статья


Pearl Jam
когда рок становится альтернативен

Единственная сохранившаяся группа из «Большой пятерки гранджа», в которую входили помимо нее SOUNDGARDEN, NIRVANA, SMASHING PUMPKINS и ALICE IN CHAINS, PEARL JAM продолжает демонстрировать всему миру, что не перестает расти в своем творчестве -- ради привлечения внимания, во имя искусства, для самих себя и, что самое важное, для своих фанатов. Известная как противник господствующих тенденций и зачинатель гранджа, группа вот уже четырнадцать лет «заостряет» альтернативный край музыки.

«Все ясней я помню, как мальчишку мы дразнили,/И все это казалось лишь безобидной чертовщиной./Льва мы развязали, -- скрежетал зубами/И жаждал укусить, как мог же я забыть». (“Jeremy”)

…Истоки группы начинаются в Сиэтле, когда Джефф Амент и Стоун Госсард выступали в хард-рок-группе GREEN RIVER. В 1988 году они присоединились к Эндрю Вуду и Джеффу Тернеру, чтобы создать MOTHER LOVE BONE, и выпустили два альбома к 1990 году. Однако после того, как Эндрю Вуд умер от передозировки наркотиков, Амент и Госсард основали PEARL JAM, в состав которой вошли Майк Мак'Криди, Дэйв Крусэн и Эдди Веддер. Название для группы было придумано в честь домашнего варения тетушки Эдди Веддера, которую и звали Перл.

Группа дебютировала с альбомом “Ten”, который до 1992 года продавался плохо. Но после успеха NIRVANA, которые «прорубили окно» альтернативной музыке на телевидение и радио, продажи альбома взлетели до небес за счет таких шедевров, как «Evenflow», "Alive," "Black" и легендарной "Jeremy". Фанаты, жаждущие чистого хард-рока с напряженной лирикой и «рассерженной внешностью»,

нашли своих героев.

В сентябре 92-го на "MTV Music Awards" PEARL JAM представили гениальную вещь из дебютного альбома -- композицию "Jeremy".

Однажды Веддер прочел статью, которая, собственно, и вдохновила его на написание этой песни. А история была такой -- 8 января 1991 года в "Richardson High School" 16-летний Джереми Уэйд Дэль застрелился на глазах своих одноклассников и учителя, направив дуло пистолета себе в рот. Смерть была мгновенной, а о Джереми газета сообщила лишь то, что он был трудным подростком и что родители не уделяли ему должного внимания. По социальной значимости "Jeremy" сравнима разве что со "Smells Like Teen Spirit". И, как это часто бывает, слава и признание с головой накрывают "джемовцев". Они побеждают в двух номинациях "American Music Awards", завоевывают четыре номинации на "MTV Video Music Awards", их "Jeremy" становится лучшим видео года. Однако Крусэн покидает группу вскоре после выпуска «Ten»; он был заменен Дэйвом Аббруззесем.

Эксцентричная позиция группы по отношению к шоу-бизнесу стала более заметной: PEARL JAM отказались выпускать любые видео и синглы из их второго альбома, вышедшего в 1993 году (“Vs”). Все же и без этого новый альбом ждал успех. Дебютируя под номером один, он продался в количестве почти миллион копий за первую неделю продаж.

Во время весеннего американского тура 1994 года группа решила не играть на больших площадках, выбрав для своих концертов небольшие залы, в том числе дав несколько концертов в залах колледжей и университетов. PEARL JAM отменили летний тур 1994 года, требуя от организаторов делать стоимость билетов на концерты не больше 20 долларов. Компания «Ticketmaster» была их главной мишенью -- группа обратилась к Министерству юстиции по поводу того, что «Ticketmaster» нечестно вела свой бизнес. Другая причина отмены тура -- суицид Курта Кобэйна. Таким образом, будучи когда-то соперниками, PEARL JAM и NIRVANA заглушили свои обиды и стали друзьями и поклонниками творчества друг друга…

«Вот игла, а вот моя рука./Нежно опусти иглу, приближается земля./Подними меня вверх, усиливай звук; не прогоняй,/А верти черный круг». (“Spin The Black Circle”)

«Vitalogy», третий альбом коллектива, вышел в конце 1994 года и закрепил за группой мультиплатиновый статус. После того, как

запись была закончена, группа уволила Дейва Аббруззеса, заменив его бывшим барабанщиком RED HOT CHILI PEPPERS и ELEVEN

Джеком Айронсом. Журнал «Rolling Stone»: «Великолепно…альбом в значительной степени жесткий и сложный, иногда раздражающий,

иногда нелепый, иногда мощный…»

В начале 1995 года группа записала альбом с Нэйлом Янгом. Тем временем Веддер весной 1994 года отправился в тур

вместе с экспериментальной группой его жены Бет. Стоун Госсард основал независимую компанию звукозаписи, а Майк

Мак'Криди вместе с Лэйном Стэйли из ALICE IN CHAINS основали группу MAD SEASON и весной 1995 года выпустили альбом "Above".

