутится. Особенный стиль даже выработался. Этим замечательны еще и RIMA, и ZERO 85…
Минские ребята (и девушки) из TAXI действительно порадовали самыми интересными аранжировками. Ребята не стремятся придерживаться канонов. Они не боятся экспериментировать. Это здорово. Потому что именно так и получается нечто совсем новое. То, к чему могут люди потянуться. Молодцы.

AНIMA сделала акцент на фолковом звучании. Получилось необычно. И все бы хорошо, если бы не гитарист, в панике бегающий по сцене в поисках новой струны, так как старая приказала оч-чень долго жить буквально после первого же аккорда. Естественно, никто из судей не услышал того, что ребята предполагали им показать… Здесь же хочу отметить группу СОЛНЦЕВОРОТ (тоже небольшой фольковый налет). Господа воистину удивили меня. Чем? Да просто единственные играли… м-м-м (как бы это получше выразиться)… doom-gothic с примесью чего-то еще весьма специфического. Работали на три голоса: два мужских и один женский. Парень, поющий довольно ровно (то ли басист, то ли гитарист…), составлял контрастный дуэт со вторым вокалистом, пение которого было… ну…гипермощным. На фоне всего этого как будто бы плавал в воздухе женский голос. NIGHTWISH представляете? Ну, вот примерно такой. Короче, получилось красиво.

Небольшая заминочка возникла из-за банды COR-SET. Как оповестили, ребята потерялись где-то в польских лесах (заблудились или "так просто"?). Не бойтесь, обошлось без жертв. Мальчики нашлись (не сразу, конечно же, но все-таки…) и отыграли вполне приемлемо.
Следующими были ТАРПАЧ. Этакий панккор. Мощно. И со смыслом. Песня про радиацию едва ли не выбила из меня слезу. Да вообще, у ребят просто бешеная энергетика. Действительно понимаешь, что рок (в любом его проявлении) – это далеко не виртуозные сольные партии гитаристов. Это напор и душа.

Последними выступали польские ребята под кодовым названием НМР (докладываю: приготовить расшифровку так и не удалось). Уж что они там играли, сказать затрудняюсь, но звучало это неплохо. Мелодично. Только вот во время их выступления возникла проблемка с электричеством. Ма-а-аленькая такая… Вот таку-усенькая… Я уже думала финиш, привет "Басовище" и все такое. Ведь по логическим законам (ну… конъюнкция, дизъюнкция, импликация… что еще там?), коль источник питания вырубился, то кинА по определению быть уже не должно. Но все разрешилось успешно.
И вот конкурс позади. А соревнование предполагает собой наличие жюри. Здесь судейством занимались Слава Корень и Леон Тарасевич, Макс Ивашин и представитель "БАС" Илона Карпюк. Совещались долго. Почти половину гала-концерта. И вот что в результате получилось.

Награда от мэрии Гродека отошла к команде СОЛНЦЕВОРОТ, от Союза белорусов в Польше – польской группе НМР. Радио "Polonia" отметило TAXI, а гитаристка данного коллектива получила еще лично из рук Леона Тарасевича новенькую блестящую гитару (конфетка!) от музыкального магазина "Алегра". Александр Помидоров и Макс Ивашин за рамками голосования жюри учредили отдельный приз и персонально презентовали минчанам ПУЛЬС ВАКОЛ ящик пива. А дальше… Дальше группа ТАРПАЧ получила от радио "Belostok" 80 часов (!) студийной записи. Отмеченные также "БАС", ребята совершенно неожиданно (такое решение было принято непосредственно во время вручения наград) заимели гарантию издания компакт диска (тиражом тысяча штук, если не ошибаюсь).

Дабы пресечь всевозможные пересуды и в грязь лицом не бухнуться, как это уже умудрились сделать некоторые мои коллеги из других СМИ, пытавшиеся быть во главе журналистской конницы и первыми донести до аудитории новости, а в результате оказавшиеся по самые уши в это гадкой липкой дряни (то есть грязи)... Дезинформация, друзья мои, есть самый страшный грех в журналистике… Так вот, привожу комментарии председателя жюри, то бишь Славы Кореня (человек, между прочим, за каждое свое слово отвечает): "Все призы были равнозначны. Не было и намека на первое, второе или какое-нибудь еще место… То же самое касается и присуждения якобы Гран-при группе ТАРПАЧ. Слово "Гран-при" вообще со сцены не звучало… Господа из БелаПАН, наверное, не понимают, что, делая такие ошибочные выводы и ничем не оправданные домыслы, они элементарно обманывают аудиторию, которая вполне может перестать им верить. Информационное агентство весьма опрометчиво рискует своей репутацией. Далее. В газете "Наша ніва" (N 28) прошел материал за подписью Павла Свердлова. Этот человек весьма фривольно подошел к освещению фестиваля. А именно: обозвал группу 5 SET 5 хардкором, не заметил классного звучания коллектива ТАРПАЧ, а рассуждал только о пирсинге вокалистки, упустил из виду то, что TAXI присудили приз радио "Polonia". Кроме этого, вообще проигнорировал еще двух победителей "Басовища-2004" – СОЛНЦЕВОРОТ и НМР. Опять к группе TAXI: гитаристка получила гитару отнюдь не потому, что она бедненькая девочка и у нее нет инструмента. Просто играла эта девушка достойно и даже лучше некоторых молодых людей. И последнее: никакие "личные музыкальные пристрастия Кореня и Помидорова" значения не имели. Жюри присудило все призы абсолютно заслуженно. Смотрели не только на технику, но и на наличие души, энергетики. Все конкурсанты отыграли неплохо. Но у призеров энергетика оказалась мощнее. Создается впечатление, что этого человека вообще на фестивале не было, а информацию он взял из БелаПАН, откуда, кстати, ее почерпнула и "БДГ on-line". Не стоит показывать себя этаким ретивым журналистом, чтобы позже стать всеобщим посмешищем…"

А теперь о самом гала-концерте. Основные гости "Басовища" играли именно на нем. Это и IQ 48 (ребята по секрету поделились, что 48 – средний арифметический коэффициент среди них всех, а не IQ каждого или – не дай бог! – целой группы), и POMIDOR/OFF, поляки HOPE ON, "динозавры" ZERO 85 и их же соотечественники JUDY4. "Вкуснее" всех выступила КРАМА (на то она, простите и "магазин"). Мелодично, стильно. Эх, что и говорить, "деликатесно"! zygimont VASA (этакий "виртуальный" коллектив) взорвали и без того неспокойную атмосферу "Басовища". А что касается ULIS… Просто божественно (насколько я понимаю, именно такое прилагательное по отношению к богам применимо. А один из них в тот момент на сцене стоял. И гитару держал. Сама видела).

Вот кто меня расстроил, так это N.R.M. с их поистине "королевскими" повадками. Во-первых, не попадись мне на глаза Пит Павлов (совершенно случайно, между прочим, и единственный, прошу заметить), я бы вообще пропустила мимо приезд этих звезд. К слову, знаете, в чем основная прелесть "Басовища"? Люди не едут туда пофанатеть от любимого артиста и между делом оторвать какой-нибудь автограф или кусок одежды любимца. Музыканты здесь не являются недосягаемыми. Они так же гуляют по "поляне", и в любой момент с ними можно заговорить о чем угодно. Исчезает граница. Все как будто уравниваются. Вот это здорово. А кроме Пита никто из N.R.M. "в массы" не вышел. А зря. И жаль. Страна-то любит своих музыкальных героев. Хотя, возможно, здесь и профессиональные причины замешаны (ну… чтобы слуховой аппарат не утомился или что-нибудь в таком духе…). Но все равно жаль.

…А пива снова было много… И "не пива" тоже хватало…

Глава 4. Земли Польши, прощевайте! Через год вы нас встречайте!

Последние звуки фестиваля смолкли где-то около 5 утра 25 июля. Народ загрузился в автобусы (ну, не все сразу, кое за кем и побегать пришлось. А как же без этого?). Ехали домой уже не так громко и весело (устали и вообще… "устали"). Очень долго мариновались на границе (а все потому, что на пересменку попали. Быстрее собираться надо было, друзья). Но в целом нормально добирались. Даже польскую пыль в каком-то озерце смыли.
Зато что испортило настроение, так это погода на родине. Автобусы медленно, но верно въезжали в водяную бурю, которая творилась в воскресенье. По минским улицам двигались почти вплавь. Самый интересный сюрприз поджидал дальше: начала протекать крыша автобуса. Причем отнюдь не "кап-кап". А уверенными струями. Но народ в своем большинстве реагировал на сие неудобство вяло. И только одинокий крик "Твою…! Усилок!" ворвался во всеобщее спокойствие. Да так там и потерялся… Домой – вот чего хотелось больше всего.


ОСА. Фото Андрея ЛЯНЬКЕВИЧА

© 2005 музыкальная газета