Jane'S Addiction
JANE`S ADDICTION

Когда они распались, RED HOT CHILI PEPPERS только засветились для широкой публики, выпустив "Blood Sugar Sex Magic", а NIRVANA впервые появилась в эМ-Ти-Вишных "120 минутах" со "Smells Like Teen Spirit". Большая новая волна новых музыкальных течений только маячила на горизонте, когда JANE'S ADDICTION покинули здание совершенно культовой командой с "платиновым" "Nothing's Shocking" (1988) и дважды "платиновым" "Ritual De Lo Habitual" (1990). Разбежавшись перед всей этой грандж-истерией в планетарном масштабе, они ничего не пропустили. Напротив, они уже все это видели — и "легендарные" концерты, и номинации музакадемий, и экзекуции чиновников из RIAA. Так что, сытые по горло эпилептическими припадками ханжей и экстазами критиков, да и физиями друг друга, фронтмен-эксгибиционист Перри Фаррелл, гитарист-гуру Дэйв Наварро, басист Эрик Эйвери и ударник Стивен Перкинс вместе с их общим знакомым Героином отыграли свой последний концерт на Гаваях в 1991-м году, и группа скоропостижно скончалась. Аминь. Впереди были девяностые…
А 22 июля этого года, группа, чье влияние на становление альтернативной рок-сцены 90-х признается повсеместно и безоговорочно, выпустила первый за тринадцать лет студийный альбом "— Strays". Ну и что? — спросите вы, — что такого? И если бы этот вопрос задали мне в лицо, я бы растрогался и подобно Паниковскому лепетал бы, что JANE'S ADDICTION — люди с "раньшего" времени, таких теперь уже нету, а скоро вообще не будет!

Сделано в XX веке
…Впрочем, наркотики были лишь одной из причин развала группы. Фаррелл, Наварро и Эйвери, конечно, употребляли, а вот у Перкинса проблем с дурью не было. Позже, уже будучи в составе RHCP, Наварро заметит, что в отличие от "перцев", которые в целом очень благоразумные парни, JA всегда стремились к саморазрушению. И, возможно, развал — единственная причина того, что весь классический состав группы ныне здравствует.
Журналисты, которым сегодня за тридцать, напишут, что JA сочинили "психоделический саундтрек к жизни альтернативной нации конца XX века", что кто-то из акул пера "бракосочетался под песни группы", что "JA были моими наркотиками, до того, как я перестал употреблять наркотики" и "если PEARL JAM, NIRVANA, SOUNDGARDEN, PRIMUS и им подобные зовутся цветами альтернативного рока, то JA — та почва, из которой они выросли".
В общем — все это правда. До JA альтернативный рок не крутили по радио, вообще не было радиостанций, специализирующихся на "альтернативе". Этим расплывчатым понятием обозначали все, что нельзя было услышать на радио или MTV. JA все изменили (уж в Америке — точно). К 1991-му году они были настолько влиятельными и почитаемыми, что авторитета хватило на создание целого фестиваля альтернативной культуры — "Lollapalooza". Это стало последним "озарением" Перри Фаррелла в составе JA. В 1991-м путешествующий фестиваль изменил лицо популярной музыки коренным образом. Предоставив площадку группам самых разнообразных музыкальных направлений, фестиваль соединил альтернативный рок, индастриэл, грандж, электронику и рэп в единый порыв передовых ансамблей американского андерграунда. Так случилось, что самые влиятельные группы 90-х начинали, в том числе, и с "Lollapalooza". Среди них — PEARL JAM, SMASHING PUMPKINS, ARRESTED DEVELOPMENT, NINE INCH NAILS Айс-Ти, Айс-Кьюб и др. На первом хэдлайнерами были сами JA, на "Lollapalooza-92" ими стали RHCP, специально прилетевшие из мирового турне. Фестиваль был праздником, где музыканты достигали единения не только со зрителями, но и c коллегами по цеху. Группы обменивались составами, подыгрывали друг другу, просто помогали независимо от жанра и стиля. Не обходилось без социальных и политических призывов.
