статья


Siouxsie And The Banshees
SIOUXSIE AND THE BANSHEES

Начало и середина 70-х -- время Игги Попа, Патти Смит и Брюса Спрингстина. Конец 70-х -- и их время на исходе. Они уступают дорогу… панкам! Где отныне королями становятся SEX PISTOLS. Панки взорвали все вокруг. BUZZCOCKS, HEARTBREAKERS, DAMNED, THE JAM! Нагло, бесцеремонно, вместе с тем с некоторым чувством такта и ироничными улыбками на лицах. Они ворвались в это время на одном дыхании. Не оглядываясь на реакцию общества, сохраняя мнимый статус-кво и напускное безразличие, они шли вперед. Они вводили совершенно новую культуру, если ЭТО можно так назвать. Панки, во главе с SEX PISTOLS, прошли все этапы общественных реакций: возмущение, последующее презрение, отвращение и… восхищение! Несмотря на грязь, культивируемую ими, народ требовал хлеба и зрелищ. «Анархия в Соединенном Королевстве», «Господи, храни королеву» -- и воцарилась анархия. Рычащие голоса, жуткая какофония звуков, шокирующий протест… Такого драйва, такого вулканического динамизма миру как раз и не хватало.

И вот, где-то на пересечении панка и постпанка, появилось нечто – SIOUXSIE AND THE BANSHEES со своей эмоциональностью и излишней драматичностью, свойственной исключительно женскому вокалу.

Случайно собранная команда в середине 70-х выступала на лондонском фестивале "Punk Rock Festival" в клубе «100», исполняя импровизированную двадцатиминутную музыкальную версию молитвы «Отче наш» («The Lord’s Prayer»), которая, по словам очевидцев, «была длиннее большинства настоящих проповедей».

Сама группа еще вроде как не существовала, а вроде как и пела что-то... Они и сами долго не могли определиться, существует группа или нет. А если и существует, то в каком составе. Более того, поначалу и песен-то своих у уже вроде как определившейся группы не было. Они исполняли в основном заимствованные вещи. Марка Болана, Боба Дилана, BEATLES (в конце 80-х они даже выпустили альбом «Through The Looking Glass», полностью состоящий из кавер-версий). Вроде как и группа, но где же тогда синглы, релизы, ревьюз, интервьюз?!...

А со временем, конечно, все закрутилось. Они начали обзаводиться собственным репертуаром, давать концерты, организовывать турне. Словом, набирать публику. Уже в 1977 году был выпущен их первый сингл «Hong Kong Garden», попавший в Toр 10 и распроданный четырехмиллионным тиражом. «Hong Kong Garden»… Так, вообще-то, назывался китайский ресторанчик в моем родном городке. Я помню, как молодые бугаи наезжали на китайцев, владевших этим заведением. А мы с подружкой за них заступались!» -- вспоминает Сюзи.

Вот так, далеко у океана в далеких 80-х с треском и скрипом по швам, зарождалась группа SIOUXSIE AND THE BANSHEES.

Sioux боялась, что имя "Suzie" звучало слишком по-ковбойски. Когда Siouxsie смотрела фильмы про ковбоев и индейцев, она обычно была на стороне индейцев. Так появилось имя "Siouxsie". Оно произносится так же, как "Suzie" -- Сюзи. «Пожалуйста, не ломайте язык и не позорьтесь, старательно выговаривая «Сьюкси» -- это НЕ правильно!» -- говорит она.

Однажды Сюзи и ее друг Северин посмотрели фильм под названием "The Cry Of The Banshee" ("Крик/Плач банши"), и решили, что это прикольное название. Банши -- шотландские лесные духи.

Лондонская СЮЗИ И ЕЕ ДУХИ стремительно вросли в миф "новой волны". "Они умело нагнетают неврозы, постоянно тяготея к смерти и гниению и побуждая других делать то же самое. Они уклончивы, высокомерны, безжалостны, подают себя крупным планом. Они зацикливаются на себе и беспечально страдают. Сама Сюзи бесстрастна, немного ханжа, остроумна, сучковата и холодна" («Susрect Magazine»). Действительно, Сюзи стала центром внимания на концертных выступлениях ансамбля. В ее одежду входили непременные садомазохистские аксессуары и кожаные напульсники с шипами. Она поет отрывисто. Женщина с мощным и неженственным голосом. Женщина с упрямым складом ума. Ее напряженное лицо, с усилием поворачивающееся сначала налево, потом направо, выражает легкое безразличие, потустороннюю романтичность, вместе с тем какую-то новую, холодную жестокость -- и невозможно здесь определить долю игры. "Мы хотим их, как ансамбль с другой стороны Луны", -- заявил один японский поклонник.

Но агрессия в целом как законченное, оформившееся чувство ее не привлекала. В ней было что-то от романтического героя. Ее миссия -- ни много, ни мало -- спасти мир. (Анархией?! Какое благородство!)

