обзор


Жмурки
БиБаБо

ЖМУРКИ
БиБаБо
(c) 2000 ЖМУРКИ
(p) 2000 X Records
8tks/50mins

Предоставлена группой.
Группа ЖМУРКИ образовалась в 1995 году на руинах команды ХУХТАМЯКИ, некогда игравшей акустический арт-рок. Пять лет покочевав по некоммерческим клубам родной Москвы и приняв участие в ряде фестивалей, в числе коих — "Московские каникулы", "Фестиваль надежд", а также тюменский фест женского вокала "Сирин", группа сподобилась записать дебютный альбом.
Бибабо — игрушка, надеваемая на руку и управляемая пальцами этой самой руки. Таким образом, название альбома для ЖМУРОК оказалось символичным, если учесть игру с музыкальными стилями. Но об этом чуть ниже.
Сами участники группы характеризуют свою концепцию как "existential dream", сущность которой определяется следующим образом (цитирую пресс-релиз): "Романтизм нашего времени как антитеза "массовости" сознания. Игра, в которой человек может позволить себе быть самим собой. Хрупкий мир человеческих чувств, каждый раз — уникальный и прекрасный. Ощущение мира на грани, каким он предстает перед нами каждую секунду и каким он уже никогда не будет. Мир, пронизанный иронией и самой искренней детской любовью, противоречивый и запутанный, населенный странными существами, не вписывающимися в одномерную плоскость здравого смысла". Все обозначенное и легло в основу содержания, казалось бы, бессюжетных текстов фронтмена группы Риты Лопухиной — с одной стороны, безысходных и депрессивных, с другой — ироничных.
Концепция предопределила и музыкальную стилистику ЖМУРОК, которая с трудом поддается определению. По сути, здесь каждый найдет свой любимый стиль — арт-рок 60-х и трип-хоп 90-х, новая волна и джаз-рок, советская ретро-эстрада и рок-н-ролл... При этом каждый стиль используется как средство музыкальной (и, если хотите, драматургической) выразительности для отражения смены эмоциональных состояний. И все они, вместе взятые, образуют органичное целое.
ЖМУРКИ представляют собой редкий образец андерграундной группы, чье творчество интеллигентно от и до. С первого аккорда слух приятно поражает безупречность аранжировок и исполнительского профессионализма. Нельзя не отметить напористый тенор-саксофон и искрящуюся переливами флейту Юрия Лопухина, сосредоточенность клавишных партий Светланы (Оксо) Гусятиной, ее почти "барочную" блок-флейту в "Колыбельной для Маленького принца", зажигательный рок-н-ролльный драйв гитариста Андрея (Кормчего) Макухина, раскрепощенный джазовый бас Аркадия Голубкова и суровый — Василия Фадеева (в упомянутой "Колыбельной..."), ритмически точные, как метроном, барабаны Сергея Кобзева и Евгения Бокка (последний сыграл в песне "Танцуй", открывающей альбом). И над всем возвышается превосходный вокал Риты Лопухиной, которая не только продемонстрировала здесь тончайшее музыкальное чутье и великолепные поэтические и композиторские способности, — она украсила инструментальными партиями саунд некоторых композиций, сыграв на клавишах в "Кинематографе" и саккомпанировав себе на акустической гитаре в "Колыбельной..." Пожалуй, единственный минус: бубны и маракасы Виктории Зайцевой то ли маловыразительны, то ли плохо прописаны. Мне кажется, ЖМУРКИ могли бы обойтись и без них (хотя это всего лишь субъективное мнение).
"Танцуй" — по определению самый хитовый номер альбома, который могла бы, не колеблясь, взять в ротацию любая FM-радиостанция. "Кинематограф". Действительность, пропущенная сквозь призму сознания героя композиции — бесконечное глухонемое кино. "Карлик". Герои некоторых песен Риты Лопухиной отличаются повышенным жизнелюбием, что весьма радует. Стало быть, не все так плохо в нашей суровой жизни. "Падает дождь" и "Сон мой". Чудовищное взаимопереплетение мистики и реальности. "Ответь" — своеобразное преломление темы дружбы в песенно-поэтическом творчестве Риты Лопухиной. "Треп" — самая продолжительная (время звучания — 10 с половиной минут), мрачная и депрессивная композиция. Без влияния PORTISHEAD не обошлось. Венчает альбом монументальная "Колыбельная для Маленького принца" (конечно же, по Антуану д'Сент-Экзюпери). Это одна из самых старых композиций периода ХУХТАМЯКОВ, выдержанная в стиле акустического арт-рока. На мой взгляд, самая лучшая.
Таким образом, альбом "БиБаБо" оказался для ЖМУРОК своего рода экспериментом. Вот фрагмент комментария Риты Лопухиной, помещенного на официальном сайте группы: "...мы ищем новый звук, и надеемся, что он будет достаточно выразительным, чтобы заинтересовать и любителей современной музыки, и почитателей классического рока". По-моему, цель достигнута на 99,99%.
Вместо P. S. При регулярных приступах депрессии прослушивание альбома категорически не рекомендуется.
Контакт: jmurki@pesni.ru . Г. Шостак

© музыкальная газета




© 2005 музыкальная газета