обзор


The The
Electronic New Wave: обзор лучших альбомов

Electronic New Wave: обзор лучших альбомов
THE THE, “Soul Mining”
Необходимое предисловие
Того, кто хоть раз слышал ''Soul Mining'', вряд ли оставит равнодушным дальнейшее творчество легендарной группы, записавшей в 1983 году этот диск. Музыка, которая говорит с вами и, более того, говорит за вас — редкая вещь. THE THE, группа с необычным названием, — одна из тех, чье творчество окутано тайной. Ее песни из-за цензуры не пропускали в эфир на радиостанциях, несмотря на их огромную популярность, а лидер и автор песен THE THE Мэтт Джонсон и по сей день старается избегать встреч с журналистами. Музыку THE THE невозможно ограничить какими-то рамками или как-то охарактеризовать ее стиль. Она разнообразна, как сама жизнь. В своей мастерской бурных эмоций и интенсивного потока идей Мэтт, словно скульптор, создает прекрасные образы, искусно облекая их в форму слов и мелодий. Лихорадочный шум ''Burning Blue Soul'' и весенняя песня ''Soul Mining'', разбитый калейдоскоп ''Infected'' и религиозность ''Mind Bomb'', лиричность ''Dusk'' и простота ''Hanky Panky'' — вот спектр стилей и звуков, создающих атмосферу настроения при прослушивании альбомов THE THE. Они выходят редко (но метко), потому как Джонсон активно занимается антикорпоративной и антивоенной деятельностью. Однако это обстоятельство не стало препятствием на пути выхода сборника "45 RPM. The Singles Of THE THE" и подготовки экспериментального диска "Gun Sluts" (записанного, вообще-то, около десяти лет назад, но так напугавшего Sony, что те не согласились его выпускать ни под каким предлогом).

Историческая обстановка
Мэтт организовал THE THE вместе с электронщиком Китом Лавсом. Их первый совместный концерт состоялся в мае 1979 года. Группа привлекла внимание и снискала симпатии Грэйема Льюиса и Брюса Гилберта из WIRE, с которыми вскоре был выпущен сингл ''Controversial Subject'' на только что открывшемся лейбле 4AD — летом 1980 года. THE THE сразу заняли строчку в независимом британском чарте, вопреки всем сомнениям Мэтта относительно их успеха. Группа стала приобретать популярность и собирать первых поклонников. Весной 1981 года THE THE записывают на 4AD дебютный альбом под названием ''Burning Blue Soul'', уже без Кита. Названный "NME" "самым психоделичным альбомом за несколько последних лет", ''Burning Blue Soul'' оказал большое влияние, например, на такие коллективы, как ECHO & THE BUNNYMEN и THE TEARDROP EXPLODES. В это время сформировался альянс Мэтта со Стиво, эксцентричным покровителем музыкантов, имеющим свой собственный, тогда начинающий лейбл Some Bizarre, список которого включал CABARET VOLTAIRE, SOFT CELL, EINSTURZENDE NEUBAUTEN, PSYCHIC TV. С этой новой компанией Мэтт пошел дальше. В начале 1982 года он записывает таинственный ''Pornography Of Despair'' — альбом, который по разным причинам оказался отвергнутым самим музыкантом. Вероятно, Джонсон не был удовлетворен записью и поэтому отложил его в долгий ящик. ''Порнография'' являлась настоящим X-File — альбом так и не был выпущен, и даже точная распечатка дорожек хранится в тайне. Правда, некоторые песни из него использовались как b-sides на разных синглах из следующего альбома.

После прерванных ''порнографических'' сеансов Мэтт и Стиво отправились в Нью-Йорк на поиски свежих идей для нового альбома. Эта поездка превратилась в несколько недель настоящего безумия для THE THE. Легко доступные наркотики и непомерное их употребление привели к срыву записей. Мэтт был способен лишь шататься с вывихнутыми мозгами по загаженному гостиничному номеру, натыкаясь на стены и мебель. В итоге Джонсон и его товарищи вернулись в Лондон с выпотрошенными кошельками и распухшими головами. Но прежде чем уехать домой, Мэтт успел все же записать ''Uncertain Smile'' — одну из самых красивых своих песен. В Америке эта вещь вышла на сингле, вскоре после песни ''Perfect''.
В 1983 году Мэтт начинает новую работу, и осенью на Epic выходит ''Soul Mining'' — второй альбом THE THE, ставший фактическим дебютом группы. Ему предшествовал сингл с незабываемой ''This Is The Day''. Оригинальное название альбома — его доминирующая тема, от экспрессивной ''I've Been Waiting For Tomorrow'' до самокритичной ''Giant''. Это дневник человека, не нашедшего ответов на вопросы жизни, но все же имеющего силы, чтобы продолжить поиск. ''Soul Mining'' — альбом, дающий первое представление о THE THE и оставшийся для многих поклонников лучшим альбомом восьмидесятых. В его записи приняли участие около дюжины различных музыкантов, одним из которых был Джим Тервелл, более известный как FOETUS. На альбоме он — под именем Фрэнк Вонт (один из многих псевдонимов, используемых им в те годы). Несмотря на присутствие авангардных музыкантов, альбом получился довольно мелодичным. Как многие поп-музыканты, Мэтт использовал в своей работе новейшие технологии музыкальной индустрии тех лет. Однако некоторые критики сочли недостатком ''Soul Mining'' использование на альбоме драм-машины (в дальнейшем Мэтт никогда не будет ее применять).

До выхода ''Soul Mining'' летом 1983 года, THE THE отыграли серию успешных концертов в лондонском ''Marquee Club''. В них приняли участие Стивен Мэллиндер из CABARET VOLTAIRE, Зеке Манийка, Томас Лир, Марк Алмонд и Джим Тервелл. Через пару месяцев после сведения ''Soul Mining'' стал доступен более широкой аудитории и в считанные дни сделался золотым в Великобритании. Руководство Epic было заинтересовано в дальнейшем продвижении альбома и предложило THE THE турне за океан, но Мэтт отказался, преследуя собственные скромные планы раскрутки его музыки. А вскоре Джонсон снова распускает группу и на несколько лет исчезает из поля зрения, не оставив никому своих координат.

Рецензия
Мэтт Джонсон — автор мудрый и наблюдательный, как сам Бог. В "Melody Maker" его когда-то обозвали "психопат-оракул". Трудно не поверить в его пророческий дар. Вспомним ''Sweet Bird Of Truth'' — первый сингл альбома ''Infected'' (1986). Суть песни — завещание американского пилота военно-воздушных сил, который разбился вместе со своим самолетом на вражеской территории, где-то на Ближнем Востоке. И удивительное совпадение — история, рассказанная Мэттом, скоро стала действительностью: американские бомбардировщики сбросили бомбы на Ливию в ту же самую неделю, в которую была выпущена ''Птица правды''. Или ''Mind Bomb'' (1989), уникальная запись, которая содержала песню, истинный смысл которой всем предстояло понять лишь в наше время, когда в мире идет самая настоящая война. Это песня "Armageddon Days Are Here (Again)", прочтите лишь текст припева: "Islam is rising/The Christians mobilising/The world is on its elbows and knees/It's forgotten the message and worships the creeds".

То, что в эмоциональной, духовно напряженной лирике Джонсона присутствуют одновременно созерцательность и самообнажение (вспомним название позднего альбома THE THE: "Naked Self"), наглядно показывают уже первые строчки на "Soul Mining": "I'm hiding in the corner/Of an overgrown garden/Covering my body in leaves/And trying not to breathe" — это из открывающей альбом песни с ироничным названием "I've Been Waitin' For Tomorrow (All Of My Life)". "My mind has been polluted and my energy diluted" — едва не кричит Джонсон в ее конце. И вторая песня "This Is The Day" звучит более оптимистично: "Это день, когда твоя жизнь обязательно изменится". Под стать лирике трансформируется и музыка. Нервный бит в первом треке сменяется кантри-скрипками и гармошкой во втором, переливами заостренных гитар а-ля SMITHS в третьем и фортепианным соло в четвертом. Настроения все время варьируются: от самоотверженного бурения духовной шахты и мистического самопогружения ("The Sinking Feeling", "Soul Mining", "Giant") до ощущения себя частичкой природы и всего космоса ("Uncertain Smile", тот же… "Giant"), от простых радостей жизни ("Uncertain Smile", "This Is The Day") до сложных, многогранных личных переживаний ("The Twilight Hour"). В одной из песен альбома сделан простой вывод: "You can't destroy your problems/By destroying yourself/Death is not the answer/For your soul may burn in hell". Похоже на лозунг металхэдов, не правда ли? Но не все так просто. Альбом заканчивается потрясающе параноидальной композицией "Giant", с ее переворачиванием мира с ног на голову и незабываемым финалом: бесконечно повторяемым заклинанием "How could anyone know me/When I don't even know myself?". В одной из опубликованных бесед с Джонни Марром Мэтт пожаловался, что светлые головы из американского отделения фирмы Epic без его ведома присоединили к альбому сингл ''Perfect'': "Ты можешь себе представить, чтобы издательство за спиной писателя присобачило к законченному роману еще одну главу?" В новых изданиях альбом выходит, как и раньше, как и должно быть согласно авторскому замыслу, с заключительной "Giant".

"Ничего не ускользает от Джонсона, он может собрать вместе hard jazz, африканские песни и задумчивую, грустную британскую романтику" ("The Times"). "Пропустить этот альбом невозможно, потому что нельзя пропускать один из самых захватывающих музыкальных моментов года", — написали после выхода альбома в "New Musical Express", а обозреватель "Sounds" уточнил, что "Soul Mining" ведет слушателя "от бьющих наотмашь битов и мощных мелодий к страстной лирике и персональной пропаганде. Просто поставьте пластинку и наблюдайте, как пространство вокруг вас насыщается цветом и преображается".

Доктор Морозов
locomotion@tut.by


© музыкальная газета




© 2005 музыкальная газета