Сегодня "альтернатив" — часть мэйнстрима. А еще в начале 90-х это была действительно искренняя вера в поражение конвейерной индустрии. То же MTV тогда было бесплатным общественным каналом. Никакого цифрового вещания, самоклонирований и четвертований на MTV-2, MTV-rap и пр. Самые крутые компьютерные игры — в автоматах а-ля "Морской бой" (шутка), но все-таки музыка еще не сдала своих позиций компаниям вроде "Microsoft" и была главным спутником молодого поколения.
Есть забавный фильм 90-го, "На гребне волны", где 27-летний Киану Ривз бегает с доской для серфинга за призраками бывших президентов США — грабителями банков. Если не обращать внимания на мелодраматизмы и штампы боевика, то смотреть можно. Можно поверить, что в жизни есть что-то большее, чем карьера или уверенность в завтрашнем дне. В конце фильма герой Ривза отпускает главного злодея-серфингиста ради пятидесятилетнего шторма, а сам забивает на стильный костюмчик и очки человека в черном и, прямо как Лев Николаевич Толстой, уходит. Наивно, но, во всяком случае, это гораздо больше похоже на художественный фильм, чем рекламный ролик графического пакета "Матрица: перезагрузка", демонстрирующий достоинство современных компьютерных технологий и ничего более. Ладно, не хотите смотреть на глазки Ривза, посмотрите хоть на вокалиста RHCP Энтони Кидиса — там он такой дикий, такой потешный. Посмотрите на Калифорнийское побережье, откуда берет начало Голливудская триада: JANE'S ADDICTION, RED HOT CHILI PEPPERS и FISHBONE.

Порно, еще одно порно и перец
Темами песен Перри Фаррелла были любовь и насилие, сексуальные извращения на ТВ, серийные убийцы; он делал зарисовки из жизни шлюх и утверждал, что даже свиньи могут достичь просветления подобно дзен-буддиским мудрецам. Эти послания имели свое воздействие. Как-то во время одного выступления на сцену взобрались несколько девушек и стащили с Перри штаны. А в 91-м на "Lollapalooza" он сам оголился перед 60-тысячной толпой. Концерты JA походили больше на анархический карнавал. На подтанцовках были задействованы настоящие проститутки с улицы и транссексуалы. Вне сцены он шокировал концептуально вычурным вкусом в одежде. К шмоткам и макияжу следует добавить фирменный мэйк-ап от героина. То есть видок у него был еще тот. Когда он заходил в магазин, думали, что фрик собирается что-то спереть.
Сразу после развала в 1992-м JA Фаррелл, прихватив с собой Перкинса, сформировал PORNO FOR PYROS (остальные вакансии заполнили гитарист Мартин Ле Нобл и басист Питер Ди Стефано). Дебют группы был одним из самых ожидаемых рок-релизов 1993-го. Одноименный альбом "PORNO FOR PYROS" с одной стороны был той же термоядерной смесью, что и JA, однако запись быстро вылетела из чартов. Эгоистические амбиции Перри скатались в ком, который стал поперек горла даже самым преданным поклонникам его творчества. Несмотря на стилевое разнообразие альбома — тут была и психоделическая губная гармошка, экзотическая перкуссия, духовые — он вышел до ужаса скучным. Песни звучали как-то слишком труднодоступно. Опять же, в отличие от опусов JA они были коротенькими, как детские штанишки, — аккурат под радиоформат, но там их упорно не вывешивали. Фаррелл всегда говорил, что ему нравятся альбомы групп, звучащие как будто все это сыграно сразу и "живьем". Кстати, первый альбом JA был концертной записью. Немудрено, что диск звучал как выступление в клубе. Единственным хитом альбома стала неряшливая баллада "Pets". Вторая пластинка, "Good God's Urge" (1996), содержала музыку, разложившуюся на саму непринужденность и беспечность. Хотя в числе приглашенных гитаристов был и Наварро, только немногие из композиций альбома тянули на хард-рок. "Good God's Urge" назвали звуковой дорожкой к солнечному пляжному побережью Калифорнии и там же похоронили. В качестве реквиема альтернативные радиостанции выбрали дорожную "Tahitian Moon". Правда, с треском провалившись в чартах, группа стала почему-то пользоваться хорошим концертным успехом. Последнее, вероятно, натолкнуло Фаррелла на возвращение к гастролям под вывеской JANE'S ADDICTION. Но прежде чем развалиться, группа записала песню к фильму о скандальном журналисте Говарде Стерне "Private Parts" (1997). За этой работой Фаррелл и Перкинс встретились с Наварро, который с товарищами из RHCP Фли и Чедом записывал трек "I Make My Own Rules". На премьере картины уже играли воссоединенные JA. Для оригинального состава не хватало басиста Эрика Айвери, но его заменил Фли. Да, еще песни PORNO FOR PYROS появлялись на лентах "Поколение игры "Дум" и "Кабельщик". Выпустив два студийных альбома, которые принято называть недооцененными, группа распалась, повторив судьбу JA.
Став свободным от группы с провокационным, но надуманным названием PORNO FOR PYROS, Перри вляпался в настоящий порно-скандал. В 1998-м, вдобавок к обнародованию домашних видео-записей Памелы Андерсон и Томми Ли, один из самых известных сайтов-охотников за порнушкой со знаменитостями, размещает 60-минутную пленку со съемкой интимной жизни Фаррелла. Музыкант, ссылаясь на нарушение своих прав на частную жизнь, кражу и т.д., подает иск на десятки млн. долларов (то ли на 40, то ли на 90), причем сразу на всех. Удивительно, но все уладилось, в отличие от дела Памелы и Томми, без выпуска легального тиража. К слову, в сравнении с пленкой Фаррелла, Памела и Томми кажутся просто скучающими яхтсменами, шалунами-любителями на отдыхе. На видео наша знаменитость занимается самым шокирующим сексом, одновременно принимает наркотики и даже пускается в некие философские размышления-комментарии. В том же году у него родился сын, и Перри зарекается не злоупотреблять алкоголем и наркотиками. Шум от скандала утихает после его участия в движении против института рабства. Нравы стран вроде Сингапура рок-звезду напрягают.
Свободное от глобальных идей время он отдает своему новому музпроекту GOBALEE. И прежде, чем тот смог стать на ноги, Фаррелл распустил группу. Его новая идея-фикс состояла в желании объединить людей на почве музыки и защиты окружающей среды. Создав однажды "Lollapalooza", он задумал новый фестиваль "ENIT", позаимствовав название из научно-фантастической книги "Cancer Planet Mission". Это мероприятие должно было напоминать нечто вроде британских рэйвов, где бы параллельно с выступлениями ансамблей шла масштабная посадка деревьев. Планировались семинары по общению с лесонасаждениями, предсказывались контакты с животными. Перри здорово увлекся восточной философией, ставящей деревья одним из основных источников информации и гармонии в мире. Такая хорошая идея не осуществилась. И это странно.
В 1999-м, с помощью гитарной мощи Тома Морелло (RATM) и Джона Фрусчианте (ex-RHCP) Фаррелл выпустил сольник "Rev" — своеобразный отчет о проделанной работе JA и PFP, раритеты и хиты, каверы GRATEFUL DEAD, LED ZEPPELIN и Лу Рида, парочка новых песен в несвойственной электронной манере. А в 2001-м появился первый полноценный альбом с самым новейшим материалом, "Song Yet To Be Sung", ставший самым неожиданным релизом от экс-рокера. Оказывается, Фаррелл уже пару лет занимается ди-джеингом, выступает под именем DJ Peretz. Электроника, удобренная "живыми" инструментами, этническими мотивами в эстетике worldbeat, tribal и new age. Во многом эта работа характеризует увлечение Перри "Торой" и иудаизмом. Отойдя немного от шока, все сделали вывод, что ничего хорошего от него ждать не приходится.
Еще Фаррелл много и часто работал с другими известными музыкантами. Спектр артистов, привлекавших его для совместной работы, очень широк. Среди них можно встретить ди-джея Оакенфолда, Айс-Т и Диаманду Галас, группы SEPULTURA, PURACANE, LIMP BIZKIT. Вроде бы, вокал Фаррелла обещает быть на одном из треков грядущего альбома PRODIGY.

