«Басовище»
Низвержение устоев

23-24 июля будет греметь во всю свою рок-мощь фестиваль "Басовище". Кстати, не совсем обычный на этот раз. Хотя бы даже потому, что 15-й по счету. Такой половинчато-юбилейный. Сей факт повлек за собой некоторые изменения в уже довольно установившихся традициях проведения феста. Но надо сказать, что по-другому нынче будет практически все. Но давайте-ка лучше по порядку.
"Ломка" устоев началась аж с подготовки данного действа. Намеченная, как обычно, на апрель, она опоздала почти на месяц. Колесо отбора и организаторства закрутилось лишь в мае. Но на этот раз не удастся обвинить белорусов в том, что у них, "непутевых да незадачливых", все и всегда вперед ногами ползет. Сейчас вина почивает на плечах польской стороны. Какая именно, точно не скажу. Но факт этим самым фактом-то и остается: времени категорически не хватает.

Сюрприз поджидал и еще вот где. В прошлом году всем отбором конкурсантов ведали Виталий Супранович и "BMAgroup". Осуществлялся этот так называемый кастинг в клубе: около тридцати команд, подавших заявки на участие, за два дня отыгрывали свои программы. Судьи видели их "вживую". В этом году в роли первоначальных оценщиков мастерства молодых музыкальных коллективов выступали всего два человека. Небезызвестные вам Александр Помидоров и Слава Корень. Как такое вышло? Сие было желанием поляков. Слава является одним из основателей "Басовища", а господин Помидоров уже далеко не первый год — ведущим фестиваля. Соседи учли все это, почесали свои польские затылки и предложили. Дальше — больше. Возникла проблема с проведением отборочного концерта. Один клуб закрылся, другой ремонтируется, третий, учитывая опыт предыдущих лет, заломил такую цену за помещение, что мама не горюй! В общем, решили отказаться от "клубности". Да и громоздко все это… Посему в этом году слушали демо-записи. Конечно, звучат они чаще хуже, чем сам коллектив. Отсутствие командного духа, так как писался каждый отдельно. Не всегда хорошее техническое качество и тому подобные штуки. Но… По какому же принципу из более чем тридцати команд, подавших заявки, выбирали наилучших и наидостойнейших? Хотя Слава Корень и говорит, что "все критерии могут быть относительны", но в команде обязательно должны присутствовать душа и энергия. Более того: они должны не только бросаться в глаза, но и ощущаться нутром. Далее отмечу некоторые технические штуки, как то, например, довольно приличная игра и хорошее звучание, слаженность, более-менее осмысленные тексты. Очень важно, чтобы музыка, которую играют участники, была современной. То есть она не должна отдавать какими-нибудь 70-ми или являть собой стилизацию. Если же у судей возникали сомнения относительно той или иной группы, то, по словам Александра Помидорова, "они тупо шли по репетиционным точкам". Так что не переживайте. Все было абсолютно честно. Никакой коррумпированности, продажности или панибратства, о которых уже начинают ползти неоправданные слухи. "Мы там ни с кем вместе гусей не пасем", — высказались по этому поводу Помидоров и Корень. Замечу, что в этом году участников будет немного меньше. Вместо ожидаемых пятнадцати — десять. Две команды от польской стороны и восемь, соответственно, от белорусской. То есть даже семь. Потому что один коллектив из Гродно не сможет поехать по определенным причинам (матушка-армия очень вовремя призвала в свои ряды будущего бойца. А воинская обязанность — дело такое, сами понимаете, подневольное в некотором роде). Итак, кто же из белорусских ребят едет. Это: COR-SET, TAXI, TESAURUS, ПУЛЬС ВОКРУГ, ТАРПАЧ, АНІМА и СОЛНЦЕВОРОТ. Последние, кстати, попали в список за свои прошлые заслуги. Судьи отметили, что "их демо-запись была так себе, но на предыдущем отборочном конкурсе эта команда показала весьма неплохую игру". Поэтому и дали шанс. "Счастливая семерка" сформирована стопроцентно. Правда, решается вопрос с группой ЗМЯЯ. Так что вполне может добавится еще один коллектив. Музыкантам же остается только проверить свои паспорта на наличие штампа о выезде во все страны мира. Это, конечно, слегка усложняет ситуацию. Потому как далеко не каждый имеет в синей книжечке сию пометочку, и сейчас приходится бегать в известные инстанции (порой с бутылкой шоколадных конфет или чего покрепче) и осаждать тамошних служащих. Дабы они как можно скорее сдобрили паспорт необходимой печатью. Но это все детали... технического характера. Бюрократия, знаете ли. И против этого даже с кувалдой наперевес попереть не получится. Главное — нужно помнить, что программы, представленные уже на самом фестивале, должны звучать по-белорусски (поляков это касается в такой же мере). Данное условие совсем не означает, что группа обязана иметь репертуар полностью на "роднай мове". Даже на конкурсный отбор можно предоставить кассеты с русскоязычными или какими-нибудь там еще композициями. Другое дело, что к "Басовищу" их придется либо переводить, либо играть другой материал (но свой! Оригинальность исполняемого сама собой разумеется, о ней уже даже не говорят). Все это делается для того, чтобы приобщить талантливую белорусскую молодежь к родному языку. Потому что "только языком может отличатся друг от друга рок-музыка разных стран. По-английски поют многие, по-русски — тоже немало, а по-белорусски... Есть возможность выделиться среди всех, стать особенным. Плюс еще уникальная мелодичность нашего языка" (это все Слава Корень сказал). Кого-то "белорусское" даже захватывает, и они продолжают дальше идти в подобном направлении. Примером послужит экс-АРМАГЕДДОН (нынешний TESAURUS). Или "старички" НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, которые раньше, выступая в качестве гостей, переводили песни, а теперь представят уже изначально сделанный в подобном ключе материал. Более того, это будет своеобразная презентация нового альбома. Первого в дискографии полностью на белорусском языке!!! (Так держать, товарищи "дюбеля"!)
Это было в основном то, что касается отборочного тура. Приступим к самому фестивалю. Здесь тоже "свежачка" хватает. В этот раз "Басовище" собираются подгонять под стандарты. Мировые — не мировые, но хоть какие-то. Шутка ли: каждый год народу съезжается от пяти до двенадцати тысяч человек, а действо даже в каталоге не значится. Даже в польском. Хотят добиться того, чтобы фест стал раскручиваться, а, следовательно, рекламироваться. Пусть только и на уровне Варшавы. Все это привело к тому, что был изменен порядок его проведения. Обычно сам конкурс случался в первый день празднества. Теперь он будет отдан выступлению гостей и открытой сцене. На нее уже есть три заявки от наших музыкантов и две от польских. А вот на второй день будет проходить сама музыкальная "драка" коллективов. Вечером во время гала-концерта вручат призы: от BAS (Белорусского объединения студентов), Союза белорусов в республике Польша, мэрии и радио "Белосток" (80 часов в студии звукозаписи). Внимание! Все награды равнозначны! Поэтому первого, второго и т.д. мест нет. Правда, в этот раз может быть учрежден Гран-при (впервые в истории фестиваля!). Но чтобы получить его, надо будет не только "порвать" зрителей, но и, в придачу, весьма компетентное жюри (думаю, трудновато придется). Оно, кстати, четко установленное, появилось лишь в прошлом году (это я о жюри). Предполагается, что в этот раз "заседать" будут два польских журналиста, Л. Тарасевич (один из основателей "Басовища"), Слава Корень, Лявон Вольский и кто-то еще. Точно пока не известно, поэтому список примерный.

Хочу вернуться к количеству команд-участниц конкурса. Почему их десять, а не пятнадцать, как все привыкли? Я уже упоминала, что фестиваль почти юбилейный. Как следствие — гостей больше, чем раньше. Среди них будут такие "гиганты", как N.R.M, ULIS, отмеченный выше НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, лауреаты прошлого года IQ 48, INDIGO, а также СТЕНА, БЕЗ НАЗВЫ и многие другие (точно об этом можно узнать на официальном сайте). Это белорусы. Из поляков мегазвезд, как бывало ранее, не намечается (даешь Казика и иже с ним!). А приедут ZERO-85, HOPE ON, UDEFO (тяжело, мелодично, одним словом — приятно).
Конкурсанты получат милую такую неожиданность в виде отсутствия отстройки, как это бывает в клубах. То есть им придется выйти на сцену, "воткнуться" и сразу играть. Получается такое не всегда и не у всех. Причины разные. В основном так называемые "клубные" команды, у которых не было возможности выступить на большой сцене и с хорошим аппаратом, сталкиваются с трудностями. "Не могут понять, почему дома на самопале все жужжало, а тут на приличной аппаратуре скрипит, визжит и захлебывается", — комментирует эту ситуацию Александр Помидоров. Тут надо не только постараться расслышать каждую ноту (на репетициях или в каком-нибудь "NC" об этом даже не думаешь, колбасишься и все), но и подключить мощь собственного духа (а вдруг непредвиденная ситуация? Лицо-то надо сохранить). Поэтому тут идет проверка и мастерства, и психологических сил.

Но самое главное…(кхм-кхм, скажу банальность)… участие, а не победа. Во-первых, судейство довольно относительно, и проигравшим командам не стоит обижаться и кричать о предвзятости и прочей дребедени. Во-вторых, во время фестиваля часто завязываются крепкие контакты, которые порой гораздо более ценны, нежели призы. Да и вообще! Веселая компания. Природа. Море хорошей тяжелой музыки. Чем не удовольствие?!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2004 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета