del


del
del

Electronic New Wave: обзор лучших альбомов Коллектив "Electro_Files" давно обдумывал, что бы нового предложить вашему вниманию на этой страничке. Сначала мы собирались учредить "мусорную корзину" и сбрасывать в нее большое количество музыкального "гарбажа", с завидной регулярностью появляющегося на рынке. Но затем выбрали путь более позитивной информации. Нововведения были отданы на откуп мне, и после недолгих раздумий я решил остановиться на своей "тайной любви" — new wave. Это не авторский произвол. Именно здесь берут начало истоки всей современной электронной поп-музыки, которая, к сожалению, далеко не всегда достойна развернутых и подробных рецензий. Поэтому я попробую вкратце (или более широко) охарактеризовать сильнейшие, на мой взгляд, альбомы в стиле электронно-ориентированной "новой волны". Ведь, по большому счету, вся "новая волна" (кроме постпанка и еще нескольких направлений) опиралась на синтезаторный саунд. Надеюсь, что будучи достаточно подкованным в этой стихии, я открою для вас "неизведанное" и познакомлю с именами, не теряющими своей актуальности в поп-музыкальной истории. Строго говоря, это даже не первый выпуск новой рубрики: примерно полгода назад на нашей странице вышла рецензия на альбом HUMAN LEAGUE 1981 года "Dare!", чье ремастированное издание появилось в этом году. Достойная работа пионеров электронных поп-песен оказалась востребованной через двенадцать лет! Значит, мы выбрали правильный путь и не будем казаться белыми воронами и ретроградами.

Последовательность выбора альбомов — целиком и полностью по прихоти автора (его настроению и желанию). Так что не обессудьте. Невозможно сказать: этот альбом однозначно лучше того или эта группа должна быть первой потому, что она самая талантливая. О нет, в хрупком мире "новой волны" с такими критериями делать нечего. Мой выбор, возможно, вас удивит, но сегодня мы поговорим об итальянской группе MATIA BAZAR и их альбоме девятилетней давности "Aristocratica".
Историческая обстановка: еще в конце 70-х генуэзский коллектив с успехом выступал на фестивалях в Сан-Ремо и на "Евровидении". Но в начале 80-х в звучании группы произошли кардинальные перемены. MATIA BAZAR покинул Пьеро Кассано; его место занял Серджо Коссу, своим появлением инициировав начало нового электронного периода в творчестве группы. Электронным стало все, кроме голоса вокалистки Антонеллы Руджеро. Это было время первых грандиозных перемен в музыке MATIA, неожиданных опытов с композицией песни, голосовыми вибрациями и интересными фолковыми находками, сделанными задолго до появления более поздних аналогичных проектов; а поворотный хит 1981 года "Fantasia" только подтвердил правильность взятого курса. Поистине всемирную известность приобрела композиция "Vacanze Romane", вошедшая в учебники по музыке, — провал на "Сан-Ремо-83" (приз за самую банальную песню). Через год вышел альтернативный альбом "Aristocratica" — один из сильнейших, по мнению самих музыкантов. Затем на фестивале "Сан-Ремо-85" — электронная рапсодия "Souvenir" — премия критики, и в том же году миллионными тиражами разошелся утяжеленный альбом "Melancholia" с композицией "Ti Sento" — ставшей хитом европейских дискотек.

Рецензия: "Aristocratica" появляется в 1984 году. При этом даже с позиций сегодняшнего дня альбом звучит на удивление современно (хотя при моде на "электроклэш" это не так уже странно). Любой из его номеров прошел бы на "ура" на любом фестивале электронной инди-культуры и запросто затмил бы "звезд в стиле ретро" типа WELLE:ERDBALL. При этом диск не теряет романтичного драйва, свойственного многим произведениям "новой волны", в частности, такой его характерной особенности, как "наивная серьезность". Здесь есть и ударные, быстрые песни ("Sulla Scia", "Ultima Volonta"), и более спокойные ("Milady"), даже порой создается впечатление, что звучит музыка к некоему фантастическому балету (окончание "Mosca Helzapop-pin"). В альбоме интересно сплетены "живые" инструменты (например, много струнных, которые неожиданно появляются в композициях "Ultima Volonta", "Milady") и полифоничные "синтетические" аранжировки. В "Ultima Volonta" прекрасный "небесный" вокал Антонеллы Руджеро оттеняют "героические" и нарочито безэмоциональные мужские голоса. Прохладное звучание органично сочетается с удивительной, чисто итальянской жизнерадостностью, прорывающейся сквозь довольно сложную мелодику MATIA BAZAR. Встречаются и фолковые мотивы ("Milady"), и просто запоминающаяся поп-музыка: "Sulla Scia", "Aristocratica", "Logica Attenuante".

Группа продолжила эксперименты с "танго-роком" ("Milady", "Luci Al Neon"), начатые на предыдущем альбоме, собственно называвшемся "Tango" и подарившем поклонникам крупнейший хит группы "Vacanze Romane" ("Римские каникулы"). Но зато сама композиция "Aristocratica" — очень проникновенное произведение, практически идеальная песня: грамотно построенная, увлекательная, парящая. Можно сравнить ее, например, с титульным треком альбома COCTEAU TWINS "Blue Bell Knoll". На пластинке MATIA BAZAR нет явных хитов, но это не умаляет фирменного итальянского мелодизма в каждом из восьми треков и дает дополнительный плюс альбому как целостной работе (отдельно стоит упомянуть обложку диска, оформленную в сюрреалистическом ключе). Впрочем, ценителей ярких хитов ждет первый же трек ("Ti Sento") на следующей полноформатной работе итальянцев, "Melancholia".
На "Aristocratica" немало приятных "фабричных" звуков (имеются в виду синтезаторные тембры), отчего некоторые песни напоминают "Some Great Reward" DEPECHE MODE ("Carmen", "Logica Attenuante"), но об этом альбоме разговор пойдет в следующем выпуске данной рубрики.
Похожее звучание: англичанка Kate Bush, норвежцы BEL CANTO, шотландцы COCTEAU TWINS, французы RITA MITSOUKO.

Доктор Морозов locomotion@tut.by

© музыкальная газета




© 2005 музыкальная газета