Дэйв Наварро: и звезда с звездою говорит
За десять лет после роспуска JA, Дэйв не только не пропал, но даже стал еще более известным. Сегодня он считается одним из самых сексуальных рок-гитаристов и главных красавчиков-звезд Калифорнии с репутацией светского гуляки и сердцееда. Видеозаявление Моби "We Are All Made Of Stars" красноречиво свидетельствует о звездности Дэйва в компании с другими "звезданутыми" товарищами из мира музыки, кино, политики и даже порно. Сейчас все, кому не лень, вроде Пи-Дидди, тянут его в свои видео.
Однако репутация женоугодника никак не ставит точек в нескончаемых разговорах о том, кто же Дейв — гей, натурал или бисексуал? До сих пор все помнят поцелуйчики в составе JA, перенесенные в RHCP, любовь к колготкам и массу других странностей. Роман, помолвка, а теперь и женитьба на Кармен Электре только подливает масла в огонь этих споров. Кармен-то — бывшая женушка фрика-баскетболиста-трансвестита Денниса Родмана, который женился на ней по пьяной лавочке в Лас-Вегасе, а разведясь, предложил ей сняться с ним в порнушке, дабы не отступать ни в чем лучшим людям США… Единственное, о чем можно сказать с уверенностью, что Дэйв — универсально сексуален, и все это признают.
Он любит мотоциклы, ходит в кино, регулярно посещает спортивный зал, много читает. Знает, как обращаться с текстовым редактором, самостоятельно писал html-страницы для своего сайта. Ненавидит сниматься на фото и собственные роли в кино (х/ф "Floundering" и телепостановка "Martial Law"). Молодежи Дэйв Наварро советует один раз в шесть месяцев проверятся на ВИЧ, а пользующимся услугами проституток — два раза.
Чтобы не сложилось впечатления, что Наварро на протяжении тринадцати лет занимался исключительно "засовыванием хот-дога в булочки" или тусовками-массовками, заметим, что как музыкант он и по сей день на вес золота. Прежде всего, его гитара отметилась на знаковых работах JA. Дэйв значительно раздвинул представления о стилистических границах рока. Уже тогда он неплохо справлялся с этим инструментом не только при помощи пальцев, но и таких вещиц, как вибратор (отдельные звуки в знаменитой "Ted, Just Admit It" выжаты с помощью этого хитрого приспособления). Оба студийных альбома JA были свежим бризом в затхлой атмосфере гитарного рока. Журнал "Rolling Stone", к примеру, оба диска ставит в десятку наиболее влиятельных альбомов 80-90 гг., на годы определивших последующее развитие рок-музыки. При этом Наварро признается, что не оттачивает свою технику игры подобно Джо Сатриани или Мальмстину. Его мало интересует чистая техника. Главное, по его мнению, — талант, поскольку именно он влияет на композицию гораздо больше любой техники. Как в панке — важно не мастерство, а дух. О самостоятельных успехах Дэйва речь пойдет чуть ниже, а о сессионных работах пусть скажет перечень артистов, с коими сотрудничал гитарист: Аланис Мориссетт ("You Outta Know"), NINE INCH NAILS (трек на "Further Down The Spiral"), Эксл Роуз ("Oh My God" к фильму "Конец света"), Кристина Агилера, Мишель Бранч, Мерилин Менсон и др. Как вы могли заметить — сплошные звезды. Но сначала была борьба с пагубными привычками. Еще до распада JA Наварро (как и Фаррелл, он был с наркотиками на ты) начал бороться с героиновой зависимостью. Небезуспешно, к его чести. Как следствие — плодотворная работа и реализованность в составе RHCP. "Перцы" уже один раз звали его во время "Lollapalooza-92". Тогда он мотивировал отказ желанием быть в процессе написания песен, а не переигрыванием уже написанного материала. К тому же фестиваль 92-го напоминал бы ему о прошлогодних драках с Фарреллом, скандалах в гостиницах, швырянии оборудования в толпу. Одновременно с "перцами" соблазняли его и GUNS N' ROSES, но он пошел все-таки к RHCP после их повторного приглашения в 93-м. К слову, JA ненавидят GNR. Чуть меньше, чем за год Дэйв вместе с басистом JA Эриком Эйвери успевает организовать, выпустить альбом и устроить похороны экспериментального проекта DECONSTRUCTION. Диск "перцев" 1995-го "One Hot Minute" всем хорошо известен, как и дискуссии о роли Наварро в его написании. Сам Дэйв гордится процессом работы (особенно "Warped", "My Friends", "One Big Mob" и "Transcending") и приобретенным опытом. Эпизод поцелуев в конце клипа "Warped" он объясняет исключительно ломанием стереотипов, а не гейскими или бисексуальными делами.
Вообще, у "перцев" он набрался "здоровой" сексуальной энергии. JA всегда смотрелись слегка женственно, андрогиннообразно, а RHCP, несмотря на якшанье с любимым режиссером и другом Гасом Ван Сантом — открытым гомосексуалистом, щеголянье в женских шмотках, всегда излучали мачискую похотливость и были слишком уродливыми корягами для всех этих изысканных двусмысленностей. Да и ноги у них кривые! Значит, заразившись энергией "перцев", а может, извратившись еще больше, Дэйв в 96-97 гг. ищет лейбл и музыкантов исключительно женского пола для своего нового проекта — группы SWALLOW (!). Когда к нему присоединяется ударник RHCP Чед Смит, первоначальная идея меняется на концепцию коллектива SPREAD (!!). Потом Смит возвращается в свою группу, ну а Наварро со спокойным сердцем уходит из RHCP в пользу своего нового детища. Когда альбом был уже готов к выпуску под именем SPREAD, Дэйв вовремя сообразил, что, записав весь материал в одиночку, сыграв практически на всех инструментах, разумнее будет выпустить его как свою сольную запись. К тому же название SPREAD успела слямзить другая группа.
В 2001-м, вдогонку опусу Фаррелла, появился диск Дэйва Наварро "Trust No One". Альбом не похож на сольный диск гитариста. Это густое переплетение постгранджа, техно и рока, резко отличающееся от агрессивной и колючей музыки JA, конвульсивного фанка RHCP, не говоря об электронных заморочках Фаррелла. Дэйва совсем не интересуют песни про телок и тачки. Концепция альбома сфокусирована на негативных аспектах дружбы, любви, доверия и страха. Название "Trust No One" кажется циничным, но, прежде всего, это сарказм. Дэйв тычет пальцем на самого себя. Длительное время он был закрыт для многих вещей, не укладывающихся с первого раза в его голове. Он мыслил эгоистично, считая свой взгляд на мир единственно верным. Каждый раз, нахально полагаясь на себя, он, в конечном счете, попадал в больницу по "скорой помощи". Наркотики и отсутствие постоянных друзей совсем исказили его и без того мрачное восприятие.
Клип на песню "Rexall" тоже очень пессимистичен — о праздновании конца света. Но на вопрос "Что он будет делать, если до конца света останется 36 часов?", Дэйв уверяет, что проведет остаток времени дома со своей девушкой, заказав предварительно 18 пицц. Эта песня об окончании дружбы, когда заканчивается магия, заставляющая притягиваться разных людей. "Rexall" — так называлась аптека, где познакомились его родители. Когда ему исполнилось семь лет, родители разошлись. А пятнадцатилетним, в 1983-м, он пережил убийство матери ее бывшим любовником, который прирезал и тетю Дэйва (в их честь он сделал себе по татуировке). Кстати, убийца предстал перед судом только в сентябре 96-го после телешоу "America's Most Wanted", поспособствовавшего поиску скрывающегося подонка. Песня "Mourning Son" — о смерти его матери. Это одна из самых прямолинейных песен на альбоме. Другие более метафоричны.
Параллельно с диском он выпустил книгу-фотоальбом "Don't Try This at Home" с историями и изображениями всех посетителей своего дома за один год. Идею Дэйву подал Мерилин Менсон. В книге 12 глав. По сути, это буквенная интерпретация содержания альбома. В аптеке "Rexall" родители Дэйва снимались в фотобудке. Взрослым он съездил в это место. У него сложилось впечатление, что фотография с кем-нибудь в ней равносильна разрыву приятельских отношений. Точно такую же он установил в своем доме, где снимался со всеми посетителями. Хотелось проверить, исчезнут ли из его жизни лица, снятые в будке, и правда ли, что единственные постоянные люди в его жизни — драгдиллер, уборщица и мастер по уходу за будкой. В дуализме записи и книги Наварро нравится, что диск задает вопросы, а книга дает ответы.
Итак, увидели свет сольные альбомы Фаррелла и Наварро, и уже никто не думал, что вывеска JANE'S ADDICTION снова засветиться…

Они не обещали, но все равно вернулись
Весной 2001-го было объявлено об участии возрожденных JA на фестивале музыки и искусств "Coachella". В октябре они отыграли шестинедельный юбилейный тур. Пошли концерты по клубам. На одном из таких выступлений, в лос-анджелесском "Hollywood Bowl", произошел казус с разогревающими HOLE. Выступавшие до коллектива "вдовушки номер один на планете Земля" JA провели на сцене чуть больше отведенного срока, и HOLE отыграли только две песни из четырех запланированных. Публика неистово начала требовать JA, так что под ее свист и одобрение охранники буквально отодрали Кортни от сцены, чтобы препроводить в комнату с большими белыми телефонами. Там Кортни под аккомпанемент сливающейся воды продолжила свое выступление. Примерно при таких обстоятельствах вернулись JA.
Возвращения, возвращения…
Ну, один раз они уже возвращались. В 97-м JA выпустили "Kettle Whistle", поиграли, поездили немного и снова разбежались. Фаррелл и Наварро не злоупотребляли наркотиками, но оказалось, что на дворе стояло не самое лучшее время для возвращений. Тогда в зените был teen-pop, а у рок-групп модно было распадаться. Одно из самых влиятельных музыкальных течений, на пороге которого стояли и JA, пускало по реке времени свои иконы. SOUNDGARDEN объявили о роспуске, в первый раз развалились STONE TEMPLE PILOTS. SMASHING PUMPKINS завершали свой самый провальный диск, и уже тогда некоторые тыквы (с косыми китайскими глазками) стали поворачиваться в сторону сольной карьеры. Несмотря на удачные продажи "Unplugged", "доходили" ALICE IN CHAINS (Кантрел свалил делать сольник, а Стели — в завершающий героиновый путь). Последний альбом записали HELMET… Просто период полураспада! Впрочем, JA не собирались возобновлять отношения на длительный срок. Причины были куда более прозаическими. "Kettle Whistle" был сборкой раритетов и концертных записей, но никак не полноценным альбомом (новых песен было всего-то две штуки). За микшерский пульт посадили кудесника Энди Уоллеса. Из оригинального состава отсутствовал Эрик Эйвери, чей бас с успехом заменил Фли. Вообще, он поднаторел в этом аж с 87 года, так что все нормально. Фли тогда купил дом на Голливудских холмах, в котором одно время жили VELVET UNDERGROUND, а реформированные JA пользовались его студией в гараже для первых репетиций. "So What!", "Kettle Whistle", "Slow Divers", "Ain't No Right" были хороши. Турне-возвращение "I-Itz M'My Party" и диск-компиляция несколько поправили материальное положение участников легендарного коллектива, чем прибавили сил Перри и Дэйву для новых смелых проектов.