Альбом Нэйла Янга и PEARL JAM "Mirror Ball" появился в продаже летом 1995 года под именем Янга. PEARL JAM выпустили лишь сингл (вышел осенью 1995 года), который включал в себя треки, записанные с Нейлом Янгом. Сингл бал назван "Merkin Ball", и в него вошли треки "I Got Id" и "Long Road".

В феврале 1996-го PEARL JAM завоевывают свою первую "Grammy" (в номинации "Best Hard Rock Performance" (лучшее хард-рок-выступление) за композицию "Spin On The Black Circle"), что можно считать самым важным моментом в лауреатской карьере группы.

Летом 1996 года появился четвертый альбом, "No Code". Хотя он и был встречен положительными статьями в музыкальной

прессе и дебютировал под номером один, его сложная смесь рока и экспериментализма не удовлетворила большую часть поклонников

группы, и вследствие этого альбом стал быстро падать в чартах. Усталость после записи этого альбома, битва с «Ticketmaster» привела к тому, что PEARL JAM не смогли провести тур в поддержку диска в полном объеме. Ответ Эдди Веддера на негативную критику и тусклость пластинки был следующим: «А вот и замечательно. Сейчас мы хотя бы немного чувствуем себя нормальными».

К концу 1997 года PEARL JAM закончили запись нового альбома, более тяжелого по сравнению с предыдущим, названного "Yield". Критики указали на тот факт, что первый сингл “Given To Fly” очень похож на “Going To California” группы LED ZEPPELIN. Реакция Джеффа Амента была следующей: «Знаете, мне кажется, что во время записи наших последних альбомов Эдди Веддер был в основном за «штурвалом». Однажды он сказал: «Ребята, на мне слишком много ответственности, поэтому было бы неплохо, если бы вы в следующий раз усердней работали над аранжировкой. Если бы вы представили свои идеи или завершенные песни, мне бы это здорово помогло»… Я думаю, что все приняли его слова слишком близко к сердцу».

PEARL JAM поддержали альбом полномасштабным туром летом 1998 года, издав в конце года концертный альбом из материала, записанного во время этого тура "Live On The Two Legs". Джек Иронс не участвовал в туре из-за проблем со здоровьем и был заменен экс-барабанщиком SOUNDGARDEN Мэттом Камероном.

В 1999 году PEARL JAM сделала кавер-версию песни Франка Уилсона "Last Kiss", выпустив сингл, который стал золотым.

Два последних альбома группы, “Lost Dogs” и “Riot Act”, сопровождались громкими скандалами: группа объявила, что покидает свой лейбл Epic Records, а Эдди Веддер на концерте в Денвере выразил свое отрицательное отношение по поводу политики президента Америки.

А сегодня фанаты PEARL JAM вкушают первый акустический концерт группы, изданный на CD, -- двадцать четыре трека, двойной диск “Live At Benaroya Hall October 22, 2003”. Концерт записан в Сиэтле как часть бенефиса для местной организации помощи молодежи.

На пластинке группа дебютировала с песней “Man Of The Hour”, номинированной на «Золотой глобус» (фильм «Большая рыба»). Другие диковинки -- акустические каверы Джонни Кэша “25 Minutes To Go”, “The Ramones”, “I Believe In Miracles” и Боба Дилана “Masters Of War”. «Это было что-то особенное, -- говорит Келли Кертиз, менеджер. -- Не потому, что концерт не является бутлегом, которого у фанатов нет, а потому, что выступления по своей природе уникальные – это первое полное акустическое шоу группы».

Помимо би-сайдов, «живых» нарезок, песен, которые не были реализованы ранее, на альбоме есть еще несколько жемчужин. Альбом включает по меньшей мере два мегараскручиваемых на радио хита: “Yellow Ledbetter” и “Last Kiss”. Такие любимые композиции фанатов, как “Wash”, “Dirty Frank” и “Dead Man Walking”,

также представлены в акустике. Более того, вещи расположены крайне интригующе: мощные рок-треки на одном диске, а «мелодичный» напев -- на другом. Не удивительно, что в альбоме собраны и лучшие композиции более позднего, насыщенного периода творчества группы. Тут есть яростная “Don’t Gimme Lip”, угрюмая “Education”, песня Джека Айронса “Whale Song” и две обжигающих – “Fatal” и “Strongest Tribe”. Почитателям творчества PEARL JAM остается лишь насладиться великолепно исполненным материалом.


Татьяна МАСЛОВСКАЯ

© 2005 музыкальная газета