no


Pilot
полет продолжается?

PILOT: полет продолжается? Полет PILOT длился не настолько долго, чтобы группа смогла обзавестись многомиллионной армией поклонников или распродать свои диски астрономическими тиражами — не могут все поэты быть Пушкинами, а рок-музыканты — "битлами" или "роллингами". Тем не менее, свою маленькую нишу (ну ладно, нишку) в поп-музыке первой половины 70-х PILOT занял.

Честно говоря, я всегда питал слабость к таким вот маленьким уютным группам — без особых претензий, без электронных изысканий, а с хорошей гитарной музыкой и симпатичными, укладывающимися в трехминутный формат, песенками.

Двое участников P., Дэвид Патон (David Paton, 29.10.51, вокал, бас-гитара) и Билли Лайелл (Billy Lyall, 26.03.53, вокал, клавишные, флейта), в конце 60-х входили в ранний состав BAY CITY ROLLERS, причем пребывание их в коллективе было столь непродолжительным, а вклад столь незначительным, что в некоторых биографиях BCR об этом факте даже не упоминается. Оба к 1971 г. покинули группу, еще до того, как она записала первый хит, и решили организовать свой коллектив. Но ансамбль без ударника, как... ну, короче, сами придумайте, как что без чего. Так ребята познакомились со Стюартом Тошем (Stuart Tosh, 26.09.51), который как раз и стучал — в хорошем смысле этого слова — и группа была готова. Разве что для "густоты" звучания добавили еще гитариста Иана Баирнсона (Ian Bairnson, 3.08.51). Оставалось лишь придумать название. Сошлись на PILOT — не столько потому, что намеревались высоко летать, сколько потому, что в это слово входят буквы из фамилий трех участников-основателей группы — P, L, T. Баирнсон пока не присоединился официально, т.к. еще раздумывал, не принять ли предложение о сотрудничестве от STEVE HARLEY AND THE COCKNEY REBEL.

PILOT отрепетировали свой материал, записали демо и предложили его EMI. В апреле 1974 г. был подписан контракт и музыканты отправились на Abbey Road. Мало того, что студия была овеяна легендами, так и продюсером оказался не кто иной, как Алан Парсонс (Alan Parsons), широко известный своей работой в студии с BEATLES и PINK FLOYD. Короче, "знакомые все лица!" Летом того же года PILOT выпустили первый сингл, "Just A Smile". Публика не отреагировала. Осенью последовала вторая сорокапятка — "Magic". Пустячок, честно говоря, но вполне грамотный и приятный на слух, с запоминающимся рефреном: "Ho, ho, ho, it's magic you know, never believe, it's not so…" Сингл стал международным бестселлером, поднявшись до 7 места в Англии, а в США разошелся миллионным тиражом. Пару недель спустя вышел и первый альбом, "From The Album Of The Same Name", целиком состоявший из сочинений Пэтона и Лайелла, а вскоре музыканты дебютировали перед публикой на совместных гастролях со SPARKS. В январе 1975-го вышла новая сорокапятка, очень уместно называвшаяся "January" и поднявшаяся к вершине британского хит-парада буквально за пару недель. Пластинка заняла 1 место даже в далекой Австралии.
"Пилоты" записали второй альбом "Second Flight" и ударили по меломанам новым турне — уже в качестве хэдлайнеров. Диск ненадолго появился в британском хит-параде, но слушатели очень быстро остыли, и последующие записи "пилотов" особого интереса не вызывали. Сорокапятка "Lady Luck" (ноябрь, 1975) стала последней, выпущенной в старом составе: Билли Лайелл покинул группу, чтобы начать сольную карьеру. Он записал сольный диск "Solo Casting" (1976), на котором в качестве гитариста отметился и Баирнсон и, между прочим, поучаствовал Фил Коллинз (Phil Collins). Пластинка осталась незамеченной, а Лайелл впоследствии вошел в состав британского дуэта DOLLAR, участвовал в записи альбомов популярной в начале 80-х гг. певицы Шины Истон (Sheena Easton).
Тем временем PILOT, поменяв продюсера на Роя Томаса Бейкера (Roy Thomas Baker), известного по работе с QUEEN, уже как трио отправились в Канаду. На небольшом лыжном курорте Морин Хайтс они около 2 месяцев записывали третий альбом "Morin Heights", действительно чередуя работу в студии с лыжными прогулками. Появлению диска в продаже предшествовал выход двух сорокапяток, оставшихся практически незамеченными. В это же время группу по "личным" мотивам покидает Стюарт Тош; некоторое время спустя он появляется в 10 СС — при всей несхожести музыки обеих групп.

Записав в 1974-1977 гг. четыре альбома и выпустив 12 синглов (из них — два хитовых, два чуть-чуть нехитовых, остальные — провалившиеся), "пилоты" начинают плавно переходить в другое качество — сессионных музыкантов и, как ни удивительно, добиваются на этом поприще куда больших успехов, чем в родной группе. К тому времени Алан Парсонс запустил в производство свой PROJECT. И все четверо встретились на его дебютном диске "Tales Of Mystery And Imagination" (1976). В следующем году Патон и Баирнсон записали финальный альбом, иронично назвав его "Двое — это толпа" (Two's A Crowd) и поделив работу в студии между своим проектом, вторым альбомом Алана Парсонса ("I Robot") и... суперсинглом Пола МакКартни "Mull Of Kintyre", которому потребовались настоящие шотландские подпевки — а все "пилоты" как раз и были чистокровными шотландцами. Сотрудничество Баирнсона с Парсонсом продолжалось до конца 90-х.

Впоследствии на протяжении почти четверти века студийная работа сводила бывших участников группы с такими известнейшими музыкантами, как Kate Bush, Steve Harley, Chris De Burgh, BUCKS FIZZ, Mick Fleetwod (из FLEETWOOD MAC), CAMEL, Elaine Page, Kenny Rogers, Elton John, Chris Rea, Rick Wakeman и др. Как видите, чужие проекты отняли у них лет на двадцать больше времени, чем собственный!
А что PILOT? Увы, после декабря 1989 года встретиться в старом составе "пилотам" было уже не суждено: именно тогда умер от СПИДа Билли Лайелл.
После ряда сольных проектов Баирнсон и Патон под названием PILOT записали в 2002 г. новый совместный альбом "Blue Yonder". Привет из 70-х?

Игорь МАТВЕЕВ igor_matveyev@mail.ru

© музыкальная газета




© 2005 музыкальная газета