Вернувшись, они пообещали сделать всем хорошо
Итак, первым обещанием стало создание материала нового студийного альбома, а вторым — возрождение "Lollapalooza". И все это силами трех четвертых от классического состава JA (басист Эрик Айвери по-прежнему категорически против возрождения): Перри Фаррелл, Дэйв Наварро, Стивен Перкинс. Бас сперва доверили товарищу Перри по PFP Мартину Ле Ноблу, а потом Крису Чейни. Хотя было бы очень забавно видеть на этом месте тролля Фли (JA не везет с басистами, почти как RHCP не везет с гитаристами). Наварро был бы рад. Однако "перцы" сами недавно выпустили свой альбом. Для особой грандиозности пригласили продюсера Боба Эзрина, известного эпическими работами PINK FLOYD, AEROSMITH, KISS, Лу Рида и Элиса Купера, Питера Гэбриэла.
Сначала дела в студии шли с космическими скоростями. Первые восемь песен записали за две недели. Остановку сделали исключительно для участия в "Coachella", предварительно заверив, что в конце 2001-го альбом под "быстрым" названием "Hypersonic" увидит свет. Но с первоначального темпа они сбились.
В последующие два года появилось всего два номера "Таблоида" — официального издания группы с последними новостями из студии. Сайт был на реконструкции вплоть до 22 июля. Дату релиза переносили, название меняли... Возможно, на длительность студийного периода повлияло увлечение Фаррелла электроникой. Он недвусмысленно заявлял, что хотел бы найти новое звучание, основанное на электронике. Из этой смелой затеи ничего не вышло. Оказалось, что невозможно не только воссоединить, но и просто сохранить группу, делая основной упор на электронике. В новых песнях, конечно, присутствует сэмплинг, но только в качестве элемента. Было записано около 20 песен, из которых было отобрано только 11 на альбом "Strays". Остальные предполагают распихать по синглам и саундтрекам. Первым синглом стал "Just Because".
Стартовала и возрожденная "Lollapalooza". Сегодня она снова колесит из города в город, от человека к человеку: AUDIOSLAVE, INCUBUS, QUEENS OF THE STONAGE, JURASSIC 5, THE DONNAS, A PERFECT CIRCLE. Хэдлайнеры, разумеется, сами JA. "В теперешнем музыкальном климате, который, как мне кажется, вреден, — сказал Морелло (AUDIOSLAVE, экс-RATM), — для "Lollapalooza" важно снова появиться и утвердиться". Пери Фаррелл: "У нас было пять лет для отдыха — что неплохо, когда вы истощены — подумать и изменить стратегию, дождаться лучшей волны. Ты держишься на поверхности воды и ждешь волну — так же и в музыке, в этом бизнесе… Группы похожи на волны". Фестиваль хоть и стал уникальным явлением, но как таковое в чистом виде просуществовал недолго. С каждым годом "Lollapalooza" становилась все больше индустрией, нивелируя концепцию "альтернативной" культуры. Когда хэдлайнером была METALLICA, это было уже неоспоримо. До этого фест не выглядел так корпоративно. В 97-м даже сами JA продавали на нем майки. Тогда Перри прокомментировал возвращение JA так: "Ну, есть две причины, почему лично я сделал это. Одна — делать что-то подлинное, а вторая — наше возвращение сделает счастливыми очень многих людей… даже если они не будут слишком удовлетворены от увиденного…" Умрешь, но лучше не скажешь.
Практически все, начиная от фэн-ресурсов и заканчивая "NME" и "Rolling Stone", единогласно заявляют что "Strays" если не лучший, то один из лучших рок-релизов 2003-го. С последним, конечно, можно поспорить, но, без сомнения, это один из самых ожидаемых релизов за последние 13 лет. Надо учитывать, что бОльшая часть классического репертуара JA была написана за два месяца после первого знакомства, то есть в 86-м. Другое дело, что процесс выпуска затянулся на четыре года. Издав все это, группа развалилась. "Strays" — это всего лишь третий студийный альбом JA.
Конечно, возвращение шикарное, но маловероятно, что "Strays" окажется одним из ключевых альбомов грядущего десятилетия. Ну что ж поделаешь: учения Фаррелл не создал и мертвого Кобэйна JA не воскресит. Лучше бы им просто записать многострадальный "Unplugged" для исторической справедливости. Было бы неплохо, если бы кому-нибудь пришла в голову мысль выпустить трибьют JA. А пока последней новостью стала информация, что группа приступила к записи нового альбома…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2003 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета