обзор


Вдовиченко, Николай
Над пропастью во ржи

НИКОЛАЙ ВДОВИЧЕНКО
Над пропастью во ржи
(c) 2001 Николай Вдовиченко
(p) 2002 Выргород
14tks/49mins

Запись акустического выступления Николая Вдовиченко (ВЫХОДА НЕТ, ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, АДАПТАЦИЯ, БИЩАРА БАЛДАР) в родном Актюбинске на фестивале "Суховей" 30.06.2001. Не знаю, намеренно ли НВ выстроил песни в такой последовательности, но получился хороший концептуальный альбом.
В герое вдовиченковских песен угадывается Холден Колфилд, немного повзрослевший, помещенный в постсовковую культурную среду, но оставшийся таким же добрым, наивным идеалистом, не способным противостоять насилию, склонным к рефлексии. Он любит родные места ("Родина"), свой город, который нежно называет Гонконгом ("Весна в Гонконге"). Он размышляет о реалиях жизни ("Вечность"), о судьбах своего поколения ("Над пропастью", "Мы больше не люди", "Кто-то из нас"). Он подвержен депрессивному настроению ("Меня уже нет"), но и чувство юмора ему не чуждо ("Сны", "Карман"). Он с оптимизмом смотрит в будущее ("На перекрестках весны", "Полдень. XXI век").
Из концепции альбома выпадает только одна песня — "Твой новый дом", посвященная памяти Гавра (Андрея Малоземова), в прошлом известного по работе в группах АДАПТАЦИЯ и МУХА. Обращаясь к погибшему другу, автор пытается заглянуть в потусторонний мир, рассуждает о жизни и смерти.
Круг источников вдохновения весьма широк — Высоцкий, Башлачев, Летов (что, однако, не мешает Николаю критиковать последнего). По музыке — вполне традиционный бард-рок. В текстах НВ затрагивает темы, в большей степени свойственные панку. Он иронизирует над изменившими андерграунду рокерами ("Юра Шевчук теперь придворный поэт,/Но Роман Неумоев уже купил пистолет./Летов бомбит Сан-Франциско./Гребенщиков учит дзен..."), но в то же время в его песнях содержатся отсылки к еще большему "официозу" (БРАВО, НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ).
Впрочем, при всей противоречивости творчества Вдовиченко, основная идея альбома ясна даже тем, кто не читал повесть Сэлинджера: как бы ни было плохо, надо жить и любить жизнь. Детский рисунок на обложке только усиливает это ощущение.
Обилие лажи, исполнение недописанной песни, реплики типа "Серега, там стаканами не гремите!"... Атмосфера кухонного панибратства и халявности. И — хорошие песни...
Чтобы по достоинству оценить этот альбом, необходимо прослушать его несколько раз. Время пролетит незаметно. Г. Шостак © музыкальная газета




© 2005 музыкальная газета