Проблемы с составом преследовали группу всегда. Многочисленные гитаристы сменяли один одного. Чтобы не соврать, было их порядка девяти. Кто их только не бросал! Кто к ним только не присоединялся! Непоколебимыми оставались только сама Сюзи (вокалистка, активистка, основательница, комсомолка, да и просто красавица…) и гитарист Стивен Северин. Считается, что все эти проблемы связаны с тем, что группа не имела перед собой четких задач. А может, оно и к лучшему? Следуя своим желаниям, все время в поиске -- никогда не останавливаться и все время искать что-то новое. Съездить на Гавайи, к примеру. Под названием THE CREATURES записать отличный альбом «Feast» (рок, насквозь пропитанный гавайским фольклором) с барабанщиком Баджи (к слову, с мая 91-го – муж Сюзи), в то время как напарник Северин с танцовщицей и вокалисткой Джанет Ландри, объединившись под ярлыком GLOVE, выпустят актуальный на то время альбом «Blue Sunshine» о жертвах ЛСД.

Свобода выбора, скитания по Земле в поисках себя, GLOVE и THE CREATURES -- все это, конечно, хорошо, но как же SIOUXSIE AND THE BANSHEES?! Ох уж эти безбашенные панки!

Иногда они выпускали альбомы месяц за месяцем. Иногда замолкали аж на несколько лет (но не исчезали: как известно, энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает, она лишь переходит из одного вида в другой). Увеличивались до квинтета, уменьшались до дуэта. Распадались и воссоединялись. Критики только успевали сориентироваться между словами хорошо\плохо, как эти ребята выкидывали что-нибудь новенькое! «Мы полагаем, что BANSHEES как идея вполне основательна и правильна. Но не видим причин, почему бы не раздвинуть рамки этой идеи», -- заявляют они. Неспроста ведь уже в 1983 году появились проекты THE CREATURES и GLOVE. Сюзи и Баджи говорят, что после записи альбома «Juju» с SIOUXSIE AND THE BANSHEES они обнаружили – еще остались «кое-какие идеи».

Между тем, альбомы получались неплохие. И даже Хорошие! Всевозможная тематика: опасность косметических операций, уровень преступности в США, засуха, насилие над детьми, жертвы сталинских репрессий, женщины, подвергающиеся насилию на Востоке. Сюзи волновало все! Она хотела за всех заступиться и всем помочь!.. Как когда-то в детстве за китайцев в ресторанчике «Hong Kong Garden». Песнями? Это единственное, что «милашка» Сюзи могла для них сделать. Спеть.

Группа совершенствовалась с переменным успехом. Альбомы выделялись хитами, отдельными песнями, но не работой в целом. SIOUXSIE AND THE BANSHEES нельзя назвать культовой группой 80-х – их разносторонность и где-то даже безответственность пугает, временами отталкивает. Временами привлекает. Сталкиваясь с такой же бесшабашностью в жизни, вслепую выбирая их диск, наугад включая песню, наталкиваясь взглядом на кучу из книг в ассортименте и неминуемую гору посуды, стихийно болтаясь по квартире по случайному маршруту, улыбаясь и попивая что-нибудь вроде джина с тоником.

Свобода звуков, разнообразие аранжировок, нестандартные мелодии, мощный ритм, грубоватый голос, эксцентричный образ, такая торжественная, загадочно-колдовская меланхолия и лихой панковский драйв. Музыка, переполненная страхом, парализующим напряжением, слушаешь ее -- и словно запускаешь в себя внутреннюю борьбу. Но все было бы чересчур трагично, если бы не панк. Тупой панк, который, несмотря на все, прется вперед, добивается своего, завлекая уставших от рутины подростков своей откровенной тупостью, своим просроченным благородством.

…Состав группы ковылял с ноги на ногу. Сюзи где-то летала. Гитаристы метались из стороны в сторону. Со временем группа распалась. Четыре года (со времен последнего альбома THE CREATURES 1998 года) о них ничего не было слышно. В 2002-м -- воссоединение. В 2003-м -- диск "Seven Year Itch".

Сюзи уже под пятьдесят, а она поет и здравствует. Записывает и придумывает. Четыре года на юге Франции с Баджи и своими кошками -- это не для нее. Она снова и снова появляется на сцене, воспевая матушку Анархию. Она будто доказывает нам, что способна умереть и возродиться. Напоминает нам, что все еще жива, что Она -- воплощение больной фантазии, преисполненная все той же мрачной безрассудности, чего-то ужасающего и беззащитного, пугающего и наивного, жестокого и романтичного. Напоминая нам, что пресловутые PUNKS -- NOT DEAD.


Мария ГРУДЬКО

© 2005 музыкальная газета