Tears For Fears
КЛИПЕР

Группа: ПАЛАЦ
Клип: "На турэцкiх палях"
Создание: 2001 год
Наши предки, пожалуй, так и развлекались. Зайдут в трактир, усядутся по лавкам, выпьют-закусят — так и до песен недалеко. Пели в таких трактирах, естественно, сами посетители, в свое удовольствие. Профессиональные музыканты а-ля ПАЛАЦ забредали в корчмы редко. Все при монарших дворах ошивались, в постоялые не заглядывали. Да и кто б их там слушал? Лишних денег у трактирных завсегдатаев нет, а песня спьяну из самих рвется.
Сейчас времена, конечно, другие. Заходит ПАЛАЦ в "Раковский бровар", отыгрывает перед публикой концерт. Все в восторге. Но перенесенное на двести с лишним лет назад такое действо сразу вызывает ощущение абсурдности. Потом, приглядевшись к разношерстным посетителям этой забытой Богом корчмы, понимаешь, что режиссер клипа возвел анахронизм в ранг художественного приема. Нельзя же просто так поместить за столом молодого человека в парике, а рядом с ним — еще одного молодого, но в доспехах крестоносцев? То есть анахронизм перешагивает за рамки идеи клипа — воссоздать подлинную обстановку белорусской корчмы конца XVIII века, а затем поместить туда современную фолк-группу. Мол, мы тут оказались каким-то чудом, но раз уж мы тут оказались, то мы вам сыграем. Мы играем музыку, которая вам понравится, ребята, так послушайте нас, и так оттянемся вместе! Сама корчма — это один сплошной анахронизм.
В свое время клип "На турецких полях" взял рок-корону. Помнится, за отсутствием более достойных конкурентов. Но факт все равно остается фактом. "Надо бы подумать..." — подумал я.
Появилась у меня мысль о корчме, да что-то мне самому не верится. Все равно расскажу. В общем, корчма эта — символ Беларуси. Как у Кузьмы Чорнага в "Пошуках будучыні". Такая мрачноватая снаружи корчма, черно-белая. Позже выясняется, что внутри уютно, весело и всего вдоволь. Не то, что на далеких турецких полях. А все музыканты из ПАЛАЦА шли в корчму по мрачному снежному "Полес\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ю" (не кажется ли вам несколько странным орфография этого слова, появляющегося в правом верхнем углу в первых кадрах клипа?), а уходили из нее в неестественно яркий летний пейзаж. Вот она, волшебная сила искусства.

Смотритель Hattiphnat

“У лузе на бродзе”: мы вновь будем первыми

"Нельзя делать что-то совершенно новое, полностью оторванное от того, что было. Любая новая вещь основана на уже существующем багаже. Это азбучная истина. И мы работаем стандартно, потому что так заставляют нас правила жизни". Олег Хоменко (ПАЛАЦ)

— Снимать клипы в Беларуси — дело не особенно благодарное и выгодное. Как такового клипового рынка у нас нет. Почему и зачем у ПАЛАЦА в свое время назрела потребность обзавестись собственным клипом?
Олег Хоменко: Клипового рынка нет не потому, что его нет, а потому, что это дорогое удовольствие. Для того, чтобы появился так называемый "потребитель" и производитель белорусского клипа, создание роликов должно стать выгодным. На сегодня в Беларуси хоть и есть зачатки шоу-бизнеса, но бизнес этот не приносит нормального дохода, поскольку все позиции, связанные с раскруткой альбомов, с количеством звучания белорусских музыкантов на радио и TV, находятся в погибшем состоянии.
…Почему нам был нужен клип? Потому что все равно любому современному коллективу, который существует за те средства, которые зарабатывает, необходимы все элементы шоу-бизнеса, как то альбомы, реклама, концерты, видеоклипы и все-все, что в мире как бы уже давно известно...
— Вы играете фолк-рок (сейчас плюс электро-элементы от ди-джея Рэя). И если наши рокеры (КРАМА, НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, N.R.M.) еще пытаются обзавестись клипами, то музыканты, занимающиеся фолк-направлением (будь то метал или реконструкция), подобным самопиаром не занимаются. Им что ли раскрутка не нужна? Фолк априори некоммерческая и немассовая музыка?
— Фолковые проекты уже есть и в Польше, и в России, и на Украине, и в Литве... Но, на самом деле, самое мощное фолк-аутентик-рок-направление — в Беларуси. Мы опять впереди Европы всей и, в первую очередь, из-за того, что нам досталось столь огромное культурное наследство. Однако, несмотря на это, для фольклорного коллектива создание клипа — очень дорого. Сейчас фолковые белорусские коллективы... да, они стали известны. Но как они не зарабатывали, так они не зарабатывают. Откуда может быть 5-7 тысяч у группы СТАРЫ ОЛЬСА для того, чтобы снять достойный клип? Однако технологии дешевеют. Если хороший, солидный клип еще 5 лет назад стоил от 15 тысяч, то сегодня работу такого качества можно снять за 7 тысяч. Будем надеяться, что технологии дойдут до такого момента, когда станут по карману и белорусским группам.
— Теперь обратимся к самому клипу "На турэцкiх палях". Когда его снимали, вы сами, помимо своего, так сказать, театрального участия, что-нибудь предлагали, додумывали, советовали непосредственным создателям?
— У клипа "На турэцкiх палях" не было режиссера. Режиссером был я. Кстати, этот ролик высоко оценили. Вот в 2001 году на "Рок-коронации" он был признан "Клипом года", хотя получился процентов на 30.
Клип выпускался в поддержку нашего нового альбома. Все музыканты мира в поддержку нового альбома выпускают видео. Обычно, бедные музыканты — 2 ролика, богатые 6-7, а белорусские — одно видео. Мы хотели сказать этим клипом гораздо больше, и потому для того, чтобы понять этот клип, его нужно просмотреть раз 10 или 15. Только тогда что-то там может проясниться... С другой стороны, мы понимали, что восприниматься он будет широкой аудиторией иначе. Так оно и получилось. Но мне за этот клип абсолютно не стыдно. Я считаю, что он вышел достойным, хотя качество, в сравнении с Москвой, конечно, проигрывает.
— Вот вы нередко в интервью говорите, что ваша музыка популярна и даже продается за рубежом (в частности, во Франции). А с клипами своими на заморский рынок выходить не пробовали, крутить их опять же на ТВ, включать на диски в качестве бонус-треков?..
— "Популярна" я не говорил никогда. Она оценена, известна среди специалистов в Польше, Германии, Франции, Италии и т.д. Широко она не продается, но во Франции и Германии в самых крупных магазинах, в Польше на любом фольклорном или фолк-роковом фестивале можно купить ПАЛАЦ. Что касается клипа... Кому, в общем-то, там, на Западе, и зачем он нужен? Бонус-треком на "Чужых дзеуках" (альбоме, в поддержку которого он вышел) клип присутствует: можно посмотреть, кому интересно.
Недавно у нас вышел альбом "Святочнае", но, к сожалению, видео к нему мы делаем только сейчас. Я надеюсь, скоро выйдет новый клип "У лузе на бродзе". В этом альбоме есть в рок-аранжировке песня "У лузе на бродзе", которая звучит в к/ф "Анастасия Слуцкая" в варианте акустическом, чисто фольклорном, на инструментах, которые использовались в 16-м веке или даже 15-м...
В клипе будут кадры из фильма:
в общем-то, стандартное видео, очень распространенное в мире.
Но у нас подобных клипов никогда раньше не делали. Опять мы в хорошем смысле спионерим идею, и то, как есть в мире, наконец появится и в Беларуси. Наш новый клип будет дополнительной рекламой для фильма и для нас, для альбома "Святочнае".
— А что насчет старых песен? Наверняка, ведь есть что-то уже немного и незаслуженно позабытое. Не хотите ли вы подновить, пробудить интерес к старым вещам, сняв на них видео?
— Много песен из нашего репертуара мы перестали играть. Сейчас все это восстанавливается. Есть песни, с которых начинали: например, "Ой, рана..." (мы ее сейчас практически не играем. А в свое время она имела большую популярность), "Дорожка" (мне кажется, она очень видеоклиповая). Но опять же: смысл, деньги, качество — вот когда складываются эти три составляющие... Да и чего мы будем мучиться, когда есть новые песни?
На самом деле, конечно, все очень хочется: чтобы вернулось, снималось, тем более, покупатель на это есть. Молодежь этих песен не знает, потому что им уже по 7-8 лет. Смысл в восстановлении этой музыки есть, но... Более 50% музыкантов в мире считают: вот как сделал, так и оставляй. Потому что когда ты возвращаешься и переделываешь то, к чему уже люди привыкли, всегда получается вещь неблагодарная.
— То есть далее нам ждать от ПАЛАЦА такой тенденции: запись альбома и съемка к нему видео?
— Это стандарт. Мы, насколько можем, стараемся его придерживаться.
— Но все-таки в Беларуси несколько другой путь...
— Нет у нас другого пути! Или мы с цивилизацией, или мы против нее. А зачем быть против цивилизации, если можно на нее влиять? Нельзя делать что-то совершенно новое, полностью оторванное от того, что было. Любая новая вещь основана на уже существующем багаже. Это азбучная истина. И мы работаем стандартно, потому что так заставляют нас правила жизни.
— О вашем мюзикле под рабочим названием "Озеро". Осенью вы, кажется, уже планировали показать его первым зрителям...
— Идет работа. Я всех убеждаю, что мы успеем к Новому году, хотя сам в этом не уверен. Работа очень интересная. Она и мне очень нравится, и ребятам. Но, кроме того, что нравится нам, я уверен, наверняка понравится и зрителям, и слушателям...
— Вы собираетесь делать видеоверсию мюзикла?
— Так положено. Должна быть, но сегодня мы над этим вообще не работали. Если найдутся люди, которые на этом смогут заработать, то она будет и это будет здорово.
— Какой увидит вашу группу в "Озере" человек, знающий ПАЛАЦ по его альбомам и концертным выступлениям?
— По музыке это будет напоминать ПАЛАЦ для тех, кто хорошо знает ПАЛАЦ: там будет и старое, и электронное, и роковое звучание. Будет также и симфоническое, оркестровое звучание.
— "Озеро" — грандиозный и серьезный проект. Что после столь знаковой и концептуальной работы будет делать ПАЛАЦ?
— В следующем году выйдет новый альбом: материал для него уже есть. Хотелось бы, чтобы этот диск был лучше или хотя бы такого уровня, как предыдущие альбомы. В нем точно будет присутствовать наше новое мышление, мышление уже повзрослевших молодых людей.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета