no


Orchestral Manoeuvres In The Dark
“Architecture & Morality”

ORCHESTRAL MANOEUVRES IN THE DARK — “Architecture & Morality” Историческая обстановка
Лидеры ансамбля басист/вокалист Пол Хамфрис и клавишник/вокалист Энди МакКласки родились и выросли в Ливерпуле, родном городе английского бита. Начиная свой музыкальный путь, они вдохновлялись не песнями своих знаменитых земляков а, скорее, творениями западногерманской группы KRAFTWERK. В 1978 году Хамфрис и МакКласки выбирают для себя название ORCHESTRAL MANOEUVRES IN THE DARK (сокращенно O.M.D.). Впервые музыканты показались на публике в конце этого же года в ливерпульском клубе "У Эрика", а затем подписали контракт с независимой манчестерской фирмой Factory Records. Здесь они записали сингл "Electricity", который вышел ограниченным тиражом в июне 1979 года. Затем перешли на отделение Dindisk фирмы Virgin и отправились в турне вместе с Гэри Ньюмэном.
Вскоре они купили собственную студию и записали на ней сингл "Red Frame/White Light" и дебютный лонгплей. Пола и Энди перестала устраивать прежняя техника наложения исполняемых ими инструментальных партий, и они пригласили в ансамбль ударника Малкольма Холмса из ID и басиста и клавишника Дэвида Хьюза из DALEK I LOVE YOU.

В начале 1981 года они выпустили синглы "Messages" и "Enola Gay", причем последний, песня о пилоте самолета, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму, попал в британский Toр 10. Вскоре ушел Хьюз и его заменил мультиинструменталист Мартин Купер. Следующий год для группы был очень удачным. Два сингла ("Souvenir" и "Joan of Arc") попали в Toр 5, а альбом "Architecture And Morality" встал на третью позицию. Импульс был продолжен в начале 1982 года синглом "Maid Of Orleans" (достигшем пятой строчки чартов), а остаток года был посвящен подготовке альбома "Dazzle Shiрs". Этот диск во многом утратил в свежести и непринужденности, отличавших ранние песни дуэта, да и принят он был похуже. Он был неоправданно заумным, нафарширован лишними звучаниями (например, радиосигналами). Тем не менее, песня из него — "Genetic Engineering" — стала еще одним британским хитом. Но если их испортило признание, полагают критики, то почему бы его отсутствие не оказалось движущей силой к возвращению оригинального стиля?

"Песня "Enola Gay" не стала хитом номер один только потому, что имела содержание. Людей не перевоспитаешь за три минуты. Мы делаем то, что чувствуем. Популярная музыка является зеркалом общества. Вот и мы отражаем в своих песнях современные проблемы и то, что нас интересует — поем о генетике, нефтеперегонных заводах или о разговоре в телефонной будке. Здесь кроется диаметральное отличие между нашим "технологизированным" подходом и содержанием песен — в них мы опять возвращаемся к своим корням, чувствам, к лирике, которая имеет мало общего с утопическим взглядом на завтрашний день".

Рецензия
Альбом "Architecture And Morality" — удачное сочетание экспериментального и коммерческого начал (не секрет, что в творчестве O.M.D. в 90-е годы ярко доминировать стало последнее). С этой работой дуэт укрепил себя в статусе ливерпульской группы номер один — после BEATLES, разумеется, — притом O.M.D. не имели ничего общего со знаменитой четверкой. Механический бит и пугающие шумы в начале альбома ("The New Stone Age") как бы подхватывают концовку предыдущей пластинки O.M.D. "Organisation" (ее закрывала композиция "Stanlow", посвященная электростанции, на которой работал отец Andy McCluskey). На "Architecture And Morality" этот полуночно-индустриальный сюрр хорошо выражает заглавный инструментал и отстраненный, депрессивный, медленный номер "Sealand", напоминающий мне творчество SIGUR ROS. Но O.M.D. не были бы собой, если бы не сочетали отчаянную печаль с неугасимой надеждой и не находили свет в конце тоннеля. Это на редкость интеллигентная, незлая и оптимистичная для new wave группа, чему подтверждением стал тонкий и эмоциональный поп-сувенир. Девятитрековый "Architecture And Morality" породил три хит-сингла, среди которых драматичный "Joan Of Arc" и, собственно, вышеупомянутая меланхоличная баллада "Souvenir". А сингл "Maid Of Orleans" содержал не только 12-дюймовые версии связанных по смыслу треков "Maid Of Orleans" и "Joan Of Arc", но также вошедшую в следующий альбом композицию "Of All The Things We've Made" и неальбомный трек "Navigation". Кстати, именно такое название ("Navigation") получил официальный сборник би-сайдов синглов O.M.D., вышедший в 2001 году.

Доктор Морозов locomotion@tut.by

© музыкальная газета




© 2005 музыкальная газета