Экивоки
Видеофайл

Группа: ЭКИВОКИ
Клип: "Моя собака"
Создание: 2003 год
В середине 1930-х Иван Бунин назвал свою собачку Витой ("vita" по-латыни — "жизнь") для того, чтобы лишний раз указать общественности на то, что жизнь у нас — собачья. Что ж: времена меняются, а жизнь по-прежнему "vita", безо всяких экивоков.
Впрочем, всегда пруд пруди людей, стремящихся по-своему озвучить гнетущее прозябание. Не так уж плоха эта собачья жизнь, считает А. Сухарев, улыбчивый вокалист ЭКИВОКОВ. И счастье в ней возможно для всех, кто не гнобится, но верит в поп-рок. Ай-да Сухарев... Глядя этот клип, один из самых качественных белорусских видеороликов, разве можно не улыбнуться? Разве не переполняется сердце любовью к жизни среди братьев наших меньших? Меломаны всей Земли! Да здравствует поп-рок! Он не решает глобальных проблем человечества, не задает остросоциальных вопросов и не отвечает на них, играет любовью и смертью так, словно это лишь слова... Он сводит на ноль отношения между музыкантом и слушателем — глупо сопереживать тому, кто словно в шутку признался, что его жизнь прожита не всерьез, но... Поп-рок излучает наивную доброту. Зачем требовать от клипа ЭКИВОКОВ большего?
Видеоряд клипа построен по распространенной в Беларуси модели: павильонная съемка музыкантов перемежается с кадрами, отснятыми на пленэре. Таковы, к примеру, клипы "Неба осколки" группы НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ и "Ева" группы НЕО. Правда, загоняя себя в такие внутрижанровые рамки, режиссер невольно приносит искусство в жертву качеству (для Александра Шульги, снимавшего "Неба осколки", это, пожалуй, несправедливо, но для анонимного создателя "Моей собаки" — вполне). Дабы никто не ушел обиженным, еще раз отметим, что качества ЭКИВОКИ добились отменного. Наблюдается, правда, некоторое несоответствие между звучащими словами и движениями губ Сухарева (как если бы Киркоров не умел петь под фонограмму), но во имя доброты я заставляю себя думать, что это мелочи. Во имя доброты я на многое способен. Закрыть глаза. Сейчас, после нескольких часов, проведенных вместе с клипом "Моя собака" (Сухарев и эти забавные животные), мне хочется немножко повыть на Луну. А еще лучше — выйти на улицу (с острым железом) и громко, от всей души перефразировать Вяземского: "Ай да Сухарев, ай да сукин сын!"

Смотритель Hattiphnat

Александр Сухарев (ЭКИВОКИ)


"По большому счету, мы готовы на все, мы открыты для любых визуальных экспериментов. Мне не интересно просто шоу или просто голые тетки. Во всех песнях ЭКИВОКОВ есть какая-то история, которая, как мне кажется, должна рассказываться и в наших видеоклипах".

— Мне кажется, что инициатива создания клипов группе ЭКИВОКИ всегда исходила откуда-то извне…
— Да. У нас четыре клипа, и первые три именно так и были сделаны: у нас просто спросили — почему бы вам не снять клип? Первый клип был снят на песню "Зеркало" — ты прекрасно помнишь, что идея его сделать принадлежала Толе Вечеру. Было это в 1999 году. Сняли этот клип, а потом, сразу же, вдогонку, начали снимать клип "Семья". Я тогда работал на "Радио Мир", и это было обоюдное желание (мое и сотрудников "Мира"): снять нам ролик. В нем, кстати, снимались все, кто в то время работал на станции. С третьим клипом, на "Шапку ондатровую", вообще все интересно получилось. Твои же губы там были? Да, там были губы небезызвестной Кати Май. А я в нем не снимался. Это был такой, подарок мне от Толи Вечера, Петровича, Сережи Прохорова, Саши Помидорова.
— И девочка там еще была, которая танцевала.
— Да, и девочка была. С которой мы, кстати, познакомились в 1999 году на "Славянском базаре".
— И, наконец, ваш новый, четвертый клип…
— А четвертый клип, "Собаку", мы уже сами решили снимать. В этом малобюджетном ролике мы хотели раскрыть глобальные проблемы человечества. Режиссер этого клипа (который пожелал остаться неизвестным) — мой друг, он занимается документалистикой, снимает фильмы о животных. Он неплохой певец, и в 1992 году мы с ним вместе работали в Австрии. И вот недавно мы вновь с ним встретились, и я сказал, что хочу снимать клип. А он предложил поработать вместе.
Идея была более крутая, чем потом получилось. Изначально я хотел набрать много собак: породистых, элитных и бездомных. И рассказать какую-то историю: идея была сумасшедшая. Я хотел рассказать историю о взаимодействии собак и, может быть, о взаимодействии их хозяев… Вот такая была идея, но когда мы начали заниматься подготовкой к съемкам, то поняли, что все это очень тяжело. То есть тяжело с точки зрения организации. И тогда Ира Петрович, наш директор, нашла кинологический центр при Министерстве обороны. Его сотрудники попросили нас предоставить песню, послушали ее. Мы рассказали чуть ли не покадрово, как и что будет показано в клипе, и они согласились принять в нем участие. Допустили нас в центр и… это был просто шок. Я не хотел оттуда уезжать: это маленькая страна, сказка, в которой все хорошо. Как хотелось бы, чтобы так было и у нас в жизни: за младшими ухаживают, за больными ухаживают, их любят, их оберегают, а они в свою очередь отдают доброту, ласку. Это просто сказка! Наснимали мы очень много материала, а использовали, наверное, только одну десятую. Мы тогда сняли около 40 собак, а в клип попало только 6-7. Жалко…
— Он вам что-то дал, этот клип?
— Да. Ротация клипа по БТ, телевидению, дает очень большую отдачу даже по сравнению с радиоротациями. Потому что люди запоминают "Клип-обойму", "Перекрестки Европы", "Доброе утро, Беларусь". Они запоминают картинку. И это очень заметно. Мы это лето катались по Беларуси, и я заметил, что "Собаку" знают. А знают благодаря чему? Благодаря тому, что она была в "Клип-обойме".
— Тебя устраивает то, что обо всем творчестве ЭКИВОКОВ судят по "Моей собаке"?
— Ну, как меня это может устраивать? 50 на 50.
— Может, стоило взять другую песню?
— Нет, я настаиваю именно на этой песне. Мне кажется, на сегодняшний день это то, что нужно. Хотя, конечно, если можно было бы снять несколько клипов, мы бы это сделали.
— Ты можешь как-то словесно охарактеризовать клипы ЭКИВОКОВ? Что в них должно быть?
— Не знаю… Я же не режиссер, я — потребитель. Я не могу сказать: вот, давайте тут снимем так, а тут — так. Вы мне предложите варианты, тогда из этого я смогу выбрать и сказать, что мне импонирует.
— Но тебе нравятся сюжетные клипы.
— Да. Мне кажется, что у меня все песни с какой-то историей, поэтому и в клипах должна быть рассказана история. Мне не интересно просто шоу или просто голые тетки… Да, мне интересна история. Тем более, что и видео можно сделать так, по-"эковоковски" — двусмысленно. Но… сам я знаю только, как это выразить в музыке, а как это выразить в изображении?
— А есть клипы, которые тебе не нравятся?
— Меня оставляют равнодушным белорусские клипы. Я не люблю черно-белые ролики. Я знаю, почему они черно-белые, поэтому я их не люблю.
— А с чем ты бы никогда не согласился в своих клипах?
— Ну, я с мужчиной в постель никогда бы не лег. Да. Но вообще, у меня нет такого большого опыта, чтобы я смог точно ответить на твой вопрос. Мне кажется, что, по большому счету, я готов на все: мне нравится экспериментировать и я открыт для любых экспериментов. Наверное, единственное, против чего я бы выступил, — против пошлости. И еще против бытовухи. Грязи. У нас говна и так хватает, чтобы видеть его в клипах. Нужно показывать что-то красивое. Это важно... Кажется мне важным.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета