Laibach
LAIBACH: Идеология звукового террора

LAIBACH — это музыка героев. Но LAIBACH в интервью журналу “Melody Maker” говорят, что “нет больше героев”. Звучание этой группы очень технологично, в нем слишком уж много скрежета. Но LAIBACH безумно популярны. Их сравнивают с культовыми западными коллективами типа TEST DEPARTMENT и EINSTUERZENDE NEUBAUTEN. Но в музыке LAIBACH слышится больше от Баха или Прокофьева.
И все же корни LAIBACH лежат в классической индустриальной культуре. Группы первого поколения индастриэла видели общество как нечто слишком испорченное, чтобы его можно было исправить методами традиционной политики. Поэтому использовали тактику шоковой терапии. Их тексты и музыка были полны наиболее аморальными проявлениями жизни и являлись своеобразными каталогами ужасов современного мира. Нацизм, ядерная война, серийные убийцы, сатанизм — вот краткий перечень интересов большинства индустриальных артистов.
В 80-х музыканты югославской группы LAIBACH назвали свою тактику “ретрогардизмом”. Основываясь на работах Фрейда и Юнга, они разработали метод излечения социума от болезней путем повторного переживания тех драматических событий, в результате которых эти болезни сформировались. LAIBACH устраивали театрализованные концерты на тему истории Югославии и сформировали собственный неповторимый стиль, включавший в себя советскую и нацистскую символику.
Шоковые методы давали положительные результаты — часто во время перформансов артистам удавалось пробудить в зрителях агрессию, т.е. спровоцировать их на какие-то действия и, возможно, хотя бы на время заставить выйти из-под контроля. В коммунистической Югославии концерты LAIBACH постоянно запрещались. На первых порах группе приходилось на каждом концерте менять свое название. Из-за преследований они были вынуждены в итоге покинуть страну на три года. В 85-м диктор официального телевидения заявил в эфире, что таких людей, как LAIBACH, необходимо убивать…

История этой группы началась в 1980-м году в небольшом словенском шахтерском городке Трбовле, когда трое молодых людей — Иван Новак, Деян Кнез и Милан Фраз организовали группу под названием LAIBACH. Лайбах — старое название столицы Словении (с 1918 года — Любляна).
В те времена Югославия переживала тяжелые потрясения. Разруха началась после смерти маршала Иосипа Броз Тито — президента Югославии, единственного лидера страны. Началась борьба между сторонниками жесткого курса сталинизма и либералами. Республики, входящие в состав Югославии, начали по этому поводу усиленно грызться. Ответной реакцией на беспорядки в стране стало объединение творчески и по-передовому мыслящих людей. С помощью плакатных кампаний они напомнили о прошлом гнете нацизма, итальянской оккупации, о суровом режиме, установленном коммунистами. В короткие сроки это движение добилось среди жителей окрестностей такой популярности, что органам власти было над чем призадуматься. LAIBACH в таких акциях занимали не последнее место.
Первое публичное выступление LAIBACH под названием “Красные округа” состоялось в сентябре 1980 года в Трбовле. Цитаты из ораторских речей Тито и других политических деятелей, слайды военного времени, тоталитарные регалии, как и следовало ожидать, вызвали множество противоречивых толков.
Два года спустя группа приняла участие в люблянском фестивале “Новый рок”, в начале 1983-го выступила в столице Хорватии. Через несколько месяцев была приглашена на словенское телевидение для интервью. В итоге, получила административно-политический запрет на публичные выступления и использование названия LAIBACH.

Данный жест властей сыграл для группы важную роль — интерес к LAIBACH возрос. Причем не только в Югославии.
1983 год для LAIBACH завершился совместным с английской группой LAST FEW DAYS двухмесячным турне, охватившем восемь стран Западной и Восточной Европы, контролируемых НАТО, где в целом было дано семнадцать концертов. Через год последовал аналогичный концерт в Любляне: так как название группы произносить здесь было запрещено, на афишах красовался только символ коллектива, хорошо известный горожанам, время и место выступления были зашифрованы.
В этом же году (1984) LAIBACH выступили инициаторами создания художественной организации “Новая Словенская Культура”. Сейчас эта организация существует, именуясь “духовным государством” без территориальных ограничений, людей разных вероисповеданий, рас, национальностей, полов и мировоззрений, полноправным гражданином которого может стать каждый желающий. В 1992 году посольство НСК на месяц было открыто в Москве. Центральным деятелем НСК по сей день является LAIBACH.

Первый альбом LAIBACH вышел в 1985 году. На его обложке название группы отсутствовало. Сразу последовали выступление на лондонском фестивале, выход пластинки “Recapitulacija 1980-1984” и концертного альбома “Neue Konservatiw” на независимом гамбургском лейбле Semi Legal, затем на британском Cherry Red — “Nova Akropola”. В 1986-м — совместная работа с танцором Майклом Клэрком (шоу “No Fire Escape In The Hell”), публикация концертных записей “The Occupied Europe Tour 1983-85”. В следующем году — сотрудничество с престижным гамбургским театром, выход на Mute “Opus Dei” и, наконец, первый легальный концерт на фестивале в Любляне. Далее — фестивали в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, “Let It Be” (на Mute, как и все последующие пластинки), турне по Америке, Югославии…
Музыка LAIBACH исключительно драматична и помпезна, она неразрывно связана с театральным лицедейством. Так, музыканты много и плодотворно работали непосредственно для театра. В их активе саундтрек к спектаклю “Krst Pod Triglavom (Baptism)” и превосходный CD “Macbeth” (Mute, 1989) с музыкой к шекспировской постановке.
Альбом 1990 года “Sympathy For The Devil” представлял собой восемь вариантов одноименной композиции THE ROLLING STONES. Ведь характерной чертой LAIBACH является и их отношение к поп-музыке. Очень уж любит группа делать кавер-версии, вернее, совершенно новые вещи из старых. По мнению Ивана Новака, “поп-музыка во многом основывается на повторении и копировании”. “Люди, особенно в Британии, живут в скорлупе, они очень самодовольны. Все не так хорошо, как им кажется”. В продолжение этой теории члены коллектива рассматривают музыку THE BEATLES, OPUS, QUEEN, PINK FLOYD, STATUS QUO, EUROPE, D.A.F., Эдвина Старра как изначально неоригинальную и переделывают ее на свой лад. Уже в 1987-м LAIBACH обращались к переработкам классики рока и поп-музыки, исполнив старый хит забытой на тот момент австрийской группы OPUS “Life Is Life” и нетленку QUEEN “One Vision”, уже с новым названием — “Geburt Einer Nation”, т.е. “Рождение нации” (альбом “OPUS Dei”, Mute, 1987). Апофеозом же этой деятельности стал почти полностью перепетый последний альбом BEATLES “Let It Be”. Словенцы, используя мелодический материал Леннона и МакКартни, создали неимоверно тяжелую и мрачную картину, абсолютно чуждую светлому “битловскому” духу и к тому же завершающуюся победоносным маршем.

В декабре 1990-го LAIBACH дают концерт на электростанции — первый в Трбовле после десятилетнего перерыва. В 1992-м выпускают двойной альбом “Kapital” (“Каждое подлинное политическое и эстетическое действие основано на капитале, но не на капитале денег, а капитале Разума и Силы” — основная идея пластинки) и отправляются в евро-американский тур. Потом — “Ljubljana-Zagreb-Beograd”, концертные выступления в Германии, альбом “NATO” (милитаризм, оккупация, братоубийственные войны на Балканах, разумеется, не могли оставить LAIBACH равнодушными, поэтому альбом полон духом тревожного ожидания катастрофы), турне по Европе, концерт в Москве, выход малоизвестного альбома “Paracelsus”, подготовленного участниками THE DEPARTMENT OF PURE AND APPLIED PHILOSOPHY и 300000 VERSCHIDENE KRAWALLE (сайд-проект LAIBACH). Между делом, в 1994-м, LAIBACH инициируют проект “TransSlovenia Express” и совместно с европейскими индастриэл-группами (BORGHESIA, COPTIC RAIN, STRELNIKOFF и др.) исполняют совершенно неимоверные кавер-версии легендарных KRAFTWERK. На 50-летие падения фашизма — концерт в Варшаве, еще один в Любляне, два выступления в осажденном Сараево — одно из крупнейших мероприятий в городе после начала войны. В 1996-м вышел альбом “Occupied Europe NATO Tour 1994-95”, пластинка “Jesus Christ Superstars”, в 1997 — концертник “M. B. December 21, 1984”.Летом 1997-го записан альбом “Also Sprach Zohan Pawl Ii”, где LAIBACH разбирается с христианской католической церковью…

Музыкальная составляющая LAIBACH — это сплав идеологии и новаторства. Жесткое индустриальное грохотание, смелые джазовые импровизации, марши, рэп, техно, эмбиент, метал, церковные песнопения, самые разнообразные звуковые эффекты — от запуска космических ракет до колокольного перезвона. И лихо отплясывающие под эту невообразимую смесь девочки в пионерских галстучках. Исполняются песни на английском, немецком, французском, испанском, итальянском, русском, сербскохорватском, словенском, арабском языках и иврите — все это во имя пропаганды интернациональности искусства. А как же братья наши меньшие? Им ведь тоже нужно включаться в идеологическую борьбу! И о них не забыли LAIBACH — музыканты часто тявкают и издают всяческие нечленораздельные звуки — наверное, для Вселенского понимания…
Ну и отличная новость напоследок. Новый за семь лет альбом LAIBACH “WAT” вышел в свет 8 сентября. Особо умные товарищи пытаются расшифровывать название альбом группы как “War Against Terrorism”. Комментариев от LAIBACH по этому поводу еще не поступало. По сообщениям постоянной выпускающей компании LAIBACH Mute, “новый альбом группы не имеет ничего общего с саундом последних альбомов и в первую очередь с саундом “Jesus Christ Superstars” (1996). “WAT” должен стать точкой отсчета нового стиля группы и, в тоже время, возродить былые эксперименты, которыми славились LAIBACH в первой половине 80-х, еще задолго до всемирной известности. Но не стоит забывать, что это все-таки LAIBACH и они опять у микрофона, а значит, агрессия, неполиткорректность и звукотеррор-прямолинейность гарантированы”.
Очень яркое впечатление производит видеоклип “Tanz Mit Laibach”, который появился на экранах 4 августа и является первым синглом с альбома. Тут группа исполняет танец одновременно с… коммунизмом, демократией, фашизмом, красной анархией и антисемитизмом. Под заводной маршевый ритм бодро шатают тысячи скелетов, вслед за фронтменом группы. Все это было бы похоже на цирк, политическое кабаре, если бы не высокая плотность исполнения, хрусткие синтезаторы, упругие басы и мощный техно-бит, словно позаимствованный из “Push Upstairs” UNDERWORLD.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета